Алдер Хэрри » НЛП. Современные психотехнологии



3 страница


 

Правильно ли вы оцениваете сложность задачи?  

 

Правильная оценка сложности достижения цели также необычайно важна. Если вы недооцените сложность какой-либо задачи, она вряд ли подвигнет вас на то, чтобы оставить ради нее другие менее важные дела. Если же вы, наоборот, существенно переоцените сложность задачи, она может оттолкнуть, испугать вас, и тогда вы не сможете добиться желаемого результата в полной мере, хотя, возможно, что-то и удастся сделать. Правда, здесь существуют значительные индивидуальные различия, и один с радостью возьмется за такую работу, которая напрочь отпугнет другого.  

 

Оптимальный уровень эффективности  

 

У каждого из нас свой оптимальный уровень успешности. Например, многим необходимо периодически оказываться в ситуациях, связанных с определенной долей риска, для того чтобы работать с наибольшей отдачей. В подобных случаях мы ощущаем прилив энергии, продуктивность нашей деятельности резко увеличивается и кажется, что абсолютно все нам по плечу. Именно в таком состоянии мы попадаем в зону мастерства, где все дается необычайно легко, без усилий. Как правило, тот или иной проект или задание можно разбить на несколько подзадач. Время, отведенное на выполнение долгосрочного проекта, можно разделить на несколько временных интервалов так, чтобы задачи, находящиеся в каждом из этих интервалов, были реально выполнимыми. В то же время – требовали напряжения всех сил и использования всех способностей.  

 

Сроки  

 

В качестве одного из параметров при задании оптимальной сложности какой-либо задачи выступает фактор времени. Правда, его необходимо соответствующим образом конкретизировать. Так, например, если вы начали заниматься изучением испанского языка, наметьте себе определенную дату сдачи экзамена. Нужно, чтобы задача была для вас реально выполнимой и в то же время требовала достаточного напряжения сил. Тогда ваша мотивация будет довольно высокой. Конечно, результаты будут также зависеть и от других ваших занятий в этот же период. Даже сравнительно несложная задача может вызвать стресс, если на нее накладываются другие заботы и обязанности. Поэтому примите также во внимание фактор иерархического расположения целей.  

 

«Подбросить в огонь дров» или «спустить пар»  

 

Пересмотрите еще раз свои ближайшие цели. Постепенно вы сможете ставить перед собой все более значимые и сложные цели, которые будут требовать от вас все большего напряжения сил. Именно это и называется в НЛП «подбросить дров в огонь». Вы можете создать себе дополнительный стимул, взявшись за наиболее трудную задачу или поставив себя в более жесткие временные рамки. С другой стороны, вы можете немного испустить пар» Несколько сократите задание или уменьшите его сложность или дайте себе больше времени на его выполнение. Сложность задачи (трудность выполнения, оценка собственных возможностей) должна быть выбрана так, чтобы обеспечить наивысшую отдачу и в то же время наиболее сильную личную мотивацию. Помните, не стоит поддаваться панике. Но если мы разобьем задачу на отдельные этапы или же просто посмотрим на нее с другой точки зрения, оценка ее сложности может существенно измениться.  

 

Насколько позитивна ваша цель?  

 

Как вы, наверное, уже убедились, гораздо лучше выражать свои цели позитивным, нежели негативным образом. Почему бы не описать намерение «сбросить три-четыре килограмма» несколько иначе – «достичь определенного веса к определенному времени»? Тогда вашему мозгу не придется тратить дополнительные усилия на сопротивление негативным целям («сбросить»). Старайтесь поступать так с того самого момента, когда мысль впервые пришла вам в голову.  

Известно, что человеческий мозг значительно лучше справляется с позитивно выраженными целями. Каждый родитель, которому доводилось предостерегать или увещевать своего ребенка: «Смотри, только не упади, не пролей, не пропусти, не забудь…», должен знать, что запоминается-то как раз противоположное («забудь», «пропусти», «упади», «пролей»), и результат – соответствующий. Поэтому сами решайте, чего именно вы хотите: попасть в цель или промахнуться. Допустим, вы хотите избежать разорения, поражения или падения нравов. Но каково положительное содержание всех этих желаний? Какова цель, в которую вы намереваетесь попасть?  

Обманите свой мозг. Попробуйте не думать о кончике своего носа. Но для того чтобы не думать о чем-то, надо прежде об этом подумать. Практически, наш мозг может оперировать лишь позитивными идеями. Оказывается, совершенно невозможно удержать воображение мысленным приказом «не представлять начальника в ярко-желтом джемпере, который ему к тому же мал» без того, чтобы этот образ не возник перед вами во всей красе. И чем больше вы будете стараться не думать об этом, тем более глубоко запечатлеется у вас этот образ. Поэтому «не допустить продажи машины» – неподходящая формулировка, выразите свою цель позитивно: найти дополнительную работу (подработку), отдать долги или сделать какой-либо другой, более скромный шаг в нужном направлении. Обманите свой мозг, настройтесь позитивно, используйте воодушевляющие ассоциации.  

 

Что можно сделать для достижения цели?  

 

Правильно поставленная цель предполагает, что вы прилагаете значительные усилия для ее реального достижения, а не только мечтаете и любуетесь воображаемыми картинками. Вам нечем будет похвастать, если у вас не будет реальных рычагов воздействия на ситуацию. Вы можете желать своему ребенку всего самого лучшего: окончить школу, колледж, сделать хорошую карьеру, но даже самая благородная из всех существующих целей не сможет реализоваться сама собой. Ее реализация зависит от чьих-либо усилий. Однако вы можете поставить свою цель таким образом, чтобы именно вы могли оказать наиболее сильное воздействие на ситуацию. Вы можете оказать своему ребенку посильную помощь, например дать ему хорошее образование, морально и материально поддержать его в начале карьеры. Цель должна соотноситься с вашими возможностями, именно это является одним из основных условий успешной деятельности.  

 

Обладаете ли вы необходимыми ресурсами?  

 

Предположим, что все – в ваших руках. Но обладаете ли вы всеми необходимыми для успешной деятельности ресурсами? Если вам для выполнения задуманного требуется 1500 долларов, сначала поставьте перед собой задачу раздобыть или накопить необходимую сумму. Если на сегодняшний день вы не располагаете необходимым для этого временем, отложите решение задачи на некоторый срок. Причем все ваши действия должны соотноситься с иерархией целей – мелкие цели должны работать на крупномасштабные; краткосрочные – на долговременные; а все вместе они должны способствовать достижению главной цели вашей деятельности.  

Нечто подобное происходит и в быту. У вас может не оказаться необходимых навыков для реализации какой-либо важной для вас цели, но вы вполне можете их приобрести. Тест, позволяющий определить, обладаете ли вы необходимыми для достижения своей цели ресурсами, скорее подразумевает наличие у вас неких внутренних ресурсов, чем внешних. Какая-либо цель, которую вы ставите перед собой лет в пятьдесят, может оказаться, увы, совершенно нереальной, сколько бы денег вы ни накопили к этому времени и какие бы навыки ни приобрели. Молодой же человек сможет без особых усилий справиться с этой задачей. Так же существуют цели, которых легко может достичь человек ростом под два метра, подростку же ростом всего метр пятьдесят нечего даже мечтать об этом. К счастью, в жизни не так много вещей, которые находятся полностью вне пределов вашей досягаемости исключительно из-за недостатка у вас тех или иных внутренних ресурсов. Используйте рассмотренный нами тест. При необходимости – обратитесь к какому-либо человеку, мнению которого вы доверяете, чтобы он помог вам решить, обладаете ли вы всеми необходимыми качествами для решения стоящей перед вами задачи.  

 

Экология: кто или что еще может повлиять на дело?  

 

В НЛП экология – та среда, в которой и происходят все перемены в модели изменения состояния. Лишь немногие цели не подвластны влиянию среды. Одна цель служит предпосылкой и необходимым условием для другой или же сама испытывает влияние со стороны. Успех осуществления любого организационного плана зависит от того, насколько удачно он разделен на части и хорошо ли согласуются эти части между собой. В случае недостаточной координации разные части плана, как лебедь, рак и щука, будут тянуть нас каждая в своем направлении, и все наши силы будут потрачены впустую.  

 

Что делать?  

 

Все, о чем шла речь прежде, должно быть выражено в действии. Начните с того, что запишите на листе бумаги все, что вы хотите получить, сделать, узнать или кем хотите стать, используя при этом модель жизненной стратегии и применяя те тесты, о которых шла речь выше. На начальной стадии надо включить в этот список все ваши цели и желания.  

Намечая долговременные цели, которые должны занять высший уровень в вашей иерархии, не забудьте о целях самореализации и личностного развития. Попробуйте построить иерархическую структуру так, чтобы цели каждого нижележащего уровня поддерживали цели вышележащего уровня. Достижение целей второго ряда, например обретение финансовой независимости, также будет обеспечиваться достижением ряда подчиненных целей, таких как повышение уровня квалификации, назначение на должность заместителя начальника или ежемесячное откладывание определенной суммы. Каждая из этих задач, в свою очередь, имеет под собой ряд других конкретных задач – отослать необходимые бумаги, сдать отчет ко вторнику, согласовать с секретарем начальника время доклада и т. п. При этом ежедневные и еженедельные планы должны быть составлены так, чтобы цели сиюминутные поддерживали долговременные.  

Если же это не удается, спросите себя, на что именно вы согласны тратить время и силы в первую очередь. Если сиюминутные цели не определены вами в форме, допускающей их немедленное выполнение, вернитесь к началу и проделайте все тесты еще раз. Обратите на этот раз особое внимание на конкретность своих намерений и на имеющиеся у вас возможности для их осуществления.  

 

Применение критерия «правильно поставленной цели»  

 

После того как вы выстроили иерархию целей, следует применить к каждой из них все те тесты, о которых шла речь выше. Тщетные желания и необоснованные надежды отсеются сами собой, поскольку они недостаточно конкретны. Правильно поставленные цели имеют удивительную способность сбываться как бы сами собой. Но если вы боитесь лишний раз потерпеть неудачу или принять на себя дополнительную ответственность, удача вряд ли улыбнется вам. Хорошенько запомните это и почаще говорите сами себе: «Если кто-то смог, то и я смогу».  

 

Глава 5  

Творческая визуализация  

 

Возвратимся к нашему разговору о конкретности постановки цели: для того чтобы создать у себя ясную картину того, что именно вы собираетесь делать или чего хотите добиться, представьте себе, на что это будет похоже.  

 

Самоисполняющиеся образы  

 

Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных ощущений – со зрительными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными ощущениями.  

Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой внутренней визуализации, они способны «вживе» представить себе самые невероятные сценарии, формируя таким образом свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода внутреннюю образность будут само-осуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитивно настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный – негативные.  

Отличительной чертой прирожденных лидеров и успешных спортсменов является то, что они могут «вживе» представить в голове события еще задолго до того, как те воплотятся в реальность. Это своего рода программа действий. Такая способность относится к числу врожденных. Тем не менее ее можно у себя развить. Этим в значительной мере и занимается НЛП. «Не могу себе представить этого» – свидетельство того, что внутренняя цель не сформирована, отсутствует.  

 

Правополушарная образность и процесс реализации целей  

 

Следующие положения особенно важны для процесса достижения целей в самых разнообразных сферах деятельности.  

• Постановка целей – не просто полезное занятие, а совершенно необходимый момент любой деятельности. Без цели человеческая кибернетическая система не может работать.  

• Существуют значительно более мощные способы фиксировать для себя цели, чем просто записывать их на бумаге.  

• Желаемый результат может быть создан сначала у нас в мозгу со всей подробностью до мельчайших деталей.  

Вы можете ощутить и пережить его еще задолго до того, как он возникнет в действительности. Такого рода навыки получили название проигрывания сценариев. Вы можете «примерить» на себя тот или иной результат, не подвергая себя реальному риску и не затрачивая при этом никаких ресурсов.  

• Мы можем приобретать некий внутренний опыт пребывания в различных состояниях, так же как обладаем опытом знакомства с людьми, вещами, городами и странами. Поэтому есть глубокий смысл в использовании модели «изменения состояний».  

• Техника визуализации применяется для того, чтобы сделать цель более привлекательной, подвигающей к действию. Для этого требуется некоторым образом «настроить» различные субмодальности, то есть характеристики нашего образа цели, такие как яркость или резкость картинки, громкость звуков (см. рис. 3). Таким образом мы в буквальном смысле слова можем сами себя подтолкнуть к действиям.  

• Интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, она как бы включает систему автопилота.  

• Все это хорошо согласуется с широко известными представлениями о роли бессознательного в процессе целеполагания, когда мозг работает сам по себе, безо всяких сознательных усилий с вашей стороны, но тем не менее в соответствии с некоторым внутренним образом желаемого результата (интернализированной цели).  

• Эти образы могут иметь различную степень отчетливости. Если цель в достаточной мере притягательна, побуждает к действию, то она обычно бывает представлена в виде яркого и реалистичного образа. Если же она менее привлекательна, – образ размыт. Этим процессом, который в обычной ситуации носит довольно случайный характер, можно научиться управлять. Здесь вами правят не привычки (многие из которых сами являются проявлением неких бессознательных намерений), а вы сами сознательно контролируете этот процесс.  

• Нет необходимости визуализировать то, как именно вы будете осуществлять свою цель. На деле это лишь ограничит вашу гибкость, подвижность и способность следовать интуиции и подсознательным ассоциациям.  

• Четко визуализированную цель куда проще описать другим людям.  

 

Внутреннее повторение  

 

Цели могут быть подвергнуты логическому испытанию на основе критериев, описанных ранее. Но им можно придать дополнительные силы при помощи внутреннего представления (расцвеченного всеми пятью чувствами). Этот процесс чувственного представления будущего получил в НЛП название «шага в будущее». Но более широко он известен под названием «внутреннего повторения». В качестве одной из техник НЛП он применяется не только при постановке целей, но и в других ситуациях, об этом еще пойдет речь.  

 

Практика внутреннего повторения существовала и до НЛП, так, например, известно, что тем спортсменам, которые использовали внутреннее образное представление при подготовке к выступлению, удавалось достичь выдающихся результатов. Иногда эту технику называют также внутренней ролевой игрой.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 954
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь