Контролируйте свои сны



27 страница


увеличить и тем самым достичь большего понимания самого  

себя. Если же высокий уровень вспоминания сновидений  

достигнут, то необходимо повышать детальность, яркость и  

цветовую гамму восприятия образов сновидений. С помощью  

техники творческого сновидения, которая представлена в этой  

книге, можно значительно уменьшить вашу обеспокоенность и  

повысить уверенность в обыденной жизни.  

 

Если вы уже обладаете достаточно развитой способностью  

запоминать сны, вы сможете научиться извлекать из сновидений  

больше информации о самом себе и поможете окрепнуть своим  

навыкам и уверенности в реальной жизни. Регулярно вспоминая  

свои сны и затем фиксируя их, вы сможете создать бесценный  

документ, из которого получите дополнительные, часто  

неожиданные и глубокие сведения как об окружающем мире, так  

и о самом себе. Процесс самопознания получит дополнительный  

импульс, так как будет идти и от себя самого.  

 

Конспект предложений по ведению дневника сновидений  

 

1. Вы можете развить почти полное запоминание ваших снов.  

Не отмахивайтесь и оценивайте каждое сновидение, неважно  

насколько глупым или отрывочным оно вам кажется. Как можно  

более полная фиксация ваших снов очень важна для понимания  

смысла сновидений.  

 

2. Прежде чем уснуть, старайтесь запланировать те сны,  

которые к вам придут. Расположите блокнот и ручку в  

непосредственной близости от места вашего сна.  

 

3. Самое благоприятное время для того, чтобы начать  

развитие навыка по запоминанию снов - это утро, когда вы  

проснулись сами без всякого внешнего воздействия (это будет  

REM-период). Если вы встречаетесь с трудностями при  

восстановлении сновидений, для начала выберите время, когда  

вы можете проснуться спонтанно и никуда не спешить.  

 

4. Когда вы пробуждаетесь от сна, лежите спокойно и  

позвольте образам сновидений проплывать в вашей памяти. Если  

образы не приходят, обратитесь к образам важных для вас  

людей, их визуализация может вызвать ассоциацию с недавним  

сновидением.  

 

5. Когда вспоминание сновидения затруднено в каком-то  

определенном положении тела, тихонько повернитесь в другое  

положение и проверьте, не всплывают ли дополнительные  

воспоминания. Всегда принимайте то положение тела, которое  

наиболее благоприятно для воспоминаний о сне.  

 

6. Фиксируйте ваши сны, когда бы они не вспомнились вам:  

немедленно, позже днем или через несколько дней.  

 

7. Воспоминания о сне богаче и наиболее детальны сразу  

после REM-периода. Вы можете научиться самостоятельно  

просыпаться в момент сразу после этого периода в течение  

ночи и делать аккуратные записи, не разрушая окончательно  

свой сон. Записывайте ваши сны регулярно утром с закрытыми  

глазами по методу, описанному мной, и вы обнаружите, что  

просыпаетесь сами в конце каждого из REM-периодов.  

Записывание снов именно в REM-период - гарантия более  

полного и аккуратного припоминания сновидения.  

 

8. Если вы предпочитаете, или если при самопробуждении не  

удается вызвать воспоминаний о снах, используйте метод  

искусственного пробуждения. Например, попросите хорошего  

друга быть возле вас, пока вы спите, и будить в  

установленные моменты с девяностоминутным интервалом, в  

которые вы предположительно будете находится в REM-периоде.  

Ваш друг может также для определения момента REM-периода  

использовать наблюдение за движением ваших глаз. Вы можете  

использовать будильник для искусственного пробуждения как  

описано выше. Помните, что к утру REM-период длиннее и вы  

имеете больше шансов для сохранения воспоминаний о сне.  

 

9. Независимо от того, какой метод вы используете для  

фиксации ваших сновидений, используете ли вы письменные  

записи или магнитофон, сделайте первую запись с закрытыми  

глазами. Открыв глаза, вы разрушите сновидение.  

 

10. Как только вы вспомните ваш сон, не отвергайте  

возникшие образы сновидения, регулярно описывайте их,  

работайте над созданием друзей в сновидениях, тем самым вы  

достигните бесконфликтного состояния снов.  

 

11. Делайте ваши записи в том порядке, в котором вы  

вспомнили свое сновидение. Исключением являются уникальные  

словесные образы (поэмы, имена, необычные фразы), которые  

следует записывать в первую очередь, пока они не забыты,  

независимо от той последовательности, в которой они на самом  

деле возникли во сне. Записывайте необычные происшествия,  

когда вы делаете ваши заметки (засыпание, пробуждение). Вам  

следует отмечать гипнотические переживания. Старайтесь  

идентифицировать неясные элементы, как, например, положение  

тела, в котором пришло это сновидение.  

 

12. Рассказывая ваши сны друзьям, вы помогаете себе  

запомнить сновидения, но не пренебрегайте фиксированием снов  

в письменной форме, что принесет вам пользу в ведении  

дневника сновидений. Придайте вашим записям стандартный вид  

(даже если они записаны на магнитофон) и хронологический  

порядок.  

 

13. Отбирая названия для ваших снов, исходите из  

встретившихся в них уникальных аспектов. В результате вы  

будете лучше помнить сны и идентифицировать те элементы в  

снах, на которые следует обращать особое внимание.  

 

14. Вы должны постоянно пытаться "переводить" сновидения в  

материальную форму вышеописанным методом. Практикуя это, вы  

сможете очень многое узнать о себе.  

 

15. Независимо от того, как легко вы запоминаете сны, вы  

можете еще больше увеличить количество ваших воспоминаний, а  

также улучшить их качество. Если вы придаете большое  

значение своим сновидениям, уделяете им достаточно времени,  

они станут приходить более часто и легко и будут обладать  

еще большей ценностью для вас. Ведя записи снов, вы придете  

к большему пониманию самого себя и поможете окрепнуть своим  

навыкам и своей уверенности в реальной жизни.  

 

ГЛАВА 9. Как развить контроль сновидений.  

 

Внутри себя вы располагаете огромным ресурсом знаний. Вы  

можете сделать их доступными, обращаясь творчески с вашими  

снами. Я представила несколько систем контроля сновидений,  

которые используются разными людьми. Их принципы мы можем  

понять и применить к нашим собственным снам. Древние  

сновидцы, сновидцы прошлого, американские индейцы, сенои,  

йоги, зрители прозрачных сновидений - все они могут научить  

нас способам работы со сновидениями, которые помогут нам в  

отношении наших собственных снов. Конечно, в дополнение к  

этим учениям о сновидениях, важно осознать, что вы также  

можете узнать от самих себя. Если вы ведете дневник  

сновидений в течение некоторого времени, внимательно следите  

за его содержанием то узнаете о себе то, чего никогда не  

узнаете из книг или от психотерапевтов.  

 

Что можно сказать о людях, которые внимательно вели свой  

дневник многие годы? Кто они? Что они обнаружили? Многие  

исследователи, в основном, касаются записей других, своих  

пациентов, но редко делятся своими собственными снами. Есть  

лишь несколько исследователей, которые в качестве материала  

используют свои собственные сны и открывают их содержание  

для нас. Эти глубоко личные документы очень часто  

закодированы, ограничены и разрушены. Зигмунд Фрейд, отец  

психоанализа, например, как говорят, вел в течение  

четырнадцати лет свой дневник сновидений, но уничтожил его в  

апреле 1905 года в возрасте двадцати восьми лет. Его довод:  

"Материал просто поглотил меня, как песок сфинкса". На  

примере своих сорока восьми сновидений он написал  

"Интерпретацию сновидений". Помимо этих сорока восьми снов и  

других случайных отрывков, мы знаем очень немного о его  

записях снов или о том, как он их записывал. Мы могли бы  

быть значительно богаче, если бы он сохранил свой дневник  

сновидений.  

 

Карл Юнг, напротив, тщательно хранил свои записи и писал  

больше о себе. Некоторые из его оригинальных записей сделаны  

после раскола с Фрейдом. Юнг считал, что пережил период  

внутренней неуверенности, что привело его к отдалению от  

Фрейда. Он стал генерировать различные фантазии и пытаться  

их понять. Поначалу он записывал свои фантазии (как  

сновидческие, так и реальные) в "черной книге", которая  

случайно составилась из шести маленьких тетрадей в черных  

кожаных обложках. Позже он переименовал эти записи в  

"Красную книгу", которая представляла собой большой том в  

красной обложке с текстом записанным каллиграфически, в  

готической манере, с четким соблюдением литературных норм и  

с рисунками на полях, - словом, была оформлена подобно  

средневековому манускрипту. По мере того, как Юнг записывал  

фантазии и работал с ними, эта деятельность настолько его  

захватила, что он был вынужден прекратить читать лекции в  

университете, так как ощутил, сколь мало знает сам о себе. В  

результате, Юнг оставил академическую карьеру и посвятил  

около четырех лет попыткам объяснить свои фантазии. Подобно  

Фрейду, он находился в подавленном состоянии. Он постоянно  

опасался, что хаос его фантазий "задушит его подобно  

растениям джунглей", если он не найдет в себе сил и  

способностей понять их с научной точки зрения. Он говорил,  

что его семья, так же как и его профессия, оказали ему  

сильную поддержку в реальном мире. Юнг пришел к выводу, что  

ежедневные записи мандалы, которую он ощущал, были  

криптограммами его текущего состояния. При помощи его  

мандалы он мог наблюдать свои психические изменения изо дня  

в день. Материал, который был собран Юнгом во время периода  

интенсивного самоизучения, стал основой всех его последующих  

работ в жизни. Он пишет:  

 

"Сегодня я могу сказать, что никогда не терял связи со  

своими изначальными переживаниями. Все мои работы, вся моя  

творческая деятельность, возникли из тех начальных фантазий  

и снов, которые начались в 1912 году, почти пятнадцать лет  

назад. Все, что я добавил на основе практики последних лет,  

уже содержалось в этих фантазиях, хотя и в виде лишь эмоций  

и образов."  

 

Юнг ощущал, что годы, когда он был поглощен своими  

внутренними образами, были наиболее важными в его жизни.  

Хотя он и чувствовал поначалу, что многочисленные видения  

грозят полностью его погрести под собой, именно его фантазии  

и сформировали базу для изучения самого себя изнутри. Это  

изучение длилось всю его жизнь и повлияло в свою очередь на  

жизнь многих других людей. Вероятно, вы не способны  

потратить несколько лет вашей жизни на интенсивную проверку  

ваших снов, но я надеюсь, что вы не уподобитесь Фрейду и в  

минуту отчаяния не выбросите то, что, возможно, является  

самой дорогой информацией о вас самих, которой вы можете  

располагать. Крайности никогда не приводили к полезным и  

оправданным результатам. Вы можете многому научиться,  

записывая своевременно все свои фантазии в течение  

длительного времени. Вы должны также стараться вести более  

интенсивные записи в отдельные короткие промежутки времени.  

Юлий Нельсон, американский психолог, подробно записывал свои  

сновидения в течение трех лет (1884-1887). Его записи  

содержали около 3000 снов, что свидетельствует о том, что он  

вспоминал образы нескольких REM-периодов, проходящих за одну  

ночь. Нельсон заметил интересный колебательный характер  

числа припоминаний сновидений: он обнаружил, что рост и  

падение общего числа записанных снов было взаимосвязано с  

изменением фаз луны. Психолог предположил, что эта  

обнаруженная им закономерность, возможно, еще более сильно  

проявляет себя для женщин, ибо ее менструальный цикл следует  

лунному календарю. Эта идея Нельсона меня заинтересовала и я  

стала изучать мои собственные записи снов с этой точки  

зрения. Я сравнила количество моих вспоминаний снов со  

стадиями менструального цикла (хотя записи я вела независимо  

совсем для других целей). Я с большой достоверностью  

установила, что запоминание снов для меня наиболее низко в  

первые пять дней после начала кровотечения. Высокий уровень  

запоминания приходится на середину цикла (8-19 дни), а затем  

следует другой интервал низкой степени запоминания снов,  

предшествующей следующей менструации (20-27 дни). Высокий  

уровень запоминания снов никогда не совпадает с менструацией  

или периодом, непосредственно ей предшествующим.  

 

Другие факторы, как болезнь или утомление, также могут  

влиять на ваши способности вспоминать сновидения, но в  

гораздо меньшей степени, чем стадии менструального цикла.  

Несколько позже я обнаружила, что аналогичные, но не  

идентичные результаты, были получены одним биологом, который  

провел свои опыты в лабораторных условиях с использованием  

аппаратуры, регистрирующей число REM-периодов за одну ночь.  

Ценность этих наблюдений, по крайней мере, для женщин  

заключается в том, что низкий уровень запоминания снов в  

определенные отрезки менструального цикла - это обычное и  

общее явление и способность запоминать возвратится к  

нормальному уровню и достигнет пика в середине цикла.  

Женщина, которая чувствует "перенасыщенность" сновидениями,  

может успокоиться в уверенности, что число сновидений не  

будет возрастать до бесконечности, а вскоре будет  

уменьшаться по мере приближения к моменту начала  

менструаций. Что касается мужчин, до сих пор неизвестно,  

подчинены ли их сны каким-нибудь ритмам, как это обнаружил  

для себя Нельсон. Совершенно не обязательно, что у мужчин  

должна быть такая же как у женщин взаимосвязь между числом  

сновидений и фазами луны. Необходимы дальнейшие исследования  

в этом направлении. Во всяком случае, анализ регулярных  

записей снов, сделанных в течение длительного времени,  

позволит получить новые общие знания о тех, кто видит сны, и  

наметить дальнейшие пути познания сновидений. Может быть вам  

самим удастся сделать какое-либо открытие при изучении ваших  

собственных записей снов. Когда вы собрали коллекцию своих  

записей непрерывной серии снов, вы находитесь в гораздо  

лучшем положении для проведения их анализа и изучения, чем  

тогда, когда вам снятся лишь изолированные сны. Еще Юнг  

обнаружил, что только при изучении непрерывной  

последовательности снов возможно идентифицировать регулярно  

повторяющиеся образы. Именно повторяющиеся образы несут  

наиболее важную информацию о личности сновидящего, а всякое  

появление новых и необычных сновидений может получить свое  

объяснение и интерпретацию в последующих снах. Кальвин Холл  

в своем монументальном исследовании ясного сновидения особо  

подчеркивал важность именно достаточно больших коллекций  

снов: на примере анализа серии из 100 снов отдельного  

человека Холл продемонстрировал возможность получения точной  

и подробной характеристики личности автора записей. Вы  

будете постоянно повышать уровень знаний о себе самом по  

мере того, как ваш дневник снов будет пополняться.  

 

С чего вам лучше всего начать? Вы сможете узнать  

удивительные вещи о себе, если обратите внимание на  

необычные образы ваших снов. Сны часто содержат страшные или  

странные видения, такие как: длинная злая белая собака;  

птица с сотней ног, танцующая и скользящая по снегу  

(чудесная снежная птица); существо, такое же круглое как  

шар, покрытое перьями, с темными глазами, сидящее на  

каменной стене (гриб-дождевик); крошечная зеленая женщина с  

лилией на голове; объект, цветом и размером как апельсин,  

покрытый кусками сахара, вращающийся в ювелирной коробке...  

 

Каждый идиосинкразический образ сна представляет нам  

возможность больше узнать о нас самих. Когда сходные образы




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 802
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь