Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



3 страница


явление получило название причинной атрибуции. Различают три эффек-  

та восприятия: эсМзект ореола - обшее благоприятное впечатление при-  

водит к положительным оценкам неизвестных качеств личности и, наоб1  

рот, обшее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию  

отрицательных оценок; новизна и первичность - при восприятии знаке  

иого действует эффект новизны - последняя, т.е. более новая информ,  

ция оказывается наибодее значимой. При встрече же с незнакомым че-  

ловеком большое влияние на нас оказывают первичные сведения;  

стереотипизация - часто возникает в связи с групповой принадлеж-  

ностью человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог,  

военный и т.д.).  

 

Академиком А.А.Болапевым получены данные, иллюстрирующие де.  

вие данного эффекта: из 72 опрошенных им людей девять ответили, ч  

квадратный подбородок - признак сильной воли, большой лоб - ума;  

14 отоишествляли полноту с добродушием; три - жесткие волосы с н  

покорным характером; для пята малый рост является свидетельством  

властности; д"я остальных же кра"ота была признаком глупости.  

 

Руководители всех уровней управления, педагоги, представител:  

профессий типа "человек-человек" должны знать закономерности БОС!  

тия людей, чтобы уметь объективно, без предубетидений строить с я  

свои отношения, уметь прогнозировать конфликты и управлять ими.  

 

Одним из факторов, влияющих на возникновение конфликтных оп  

шений, являются условия возникновения симпатий и антипатий. Проа  

лизируем их детально.  

Для зарождения симпатий Антипии появляются  

 

1. Условий соперничества и ко  

ренции (когда решается эоп  

"Либо один - либо другой"  

 

2. Неприемлемого поведения  

го (в манерах, походке,  

и позе).  

 

ндобходимо:  

Т. Условия предполагаемого или  

реального сотрудкичесФва.  

 

2. Приемлемое, приятное  

поведение другого.  

 

См.: Обозов Н.Н. Психологическая культура вэаимньх отнс  

;., 1".  

16  

 

 

 

з. Сходство основных отношений  

к жизненным ценностям и  

целям.  

 

3. Различия основных отношений  

к жизненным ценностям (к семье,  

работе, своему месту в жизни  

и т.д.).  

 

4. Близость позиций в главных  

представлениях о собствен-  

ном "Я" II различие по мало  

значимым качествам.  

 

15. Точная, правильная оценка  

положительных и отрицатель-  

ных качеств нашей личности.  

 

4. Расхг-щения в существенных  

представлениях о собственном  

"Я".  

 

5. Искаженной оценки положитель-  

ных и отрицательных качеств  

натай личности дру"ими.  

 

На последуютих этапах развития конфпиктрчх отношений каждое из  

[указанных условий будет оказывать влияние весьма неоднозначно, так  

[как сугубо личностные отношения могут диктовать выход из конфликта  

[по собственному желанию, а выход из отношений, скрепленных объектив-  

1 ной необходимостью совместной трудовой деятельности, учебы, службы,  

воспитания и обучения детей и пр. требует серьезного и аргументиро-  

ванного разрешения с участием разных членов коллектива, занимающих  

определенный статус в системе групповых межличностных отношений  

(Андреева Г.М., Бодалев А.А., Коломинский Я.Л., Петровский А.В. и др.)  

в соответствии со своими профессиональными, деловыми и личностными  

качествами. Все это создает достаточно разнообразную картину груп-  

повой дифференциации, в которой выделяют дзе основные системы: со-  

циометрические и референтометрические предпочтения и выборы.  

 

Цзи помоши социометрии (методики, предложенной американским  

психологом Дк.Морено) определяется популярность-непопулярность чле-  

1 ков коллектива, их различный социомерический статус, выявляются су-  

шествуютие микрогруппы. Техника проведения данного исследования тако-  

ва: опрашиваемым раздаются листы бумаги. В верхнем углу каждый пи-  

чгет свою фамилию, а ниже ставит одну под другой цифры 1, 2, 3. Эате<  

"""Їяог зачитывает вопросы типа: "С кем из товарищей по работе  

Хй1еяи бы поехать в командировку?", кем из коллег хотели бы  

вместе провести отпуск??" и т.п. Вопросы могут быть разнь.е го содс-р-  

TЇ> но одно условие соблюдается обязательно: человек вь-бает  

" партнеров из своего коллектива. Заполненные листы соб.;ра)"ч.  

ЗДОГом и обрабатываются: все они расклалываится в ал;? -и Г!:о>  

 

:1оу",яке .!0 мшт .лл. ""х я..) и цу"№;/отс.  

 

.Пд срзпе.енй ". :"иг -тми, т.е. ""!)яктнх и нонфянитных  

о-эшений Ё0:о1, преплагаеые стенам грп. ш"л коллектива, носят  

характер откерганий 1"С кч гы не хотел бг рыполнять порленное  

заданяв? С кем не хтел бь; сидеть за одной партой, играть? С кем  

яе хотел бы раоо""" з одно:: бригаде?" : т.п.").  

 

!1ии социоивтр:-.1аскои подходе к группе основный фаитороч выбора  

в системе четапчостньк огношений йздяегсЇ симпатия-антипатия.  

А раферекомрчьгеояи? осизаниен выбора вып-ляет ценностный факт  

 

У каждого "озека гь своЇ референтная группа, с требовани.  

которой он сч.1?дтся и на мненке котэроС ориеьтируется. Презлочти-  

тэльноста пс ир!нак референности с;шесгвенно отличается от пред,  

почтительной;" ч йоциометрии.Референтность находится в более глу-  

боких слоях внугригрупповой битиинои"и, опосрепуемой ценностями,  

приняты.;.. > Дйг-ним коллективе. Методический прием - референтометр!  

состоит в той, чтобы, о одной стороны, дать возможность личности  

ознакодаьсй о инением лшбого одена ксилектива по поводу определе1  

ных ьначимых объектов ?а той чисте деловых и личностных качеств  

рабогника), п с лруг:й - строго ограничить число избираемых лиц.  

рефызнгпкеряче-яч-ч процедура есьча оперативна и позволяет сост!  

акп гр"лс.й№51"?! о п"Е.т"дноД структуре коллектива, т.е. опрелвл>  

"кто есть кто".  

 

Иссг.2ован"г пс,лачлор (В.З.Вогойчовокий, Я.Д.Ко."п11инсний и  

позволта" устакоЕть пьлчины, ослоаливаю11!те прелпосьшки иэолир1  

ванкоси и }.онфдгкт-1ост1 иссольников.  

 

Уста-гоапено, что наиболее важные из причин сяедуюшие. Ве-{йц  

вых, безрй-мичие отаергаеиых ккольников к учебе. Зти учащиеся эа  

чаются йлабо я яе делаит заметных устаий, чтоб> улучпк"ь успевав  

койть, Безраалитйд к собствежгм успехам оочетается с безраздяч]  

к удачам и каудачая одноклассников. Эти дети не радуются и не т  

чалятся п гоголу успеха или неуспеха классного коллектива, не 1  

РВЬЙЮТ нд озабоченности, ни интереса к успеваемости класса. Дня  

учеба - .1"."о обяэатедуюе, нс неинтерес-зде, тягостное. Наблюдени:  

показувают, ч"с чап"с так.:а кмольнпи бе-юазличии не гси-лько х ;  

я вутреннея мз: стасса, ! и к своему вкринему ви.цу.  

 

Эо-вторчх. отвергаекоать некоторих ал.ихя может быть об  

)1. ;1о1.:- ;"; " п..1М! . "1е".< -ТМ"т"д -) ипаяЯ!Г1  

оч>ерач5.;я, тк чаг с1чя избега-ют ав;.б1;, 1- деар" усилий к  

 

р.зь-рапис товйрЦ1;йсаих отношений, <шогла причиной безрар  

щ-.,- .. об"1"> мог-ут быть возрос" (старцга истальш-л), садоиност>.  

.е?я"о г 1. Своретникя считают таких детей неинтересными  

(я съестных игр, дйтррч. Мехсу тб< самя чзолирсванные и отвергае-  

; с;;1-т, что прес.тии олж.н сломиться без их участия. Это срос-  

цэ-;"" оизч. 0;.ла же елегу.-г отгти нетей "неулобкьк", конфипт-  

к, т.; "о ;1051я"-:о бает чеповолн. кто много и без в"плй"о  

.зборя 1(1IН."ет чсех и рее. Очи г"<е непнтереснь в дружбе.  

третьих, изилирозан1"п варисит от уме!!ия налпя-гать ион-  

о?;кок.11ассникаии. Тадие школьники хотели бь уча-вовать в  

елах, но не йнают, как это сделать. Их исцеление чате вреЛ1,;.  

с;аэт им: они хвастают, надоедают с лрелложониями, ног-эслс"".  

)зЕат кочфдккчные сиаги.  

 

По."окение человека (а особенно школьника) в группе, яоллектине  

;ияет на его нравственнъй качествь, психокогическое и эмоционадь-  

)е благополучие, поведение. Школьник, который занимает полоиение  

шлярного, испытывает эмоциональный пояъем, уверенность в себе.  

>ое пилояение он, каж правило, недооценивает.. Он считает, "то  

.3 выборы полнит обязателоно, а оолыпего ему и не греб;узтся. Уве-  

ННОСУЬ создает эоональную табтаьность, чувстио благополл-чия.  

 

Иэолированньв чувствуют себя не так уверенно в коллективе, хс-  

[, как показывают эксперименты, склонны переоценивать свое поло-  

ние. Они считают, что их популярность выше, чем э действитель-  

1сти, что с ними желают дружить многие члены коллектива. Желание  

действителыюсть у ни-: расходятся (в сторону преувеличения желае-  

го). В нелегком пск.Хдении находятся "отвергаемые". Как правило,  

и вначале делают попытку органически влиться в коллектив, но ког-  

Убеждаются в невозможности этого, стремятся уйти из него, найти  

Tе группы, где бы их признавали, с ними считались. Неблагополуч-  

6 положение таких школьников в классном коллективе часто является  

ичиной их ухода из шкалы, различные межличностных конфликтов.  

 

Многие авторы, исследователи детского неблагополучия (Л.С.Вы-  

кий, Л.И.Бодович, Ф.Е.Василюк, В.Н.Мяситев, С.Г.Якобсон и др.)  

ог необходимым анализировать не только поло:китсльные отношения  

 

"ь"я, но и конфликтные, вьл.а.яять их в качестве ("амосгоятель-  

> объекта лдя изучения, вояжировать типичные для каждого ЕОГраста  

 

1" "чге ситуации в аспекте исслелонания [роблем; "коллектия и  

"Нопть"  

 

Детские конфчикти изучались в условиях самостоятельно органи-  

зуемой детьми совместной трудовой пеятеяьности. Столкновение инте-  

ресов детей, возникающие при организации деятельности или в процессе  

ее, как правило, разпешаются ими самими за счет самостоятельного уст  

новления норм справедливости. Подобный путь преодоления конфликта,  

как подчеркивают автору, снимает неприязнь личных ОТНОПЕНИЙ, создает  

атмосферу признания и уважения прав и интересов кавдюго члена груп-  

ц также обеспечивает не только опыт собственного подчинения нор-  

и участие в контроле за ее соблюдением другими, т.е. подяин-  

Мвшественную активность. Таким образом, в данной работе также  

рассматриваются те внешние конфликты, которые осуществляют полезную  

функцию в регулировании отношений детей.  

 

В более поздней серии исследований, посвяшенных психологиче-  

ской проблеме этического развития детей, С.Г.Якобсон развивает иде>  

нориатавной регуляции поведения в условиях совместной деятельности  

и покизивавт, что столкновение интересов, конфликты, возникаюшие  

в процессе деятельности, не всегда преодйлеваются нормативним пуее  

возможны и другие варианты, как, например, "силовой" способ, соста  

ший в психологической превосходстве (весь этот комплекс личнвстных  

яачеств .и,форм повеления, с поиотыо которого ребенок вынуждает лр;  

действовать в желательном, для него направлении) одного из партнеры  

над другими. В условиях такого превосходства ребенок поставлен пе]  

необходимостью выпокнять спучцую, неинтересную работу,в результате  

чего у него возникают неприязненные личностные отношения с партне-  

ром и нежелание вновь участвовать в подобном объединении. Рассмат  

ривая разные варианты конфликтов в совместной трудовой деятельное  

детей и их исходы, С.Г.Якобсон показывает, что нормализация детск  

деятельности отнюдь не всегда свидетельствует о нормализации дет(  

отношений, и прение всего их внутреннего психологического плана,  

именно личностннх отношений. При "силовом" решении конфаикта так<  

нормализации че происходит. Психологическое превосходство одного  

партнера нал другим (или другими) препятствует удовлетворению ин"  

ресов другого, утепляет его уверенность в себе, удовлетворенносп  

осуществляемой деятельностью.. Это исследование проводилось с дет)  

школьного возраста в условиях самостоятельной трудовой деятельно>  

Конфликты, возняхаигие между ними, вьтзнвали лишь временное эмоц>  

ное неблагополучие ребенка. Мь говорим здесь о временном характ  

такого неблагополучия в связи с имеющейся, з условиях данной ле.  

но""и, известной пвсопой выбора партне,". В исследуемых конфли:  

 

возникающих в совместной игровой деятельности, небдагопап:чие ребен-  

ка имеет длительный, устойчивый характер и обычно приводит к психо-  

догической изоляции от сверстников.  

 

Некоторые исследователи (Г.П.Сдровицкий, Р.Г.Надежина) прелла-  

"ают не избегать конфдиктных ситуаций в отношениях детей, а, наобо-  

рот, специально их моделировать и использовать как воспитательное  

1дредство. Авторы исходят из того, что само по себе наличие псиожи-  

вдьного примера (в лице педагога) еше не ведет к усвоению необхо-  

{димых норм и средств установления взаимоотношений между детьми.  

Гони рекомендуют создавать ситуации "разрывов" или "конфликтов", ста-  

1вяшие детей перед необходимостыв осознания их взаимоотношений и,  

(следовательно, перед выбором средств их налаживания. Усвоение таких  

(средств рассматривается как необходимый момент нравственного воспи-  

тания. Задача педагога, по мненив авторов, и заключается в умелой  

(и тонкой "подаче" этих средств, а осуществлении с их помощью руко-  

(водства конфликтами, а через них взаимоотношениями детей.  

1 Возникает необходимость анализировать не только положительные,  

1 но и конфликтные взаимоотношения, выделять их а качестве самостоя-  

1 тельного объекта для изучения.  

 

1 По мнению психологов (Л.И.Божович, Е.Е.Рояк и др.) за комплек-  

том негативных качеств детей (грубостью, агрессивностью, несдержан-  

ностью) кроется "аффект неадекватности" в том его понимании, как  

он интерпретируется применительно к учапимся (Л.И.Божович), т.е. про-,  

тиворечие неадекватно завышенной самооценки и уровня притязаний  

с неосознаваемой неуверенностыв ребенка в себе. Вместе с тем обнару-  

живается , что комплекс негативных реакций у ребенка и его внутри-  

личностный конфликт могут аознинать и как следствие совсем иных про-  

1 тиворечий и сочетаться с занияешюй самооценкой и вполне осознанной  

неуверенностью в себе. Я.Л.Кояеминский считает, что индивидуальное  

развитие ребенка нельзя рассматривать вив взаимоотношений с членами  

Детской возрастной группы, которые имеют для ребенка специфическое  

значение по сравнению с взаимоотношением со взрослыми. М.И.Лисина,  

"Ї"Ртая эту мысль, считает, что формирование социального пове-  

ния и личности ребенка нельзя понять, если не изучать особенности  

Ї взаимоотношений с другими детьми.  

Недооценка собственно детских интимных, межличностных отношений  

 

остаются неизученными осложнения в детских отношениях глу-  

вкутренние конфликты. А между тем, лишь после изучения особен-  

 

ЇЇ"" к тому, что они порой упускаются исследователями. И в ре-  

"ьтате  

бокие  

 

"остей детских отношении, специфики осложнений р них, можно прогно-  

ровять и управлять этими осложнениями, оптимизировать полноиеннге  

взаимоотношения летау детьми Е коллективе.  

 

Уже простое наблюлание в первые дни ребенка в школе, в первом  

классе позволяет обнаружить, что далеко не всегяа отношения перво-  

ассников Друг с другою склаливаются благополучно. Одни приходят  

и сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются  

и подчинении у первнс; третьи остаются вообще вне внимания одно-  

"лассников: их почему-то не замечают, к некоторь" относятся крайне  

негативно; четвертые хотя и держатся уверенно, однако при отсутствии  

каких-либо ссор и обил сами ухолят от сверстников, предпочитзя оди-  

ночество. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в от-  

ношениях метау детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же  

вольная среда не одинакова тая разных детей. У каждого из них  

(к приходу в школу) уже имеется опыт эмоциональных отношений и пе-  

реживаний с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положитель-  

но окрашенный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверст-  

1П1ками. Таким образом, дети приходят в школу с неодинаковыми при-  

тязаниями, неоднородным эмоциональным мироощущением и в то же время  

с различным уровнем интеллектуального и волевого развития, В резуль-  

тате каждый из них по-своему отвечает требованиям учителя и сверст-  

ников и создает соответствующее отношение к себе. В свои очередь  

требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого  

пебенка. Именно в этом смысле среда - всегда конкретная совокуп-  

ность взаимоотношений между индивидами (Э.Ильенков) оказывается  

разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной.  

Неблагополучие ребенка с первых шагов школьног? обучения может про-:  

являться по-разному: малообкительное или агрессивнО-обшительное.  

Детское неблагополучие в условиях семьи, детского сала и школы -  

очень серьезная проблема конфликтологии. За этой проблемой стоит .




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 702
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь