Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



3 страница


дъявлялись глубоко личные особенности; е) выражение состояния  

личности через словесные и голосовые- средства отклонялось от  

ставшей привычной для нее манеры. Все эти изменения не в оди-  

наковой мере проявлялись у разных испытуемых. У некоторых  

сравнительно быстро наступала адаптация. У других же, когда  

нарушались обратные связи, указанные выше отклонения от нор-  

мы проявлялись достаточно сильно.  

 

Когда исключалась возможность зрительного восприятия собе-  

седника и, стало быть, опять же нарушались обратные связи, ком-  

муникативных жестов у испытуемых становилось меньше, но чис-  

ло жестов некоммуникативных, аутистических возрастало.  

 

Участвующие в регулировании взаимодействия одного челове-  

ка с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью  

сложности. В простейших обратных связях в грубой форме  

( фиксируется успех или неуспех в достижении несложной цели,  

например удалось ли. нам произвести строгим тоном какую-то  

фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью меха-  

низма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат  

человека поступает информация не о результатах выполнения от-  

( дельных действий, а о поведении в течение более длительного вре-  

1 мени и в системе многих обстоятельств. <Логический тип> т.дксй  

обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях.  

 

Пройденный человеком путь воспитания развивает у него при-  

вычку давать способам действия другого человека определенное  

истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже другие, зак-  

лючать об устойчивых особенностях последнего. Человек накап-  

ливает статистические данные об особенностях поведения другого  

человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти све-  

дення в командную информацию, участвующую в регулировании  

его поведения по отношению к этому человеку и позволяющую  

ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия  

последнего.  

 

Изменения в поведении индивидуума, которые диктуются по-  

явлением нового в действиях другого человека и определенно ис-  

толкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны  

с проявлением очень общего вида обратной связи.  

 

Хорошо функционирующая обратная сзязь выступает одним  

)из необходимых условий успешной работы руководителя, воспи-  

тателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней  

отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую,  

 

14  

 

потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв  

от действительности. Когда по какой-либо причине механизм об-  

ратной связи начинает <работать> с перебоями, человек, взаимо-  

действующий,с другими людьми, не фиксирует всех их действий,  

отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом,  

неправильно их интерпретирует и, соответсгвенно, неадекватно  

, на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимо-  

действие нарушается.  

STR.16  

ГЛАВА 2  

 

ЧЕЛОВЕК  

КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ  

 

Человек - не только субъект, но и объект познания, и в качест-  

ве такового он предстает перед людьми как индивид, как лич-  

ность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характери-  

зуется определенными морфоконституционными, нейротипологи-  

ческими, половыми и возрастными особенностями. Как личность.  

он оказывается представителем определенной общественно-эконо-  

мической формации, народа, класса, социальной группы, коллек-  

тива. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как инди-  

видуальность, как неповторимый продукт, как единичный резуль-  

тат конвергенции совершенно конкретных естественных и общест-  

венных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта  

труда, познания и общения.  

 

/ Особенности, характеризующие человека как индивида, как  

личность и как индивидуальность, всегда так или иначе запечат-  

 

{деваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодей-  

ствующих с ним людей. В зависимости от задач, решаемых людь-  

ми в совместной деятельности, значимость каждой из названных  

сторон человека может быть различной для окружающих и поэто-  

му больше или меньше запечатлеваться в сознании последних.  

В повседневном общении каждый человек отражает физический  

облик других людей, их речь, особенности выразительного пове-  

 

. дения, одежду, различные детали оформления внешности, выпол-  

няемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить  

об их профессии, переживаемом состоянии и т. д.  

 

Физический облик человека характеризуется типом сложения,  

половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложе-  

ния человека в целом определяется его конституцией, которую  

современная наука рассматривает как совокупность морфологи-  

ческих, функциональных и реактивных особенностей организма,  

сложившихся на основе определенной наследственности и воздей-  

ствий конкретной среды .  

 

Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические при-  

знаки, образующие физический облик человека, взаимодействую-  

щие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлеж-  

ности, возрасте, состоянии здоровья и пр.  

 

В разных видах взаимодействия физический облик человека и  

различные его элементы играют то большую, то меньшую роль.  

 

См.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 155;  

 

Г и н з б у р г В. В. Элементы антропологии для медиков. Л., 1963.  

 

16  

 

/<-___  

 

- /}/" /  

 

Взаимодействуя с людьми, ттндйвПд, <выбирая> стиль общения  

с ними, учитывает, как правило, их пол и возраст. В ряде дея-  

тельностей: работе врача, педагога-хореографа, тренера, закрой-  

щика - правильная оценка особенностей физического облика  

людей - одно из условий успешного выполнения ими трудовых  

задач. При отборе исполнителей той или иной роли в кинофильме  

или спектакле черты физического облика артиста также оказы-  

ваются значимым компонентом.  

 

. Помимо анатомических признаков, которые образуют физичес-  

кий облик человека, важным компонентом его внешнего облика  

 

являются так называемые функциональные признаки. К ним от  

вносятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также  

 

речь.  

 

Психические процессы и присущие человеку в каждый момент  

внутренние психические состояния коррелируют с конкретными  

нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками  

организма. Сложные психологические образования, которые пред-  

ставляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятель-  

ности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются  

во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности  

определенных признаков, организующихся в пространственно-вре-  

менные структуры. Каждая такая структура включает конкретные-  

характеристики мимики, пантомимики, интонации, темла движе-  

ний, качества деятельности и прочее и является сигнальным комп-  

лексом, информирующим другого человека о психических процес  

сах и состояниях его партнера по деятельности. Следует отметить,  

 

(что осведомительную и регулятивную функции несет комплекс  

в целом, а его компоненты в отдельности воспринимаются далеко  

не всегда. В осуществлении указанных функций эти компоненты  

не равноценны, и, если во внешнем облике или поведении чело-  

века появляется только один или небольшая часть признаков сиг-  

нального комплекса, взаимодействующему с ним индивидууму  

, трудно уловить изменения в психическом состоянии партнера.  

 

Совокупность мимических и пантомимических особенностей,  

соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и  

 

I прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких  

сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное зна-  

чение для отразившего их человека, обладает сложной структу-  

рой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей  

(воспринимаемые зрительно, на слух, иногда кожно-мышечным  

путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигна-  

ла, характеризуются постоянством, другие - вариативностью.  

 

Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия  

с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для  

каждого состояния.  

 

Важнейшим элементом в физическом облике человека явля-  

ется лицо. Как ни режет слух фраза: <лицо - важнейший инст-  

румент общения>, однако факт остается фактом - большинство  

 

17  

STR.18  

.людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внима-  

ние на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые ока-  

зываются видимым центром человека для воспринимающего  

субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется  

тем, что на лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от  

яйца исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения  

.лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о сос-  

тояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по обще-  

нию и более или менее тонко отмечать смену выражений разви-  

 

I вается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель  

жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть дей-  

ствия взрослого с <таким> лицом и соответственно строить свое  

поведение.  

 

Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и со-  

 

1 .ответствующих им состояний у разных людей неодинаковы.  

 

Изучению особенностей восприятия человеком лиц других лю-  

дей и дифференциации их выражений посвящено много исследова-  

ний 2. Авторы этих работ стремятся проследить, как развивается  

способность распознавать эмоциональные состояния по выраже-  

нию лица по мере формирования личности воспринимающего,  

выявить характерные особенности распознавания у людей, стра-  

дающих расстройством психического здоровья, установить осно-  

вания, которыми руководствуются люди, определяя выражения  

лиц, соответствующие разным эмоциональным состояниям, и пр.  

 

Например, Ф. Ленард и Э. Банлаки3 изучали, как развивается  

 

"способность распознавать выражения лиц у учащихся 7-17 лет.  

Исследованием было охвачено 613 учеников разного возраста,  

которые должны были определять чувства людей, изображенных  

на фотографиях. В опытах использовались портреты с выраже-  

нием боли, плохого настроения, отчаяния, удивления, испуга,  

ужаса, ненависти, ярости, сомнения, сочувствия, отвращения, зло-  

радства, подозрения, соблазна, иронии, большой радости. Ученые  

установили, что в распознавании эмоциональных состояний  

по выражениям лиц у школьников с возрастом наблюдается прог-  

ресс. Вместе с тем они выявили разницу в темпах развития спо-  

собности распознавать разные эмоциональные состояния. У  

школьников 11-13 лет они обнаружили явление временного рег-  

ресса в распознавании ряда чувств. Этот факт они объясняют  

тем, что восприятия лиц и толкование их выражений связаны  

 

1 с особенностями личности воспринимающего. В образах, говорят  

авторы, проецируются особенности не только объектов, но и субъ-  

 

гипзЬ Е., КеНег I.. ЕтагисЬзсЬагаЫеге зсЬетаИз;ег(ег Сез;сЬ-  

1ег.-2з. {. РзусЬо!., 1937, 5. 67-134; ЬегзсЬ РЬ, ЕшГйЬгип т (Не РвусЬо-  

<Иа;поэН1{ ип1ег Ъезопаегег с1ег АизагискзрзусЬо1о{е. МйпсЬеп, 1952; Р1и1-  

с Ь I с К. А з1иау о1 аяа! ехргеззюп ш 1Ье ИЫ: о{ а пеуу Цлеогу оГ етоУоп.-  

Рег ВепсМ йЬег зесЬзгеЬп1еп ;п1егпаиопа1еп Копгезз. Агиз1егс1ат, 1961.  

 

3 Ь е п а г с1 Р., Рогга;-Вап1аЫ Е. Рзг;сЬо1о;а1 1апие1тапуо1(. 3 1<о-  

Ы. ВиДарез!, 1960.  

 

.18  

 

I екта восприятия. Поэтому характер распознавания человеком  

эмоциональных состояний может иметь диагностическое значение.  

Р. Плучек4 предъявлял испытуемым подросткам фотографии  

трех главных областей лица - лба, глаз и рта с различными ха-  

рактерными выразительными особенностями. Ученый получил  

данные о дифференциации подростками выражений лица, которые  

соответствовали восьми так называемым начальным, или первич-  

ным, эмоциям, в совокупности образующим <эмоциональный  

круг>.  

 

С. Ванденберг и М. Маттиссон Ї выясняли, насколько точно  

определяют выражения лиц, соответствующие различным эмоци-  

ональным состояниям, шизофреники и другие душевнобольные  

по сравнению со здоровыми людьми. Испытуемым предлагались  

наборы фотографий мужских и женских лиц, выражающих состо-  

яние радости, печали, беспокойства, страха, гнева, смущения, пре-  

зрения, удивления и подозрения. Основанием использовать в экс-  

перименте именно эти фотографии служило единодушное мнение  

двенадцати здоровых людей об эмоциональных состояниях лиц,  

изображенных на портретах. Исследователи установили, что на-  

рушение внутриличностных связей и потеря социальных комму-  

никаций, характерные для больных шизофренией, а также для  

страдающих некоторыми другими видами душевных расстройств,  

в каждом случае определенным образом снижают способность  

правильно определять выражения лиц. Например, по статистичес-  

ки обработанным данным, собранным Ванденбергом и Маттиссо-  

ном, шизофреники-параноики дают более высокий процент адек-  

ватного толкования выражений лиц, чем другие шизофреники.  

Анализируя собранные данные, авторы учитывали влияние <вер-  

бальной интеллигентности> испытуемого на показываемые им ре-  

зультаты.  

 

Изучая восприятие человеком мимики, ряд ученых (М. Шер-  

ман, Ч. Ландис и др.) 6 предприняли попытку найти определенный  

<код>, который, по их мнению, характеризует каждую эмоцию.  

В расшифровывании такого <кода>, по мнению этих исследова-  

телей, заключается процесс узнавания и распознавания пережива-  

ний тем или другим человеком. Однако такой подход к изучению  

закономерностей прочтения переживаний человека, несмотря  

на всю его оправданность, все же не ведет к полному решению  

проблемы, так как при этом, во-первых, не учитывается значение  

других, помимо выражения лица, особенностей его экспрессии  

при расшифровывании переживаний и состояния воспринимаемо-  

 

4 Р 1 и 1 с Ь; Ь К. Ор. сИ.  

 

УапаепЬег 3., МаШэзоп М. ТЬе 1п(егрге(а11оп о1 {ас;а1 ехргез-  

зюпз Ьу а.сЫ2орЬгешсз оЙег теп1а1 ра(;еп{з, погта! аДиИз апй сЫИгеп.-  

Ас1а рзусЬо1о!са, уб1. XIX. Атзегйат, 1961.  

 

6 Ь а п (11 з С. ТЬе 1п1егрге1аИоп о{ Гас1а1 ехргевзюп т ето-Иоп.- ,1. еп.  

рзусЬо!., 1929, N 2, р. 59-72; ЗЬегтап М. ТЬе (ШГегепЫюп о{ етоУопа!  

гезропзез ш 1п1ап1з.-3. сотр., рзусЬо!., 1927, N 7, р. 265-284.  

 

19  

STR.20  

то человека, а во-вторых, не принимается во внимание роль всей  

ситуации, в условиях которой происходит общение людей.  

 

Влияние ситуации на характер интерпретации мимических  

движений экспериментальным путем убедительно показывает  

П. М. Якобсон7. Теоретически значение ситуации общения в-рас-  

шифровывании переживаний человека, его состояний хорошо рас-  

крывает С. Л. Рубинштейн: <В изолированно взятом выражении  

лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что  

,по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации,  

не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают,  

что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации,  

.которая ее вызывает. В действительности из этого можно заклю-  

чить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных  

 

-и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолиро-  

ванно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношения-  

ми человека с окружающими>8.  

 

В образе, формирующемся в процессе общения, могут быть за-  

лечатлены жесты партнера. По ним мы можем заключить об от-  

ношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу,  

предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого челове-  

ка, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые  

длительное время, могут оказаться для нас одним из оснований  

, для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека, на-  

 

- пример о суетливости, склонности к мелодраматичности и пр.  

 

Жесты, являющиеся одним из видов выразительных движений  

человека, нельзя считать спонтанным проявлением активности.  

 

-Любой человек, формируясь как личность в конкретной социаль-  

ной среде, усваивает характерные для этой среды способы жести-  

куляции и, так сказать, правила их применения и прочтения.  

Внешне похожие жесты у людей, формировавшихся в разных  

культурно-исторических условиях, могут иметь неодинаковое зна-  

чение.  

 

Человек может жестикулировать как произвольно, так и не-  

произвольно. По мнению ряда исследователей, для определения  

; состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет не-  

произвольная жестикуляция. Кроут, наблюдая за людьми в экспе-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1412
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь