Адлер Билл » Перехитрим малыша



29 страница


Сообразив, что вы не идете дольше, чем обещали, он снова вас позовет, но зато в этом промежутке было 10-15 минут покоя. Некоторые родители пользуются радиоустройством как средством усыпить малыша: они просят подождать минут десять. Ребенку достаточно словесного ответа родителей, а появления уже не требуется.  

Одной из модификаций рассмотренной выше системы является применение дома кабинетной системы громкой связи. Установка такого оборудования –вещь довольно дорогая, но, на наш взгляд, это – самый лучший способ связи между членами семьи, живущими в большом доме. С такой системой любой телефон может служить для прямой связи с другим телефоном. Если, к примеру, вам надо контролировать детскую комнату из ванной, это не помешает вашему мужу пользоваться компьютером, находящемся в вашей комнате. В зависимости от того, как вы разместите эту систему, вы можете подсоединить ее к входной двери, чтобы узнать, кто находится у двери. Если вам будет нужно предупредить о чем-то всех, кто находится в доме, вы можете вызвать все телефоны сразу: «Вниманию покупателей! Сегодня у нас на обед чудесные рыбные палочки с татарским соусом. Так что всем мыть руки!» Главным преимуществом этой системы во время сна является то, что вам не надо будет переносить монитор с собой и беспокоиться о батарейках. Представьте себе: вы уложили ребенка в постель полчаса назад, но вам показалось, что вы услышали какое-то шумное дыхание и сопение, доносящееся из его комнаты. Вы можете, конечно, украдкой заглянуть к нему, но если он проснется – ИГРА ЗАКОНЧЕНА. Лучше, если вы просто тихонько включите монитор и убедитесь, что малыш просто посапывает во сне и с ним не случилось ничего плохого (например, не «заложен» носик).  

Итак, мы установили, что все это помогает предупредить ваши «вызовы». Но если вы знаете, что вызов будет (а может быть, и два, и три), позаботьтесь о решении проблемы до того, как вас позовут. Войдите в комнату малыша и скажите: «Я зашла рассказать тебе короткую историю» или «Я пришла в последний раз обнять и поцеловать тебя». Это позволяет именно вам руководить этими «вызовами».  

Если же малыш все же позовет вас, скажите: «Я уже это сделала, помнишь?» Если она будет настаивать, чтобы вы сделали это снова, скажите: «Ты уже все получил. Мне слишком поздно делать это снова».  

Этот последний совет – ключ успешной подготовки ко сну вашего малыша. Вы даете понять, что у вас свои дела и нужды. Все будет после того, как вы поспите и отдохнете, чтобы всегда быть готовой бежать по первому зову; вы – обычный человек, который не сможет как следует работать на следующий день, если не поспит всю ночь.  

Очень важно также, чтобы у вашего ребенка не появилось желание управлять кем-то еще из ваших домашних во время подготовки ко сну. Сейчас она не хочет этой власти, но попытаться посмотреть, что произойдет, он может вполне. На этот вызов есть ответ: «Я не собираюсь ничего для тебя делать. Ты уже в постели, вот и спи. Я тоже иду спать. Не зови меня больше».  

Конечно, строгость требует последовательности. А если вы вернулись к себе под его крики и визг, что тогда делать? Заложить уши? Конечно, это тоже выход, хотя на самом деле нужно закрыть его и свою дверь, чтобы выдержать ударную волну крика.  

Никакой жестокости здесь нет – это не подло, не опасно и вовсе даже не вредно. Если известно, что малыш кричит не от боли или болезни, что требует вмешательства родителей, успокойтесь и не сомневайтесь: он не навредит себе долгим криком, барабанные перепонки не лопнут, голос не пропадет. Вероятнее всего он скоро устанет, голос постепенно будет ослабевать, пока не перейдет в спокойное ворчание, и наступит сон.  

Да, когда вы впервые решите проявить твердость, это может длиться часа два, однако нет закона, предписывающего вам слушать все время крик вашего ребенка. Можете посмотреть фильм со Шварценеггером, в котором много громких взрывов, или послушать рок-музыку, включив ее так, что рыдания вашего малыша будут звучать едва слышимым аккомпанементом. Возможно, не удастся заставить его уснуть так рано, как хотелось бы, но вы, по крайней мере, неплохо развлечетесь в ожидании, пока малыш уснет и в доме наконец установится мир и тишина.  

 

### страница 328  

 

 

Три главные заповеди сна, которые должен знать каждый ребенок  

 

1. Родителям необходимо спать столько же и даже больше, чем детям. Когда ты будишь маму или папу, они становятся нервными и раздражительными. Совсем невесело иметь дело с невыспавшимися родителями.  

2. Ночью необходимо спать всем. Во время сна ты не пропускаешь ничего веселого или волнующего. Весь мир и все люди ночью спят.  

3. Ночь – не время для еды и питья. Для этого есть день. Если ты проголодалась, не забудь сказать об этом до того, как начнешь укладываться спать. Если почистила зубы – значит, никакой еды!  

 

 

Мой трехлетний сын ложится спать ровно в восемь, с ежевечерним ритуалом: он требует рассказать три истории, спеть пару колыбельных, потом помассировать спинку. После чего он, наконец, засыпает. На все это уходит минут двадцать. Мне хотелось как-то сократить этот процесс. Попытка исключить хоть что-то из элементов ритуала вызывала долгий плач. Он буквально доводит себя до истерики. Иногда мне кажется, что нужно прекратить этот ритуал вообще, чем пытаться сокращать его частями. Как думаете, это хорошая мысль?  

Решение, безусловно, радикальное. Если это позволит укладывать сынишку спать вовремя, надо попробовать. Но прежде чем полностью отказаться от ритуала подготовки ко сну, полезно поразмыслить, для чего вообще он нужен, и после этого выбрать главный элемент, а остальное исключить.  

Обряд подготовки ко сну (с этим согласно большинство специалистов) крайне полезен, помогает ребенку сбросить напряжение и расслабиться в конце трудного дня, поэтому каждый из элементов должен помочь малышу подготовиться ко сну, подкрепив мысль о том, что день завершен и настало время покоя и отдыха.  

Подготовка ко сну не должна включать элементы, провоцирующие волнение и любопытство, побуждающие малыша продолжить активность. Каждый этап должен длиться определенный период времени и всегда завершаться в одно и то же установленное время. Именно взрослый, а не ребенок, должен определять время общения перед сном. Прежде чем углубиться в специфику элементов ритуала, которые отвечают и не отвечают упомянутым целям, будет полезно коротко обсудить вопрос, почему дети стараются продлить этот ритуал, иными словами –почему они не хотят спать.  

Часто сон пугает детей; нередко они боятся темноты, но даже если это не так, они все равно не хотят надолго оставаться одни, без родителей. Кто знает, что может произойти с ними в это таинственное время сна (примерно об этом задумывается малыш)? Может быть, однажды он проснется, а родителей уже нет! Большинство детей испытывают такого рода страхи еще до того, как узнают слова, которыми могут объяснить то, чего они боятся. В темноте ведь могут прятаться монстры – кто знает? У детей богатое воображение, позволяющее им представлять себе как хорошее, так и плохое. Вот почему появляются те самые храбрецы, отважные малыши, которые, похоже, с самого начала ничего не боятся. Правда, они терпеть не могут спать, потому что такие смелые, им все интересно, они боятся пропустить что-нибудь веселое и волнующее, что может произойти с наступлением темноты. Спать так скучно! Им хочется тут же встать и узнать, чем занимаются папа и мама после того, как пожелают спокойной ночи.  

Некоторые, но не все из этих причин сопротивления сну могут быть смягчены и даже исключены правильно подобранными элементами подготовки ко сну. Если сложилось так, что малыш рассчитывает на этот ритуал, значит, он привносит некий порядок и ощущение безопасности, защищенности в беспорядочный и хаотичный мир малыша. Хорошо продуманные ритуалы выполняют задачи, отвечающие соображениям логики и целесообразности; например, сходить на горшок, помыться, надеть пижаму, почистить зубы, лечь в кроватку, послушать историю, после чего мама или папа на прощанье обнимет, поцелует, заботливо укроет одеяльцем вместе с любимой мягкой игрушкой, включит ночник, выключит верхний свет. Хорошо продуманный ритуал длится довольно недолго, именно так и протекает у родителей, твердо и решительно управляющих им. Можно, к примеру, сказать: «Нет, я не смогу спеть колыбельную снова. Ты знаешь, я всегда пою ее только один раз. Мне очень трудно петь песенку дважды».  

Если дети все же пытаются продлить ежевечерний ритуал, вы должны с самого начала показать ваше непоколебимое намерение уложиться в отведенные временные рамки. На наш взгляд, каждый родитель должен объяснить своему малышу три важные вещи о том, что происходит в мире ночью, чтобы помочь ему осознать ваш родительский авторитет. Все наши советы родителям по усилению правил подготовки ко сну сводятся именно к этим «Трем главным заповедям сна, которые должен знать каждый ребенок» (см. ###стр. 328). Как обычно, для того чтобы вложить какую-то мысль в сознание ребенка, необходимо повторение.  

Учитывая эти принципы, рассмотрим теперь, какие элементы обычно полезны в подготовке ко сну:  

• Обычная уборка. Многие родители стремятся к тому, чтобы по их сигналу время игры заканчивалось, дети раскладывали по местам свои игрушки. Это приучает к аккуратности, вам будет приятно, если эта привычка сохранится у вашего ребенка и в юности. Обычно малыш может убрать лишь несколько кубиков или побросать мягкие игрушки в коробку, но здесь важна сама идея, что именно так должно быть в конце дня, а качество выполнения работы большого значения не имеет.  

• Время мыться и садиться на горшок (для тех, кто еще не приучен к горшку, – менять подгузник).  

• Надеваем пижаму или ночную рубашку. В этот интервал малыш должен достать свою ночную одежду и самостоятельно надеть ее.  

• Чистим зубы щеткой или ниткой. Даже если появились еще не все молочные зубы, важно научить ребенка соблюдать правила гигиены. Когда-нибудь позже ребенок поблагодарит вас за то, что вы так хорошо обучили его этому навыку.  

• В последний раз пьем водичку. Можно дать малышу попить из чашки, снабженной крышечкой с носиком или из бумажного стаканчика (не более 60 г). (Если вы еще в процессе обучения пользования горшком и малышу не всегда удается сохранить подгузник сухим, исключите этот элемент из ритуала.)  

• Короткая молитва или выражение благодарности за все доброе, что произошло в этот день. Многие родители считают, что хорошая молитва на ночь –это когда малыш назовет всех своих домашних и попросит Бога благословить их.  

• Укладываемся в постель с любимым Предметом. Любимые одеяльца, особые подушечки, любимые мягкие игрушки и т.п. – все это такие же лучшие друзья родителей, как и их детей. Некоторые родители советуют разделять игрушки на дневные и особые, в обнимку с которыми они засыпают. Специальные ночные игрушки не следует выносить из дома (они –слишком большая ценность, чтобы потерять их), потому что они должны быть рядом с малышом, когда тот будет засыпать.  

• Одна история или одна книжка. Важно ограничить длительность рассказа или чтение книги, а также выбрать их по теме, перекликающейся с подготовкой ко сну.  

• Одна колыбельная. Необходимо проявить твердость в вопросе времени, посвящаемом пению. Для детей, которые лучше засыпают под музыку, в качестве альтернативы можно предложить проигрывать записи колыбельных песен в исполнении любимых певцов. Но если малыш непременно хочет слышать мамин голос, воспользуйтесь нашим собственным изобретением – «Маминой кассетой» (см. ###стр. 336).  

• В последний раз обнимем и поцелуем малыша, прошептав ему: «Спокойной ночи!»  

• Выключаем свет или включаем свет такой яркости, которую предпочитает ваш малыш в ночное время.  

 

Вы можете воспользоваться некоторыми, или всеми, или вообще не воспользоваться этими правилами, но как бы вы не дополняли ритуал, он должен подводить вашего ребенка ближе к главной цели: глубокому ночному сну. Все, что тем или иным образом может препятствовать достижению этой цели, должно быть исключено. Что именно вы должны исключить? Вот наши советы:  

• Никаких активных игр и скандалов. Перед сном ребенку следует избегать проявления большой энергии. Бывают случаи, когда кто-то из родителей работает допоздна и возвращается домой уже тогда, когда начался отход малыша ко сну. Его (ее) надо предупредить о том, чтобы он (она) не провоцировал(а) новые активные действия.  

• Никаких «закусок». Эту ошибку допускают многие родители: по просьбе ребенка они дают ему поесть и попить тогда, когда уже начался ритуал подготовки ко сну. Мы знаем родителей, которые готовили сэндвичи с запеченным сыром в десять часов вечера. Не следуйте их примеру! Пока дети маленькие, неуклонно выполняйте правило: как только началась подготовка ко сну, процесс еды закончен. (Если вам кажется, что в это позднее время ребенок действительно хочет есть, регулярно кормите его, но перед началом подготовки ко сну. Если зубы уже почищены … говорите только нет!)  

• Не читайте больших книг или описывающих волнующие страшные события, а также таких, которые требуют продолжения в следующий вечер (то же самое касается историй, которые вы рассказываете). Думаете, ваш малыш сможет уснуть, когда ему не ясно, что произойдет с бедным поросенком Уилбуром? Даже если ученик колдуна к концу истории наведет порядок, все равно, лежа в кроватке, ваш ребенок будет размышлять обо всех кознях черной магии. Так что, прежде чем читать ребенку перед сном ту или иную книгу или рассказывать историю, всегда заранее продумывайте, соответствует ли их содержание этому ритуалу.  

• Не включать заводных музыкальных игрушек. Обычно их завода хватает на три минуты, так что малыш будет снова звать вас, чтобы завести игрушку еще раз. Можно приобрести либо детский музыкальный плеер с большими кнопками, которыми может манипулировать сам ребенок, либо музыкальный центр, звучание которого вы можете запрограммировать минут на 30-45, пока малыш не уснет.  

• Не укачивайте вашего малыша с помощью ритмических движений, которые усыпляют ребенка. Некоторые родители вечерами подолгу ходят, укачивая ребенка в коляске, пока он наконец уснет; другие усаживают его в автомобильное сиденье и долго возят в машине. Все эти способы помочь ребенку уснуть очень быстро входят в привычку, а это значит, очень скоро малыш просто не сможет уснуть иначе, и, чтобы преодолеть это, вам понадобятся месяцы (а может быть, и годы). Только не поймите нас неправильно: мы вовсе не хотим сказать, что вы не должны укачивать больного малыша на руках. Мы просто советуем оставить это для особых обстоятельств. Две ночи подряд – не больше.  

• Никаких ответов на серьезные вопросы или дискуссий на важные темы. Почему именно тогда, когда вы укладываете малыша спать, он начинает задавать вам вопросы, требующие пространных ответов: «Куда попадают люди после смерти?», или «Почему плохие дяди такие плохие?», или «Откуда берутся дети?». Мы считаем, что на эти вопросы ребенок должен получить подробные и вдумчивые ответы, но не в данный момент. «Давай поговорим об этом утром» – хороший ответ; или же «Это такой серьезный вопрос, что мне хотелось бы сесть вместе и рассказать тебе об этом. Так что давай поговорим, назовите время, когда вы будете готовы».  

Включать или не включать в ритуал подготовки ко сну упомянутые выше элементы надо обдумать, когда вы только приступаете к его введению, к примеру, с пятимесячным малышом. Можно экспериментировать, делая это поэтапно, а можно попытаться заменить его более быстрыми, более ориентированными на сон элементами по сравнению с теми, которые вы используете сейчас. Да, маленькие дети созданы из привычек, и чем дольше все происходит одинаково, тем труднее им принять какие-то изменения, но в то же время обладают хорошей способностью быстро восстанавливаться, так что они обязательно вовремя приспособятся.  

 

Правда, переходя от одного метода к другому, с некоторыми детьми лучше действовать решительно и сразу. Просто объявите им, что с этого дня все будет по-другому.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 669
Категория: Библиотека » Педагогическая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь