Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



24 страница


строителя коммунистического общества.  

 

Личный взгляд человека на других людей всегда несет на себе  

также печать его особых черт характера, его личной силы и сла-  

бости, выражает индивидуально неповторимые черты его жизнен-  

ного пути, особенности воспитания, которое он получил. Восприя-  

 

19 Ф и л о н о в Л. Б., Д а в ы д о в В. И. Психологические приемы допроса  

обвиняемого.-Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 111-122.  

 

20 См.: Теплов Б. М. К вопросу о практическом мышлении.-Ученые  

записки МГУ, 1945, вып. 90; Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его  

исследования. М., 1958.  

 

21 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования, с. 99.  

 

140  

 

тие и понимание личности другого человека постоянно сопровож-  

даются возникновением у познающих этого человека людей тех  

или иных моральных и эстетических чувств. Отмечая эту особен-  

ность, Н. А. Радищев указывал, что люди в процессе взаимодей-  

ствия в силу своей социальной природы сопереживают друг другу,  

вызывают друг у друга тот или иной эмоциональный отклик: <Че-  

ловек сопечалится человеку, равно он ему и совеселится>22.  

 

Дела, поступки, личность человека вызывают у других людей  

моральные чувства, оцениваемые обществом как положительно  

(возмущение нечестным поступком, гордость за человека, сочув-  

ствие, уважение, симпатия и пр.), так и отрицательно (злорад-  

ство, зависть и др.).  

 

Как правило, при познании другого человека, помимо мораль-  

ного чувства, у познающего субъекта обычно возникает то или  

иное эстетическое переживание. Характер этих переживаний зави-  

сит от того, насколько отражаемый человек, его действия, все его  

поведение соответствуют тем нормам прекрасного, которые по-  

знающий субъект усвоил, может быть, и не осознав их, когда  

формировался как личность. Мысль В. И. Ленина: <... без <чело-  

веческих эмоций> никогда не бывало, нет и быть не может чело-  

веческого искания истины>23, полностью приложима и к процессу  

познания одним человеком другого.  

 

Чувства, возникающие у индивида в ходе отражения и оценки  

поведения другой личности, начинают затем влиять на последую-  

щее отражение индивидом этой личности. Как показывают работы  

Л. И. Божович, В. Н. Мясищева, Л. С. Славиной24, эти чувства  

проявляются в уровне активности протекания познавательных про-  

цессов, сказываются на направленности их, влияют на характер  

делаемых при познании обобщений.  

 

Об этой роли чувств в <моделировании> облика других людей  

каждый человек знает по себе. Поэтически ярко и остро иронично  

говорил о ней в свое время еще Лукреций Кар, имея в виду ослеп-  

ленных любовью мужчин:  

 

Черная кажется им <медуницей>, грязнуха -  

 

<простушкой>.  

Коль сероглаза она, то - <Паллада сама>, а худая -  

 

<козочка>.  

Карлица то - <грациозная крошечка>, <искра>.  

Дылду они назовут <величавой>, <достоинства полной>.  

<Мило щебечет> заика для них, а немая - <стыдлива>.  

 

22 Р а д и щ е в Н. А. Избранные философские и общественно-политические  

произведения. М., 1952, с. 309.  

 

23 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 112.  

 

24 Вопросы психологии личности школьника. Под ред. Л. И. Божович. М.,  

1961; Мясищев В. Н. 1) Личность и неврозы. Л., 1960; 2) Основные пробле-  

мы и современное состояние психологии отношений человека.- Психологическая  

наука в СССР, т. II. М., 1960.  

 

141  

STR.142  

Та, что несносно трещит беспрестанно, - <огонь  

 

настоящий>.  

<Неги изящной полна> тщедушная или больная.  

Самая <сладость> для них, что кашляет в смертной чахотке.  

Туша грудастая им - <Церера, кормящая Вакха>.  

Если курноса - <Силена>, губаста - <Лобзания  

 

сладость>25.  

 

Интересную работу по выяснению зависимостей между уровнем  

понимания личностью других людей и ее эмоциональным отноше-  

нием к ним провела в лаборатории социальной психологии Ленин-  

градского университета А. А. Русалинова.  

 

Учащимся пяти групп производственно-технических училищ  

Ленинграда она предложила сказать, какими качествами и в ка-  

кой степени обладают их мастера.  

 

Эмоциональная сторона отношения учащихся к мастеру выяс-  

нялась в этом исследовании с помощью прямого вопроса в анкете  

для учащихся: <Нравится ли тебе ваш мастер?>  

 

Коэффициент корреляции между положительным отношением  

учащихся к мастеру и уровнем их оценки положительных качеств  

личности мастера оказался равным 0,788, что свидетельствует  

о довольно тесной связи этих факторов. Коэффициенты корреля-  

ции между уровнем оценки учащимися качеств личности мастера  

и уровнем положительного отношения учащихся к мастеру, полу-  

ченные А. А. Русалиновой в своем исследовании, приведены в таб-  

лице 20. Эти цифры хорошо показывают, в каких случаях в изу-  

ченных группах связи между уровнем оценки качества личности  

и уровнем оценки положительного отношения оказались более или  

менее тесными.  

 

Таблица 20  

 

Коэффициенты корреляции между уровнями оценки учащимися качеств  

 

личности мастера и положительного отношения к нему  

 

Качества мастера  

 

Коэффициент  

корреляции  

 

Качества мастера  

 

Коэффициент  

корреляции  

 

Хорошо знает производ-  

ство  

С ним можно поговорить  

 

по душам  

Приветливый  

Добрый  

 

Справедливый  

Хорошо относится ко  

 

всем ученикам  

Любит свою работу  

Любит шутить  

Интересный человек  

 

0,912  

0,868  

 

0,853  

0,839  

0,789  

0,740  

 

0,711  

0,698  

0,691  

 

Считается с мнением груп-  

пы  

 

Переживает за группу  

 

Хорошо объясняет матери-  

ал  

 

Заботится, чтобы никто  

не сидел без работы  

 

Требовательный  

 

Охотно помогает своим  

ученикам  

 

Ценит рабочее время  

 

Редко сердится  

 

0,640  

 

0,561  

0,508  

 

0,492  

 

0,459  

0,409  

 

0,343  

0,279  

 

25 Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1946, с. 273-274.  

 

142  

 

Факты, полученные А. А. Русалиновой (позже они были под-  

тверждены в лаборатории ЛГУ Г. И. Бабкиной), свидетельствуют  

о том, что при отражении индивидом других людей может иметь  

место идеализация. И эта <идеализация>, т. е. завышенная оценка  

личностных качеств другого человека, тем выше, чем больше оце-  

ниваемый человек нравится оценивающему. Указанная <идеализа-  

ция> может быть и с отрицательным знаком. В этом случае у ин-  

дивида наблюдается тенденция преувеличивать недостатки и отри-  

цательные качества характеризуемой им личности или той или  

иной группы людей.  

 

Если человек систематически неправильно судит о внутреннем  

мире других людей и приписывает им мотивы поведения, которых  

у них в действительности нет, то это очень часто является следст-  

вием узости связей этого человека с людьми и укоренения в нем  

предрасположенности к восприятию и пониманию всех людей, ка-  

кой-то категории их или, быть может, отдельного человека с какой-  

то одной предвзятой точки зрения. Такой взгляд на людей может  

возникнуть в результате только раз пережитой, но эмоционально  

очень острой ситуации, когда другие люди причиняют человеку  

глубокую и незаслуженную обиду, топчут самое дорогое для него,  

бросают в опасности. Однако чаще предвзятая точка зрения в под-  

ходе к людям является итогом более или менее длительного об-  

щения личности по преимуществу с каким-то одним значимым для  

нее контингентом людей, которое дает ей опыт только отрица-  

тельных переживаний. В таких случаях взгляд, верный лишь по  

отношению к одному человеку или небольшой группе людей, про-  

явивших себя аморально в определенной ситуации, начинает <го-  

ворить свое слово> при оценке и всех других людей. Однажды  

образовавшись, подобные установки личности могут сделать ее  

в известной степени слепой к действиям и поступкам людей, не  

соответствовавших сформировавшемуся у нее взгляду. Такой за-  

крепившийся взгляд (<все люди - эгоисты>, <все учителя - фор-  

малисты>, <все торговые работники - нечестные люди> и пр.)  

может упорно сопротивляться объективному пониманию и осозна-  

нию поступков других людей, действовать длительное время вопре-  

ки сознанию его неразумности и нецелесообразности.  

 

Очень яркий пример такого обобщения приводит в своей <Труд-  

ной книге> Г. Медынский. Один из бывших правонарушителей,  

с которыми переписывался писатель, рассказал ему о себе: <Осво-  

бодился с характером, еще больше окрашенным оттенком цинизма  

в отношении к людям. Тюрьма не исправила меня ничуть. И что  

самое главное, тот образ жизни, его обычаи, нравы, отношения,  

тип людей обобщились в моем понятии как целостное представле-  

ние о людях вообще. Не прошла мимо меня и ходовая идея о том,  

что все люди - мошенники, все крадут, как только могут...>26.  

 

26 Медынский Г. Трудная книга. Судьбы, письма, размышления. М.,  

1964, с. 141.  

 

143  

STR.144  

Точно таким же образом опыт общения с людьми, проявляв-  

шими себя только положительно и дававшими связанному с ними  

лицу по преимуществу лишь одни положительные переживания,  

формирует у этого лица также известную <предвзятость> в подхо-  

де к людям, хотя и положительного толка.  

 

Подобные факты еще и еще раз говорят нам о том, что поня-  

тие, верно отражающее сущность той или иной конкретной лично-  

сти, всегда является результатом громадной обобщающей работы  

познающего эту личность индивида. Формирование этого понятия  

ни в коей мере не является результатом анализа поведения и дея-  

тельности только познаваемой личности. На него всегда так или  

иначе <работает> весь прошлый опыт прямого и непрямого взаи-  

модействия с людьми, накопленный и систематизированный по-  

знающим эту личность индивидом, и в такой опыт обязательно  

включается и обобщение тех переживаний, которые ранее дали  

человеку люди.  

 

Мы рассмотрели некоторые общие особенности, характеризую-  

щие процесс формирования понятия о человеке как личности у  

окружающих его людей. В ходе рассмотрения мы смогли убедить-  

ся, насколько сложен этот процесс, насколько его итог - понятие  

о конкретной личности - зависит и от самого познаваемого лица  

и от познающего субъекта.  

 

Дела человека, его поступки, все его поведение в целом в раз-  

ных обстоятельствах, являясь для окружающих его лиц источни-  

ком формирования понятий о нем как о личности и объектом идей-  

но-эмоциональных оценок, вместе с тем в конечном итоге служат  

показателем правильности этих понятий и оценок. Вся последую-  

щая деятельность личности, характер ее общения с людьми, ее  

труд являются проверкой правильности понятия, сформировавше-  

гося об этой личности у окружающих.  

 

Люди познают друг друга не ради праздного любопытства.  

К этому побуждает их жизнь в обществе, и результаты такого по-  

знания всегда в конечном счете влияют на их труд, на формирую-  

щиеся у них отношения к другим людям и к себе.  

 

ГЛАВА 7  

 

ВОЗРАСТНЫЕ  

 

И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  

 

ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ  

 

Активное отражение человеком других людей, их облика, поступ-  

ков, действий служит целям регулирования его поведения и дея-  

тельности, и, конечно, первостепенную роль в развитии у человека  

знания людей и адекватного поведения по отношению к ним играет  

непосредственное общение с ними. И хотя все сферы деятельности,  

в которые оказывается включенным человек, раздвигают границы  

его знания людей, однако важнейшее значение для развития его  

как субъекта познания других людей принадлежит тем видам и  

актам деятельности, в которых он связан с другими участниками  

деятельности отношениями ответственной зависимости и где ре-  

зультаты деятельности каждого общественно я личностно значи-  

мы в глазах 0бщающихся.  

 

Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для се-  

бя виде деятельности, человек опирается на более или менее обоб-  

щенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный  

им в иных, чем эта деятельность, условиях. Так, общение ребенка,  

начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опи-  

рается на те первичные и элементарно обобщенные представления  

о людях, которые сформировались у него в семье и яслях. В зави-  

симости от того, как складывались у него отношения с людьми  

раньше, он проявляет доверчивость или боязливость, ласковость  

или грубость, исполнительность или упрямство, драчливость или  

уступчивость по отношению к новым для него людям. В после-  

дующем новые переживания, возникающие у ребенка в процессе  

общения со сверстниками и взрослыми, при выполнении заданий  

по самообслуживанию, в играх, на занятиях, подготавливающих  

его к школе, облегчают развитие одних представлений о людях  

и затрудняют развитие других, способствуют формированию одно-  

значного или дифференцированного отношения к людям. Уже на  

этой ступени представления ребенка о других людях определяют-  

ся не просто поведением и действиями этих людей, но и тем, что  

представляет собой этот ребенок как личность, какие первичные  

черты характера у него к этому времени сформированы, как он  

умеет трудиться, контактировать с другими детьми, слушаться  

взрослых. Хотя ребенок этого и не осознает, от его собственного  

поведения, его воспитанности, от него самого в большой мере за-  

висит характер поведения по отношению к нему окружающих его  

детей и близких ему взрослых, а значит, характер его пережива-  

 

145  

STR.146  

ний от общения с людьми и те оценки, которые он этим людям  

дает. Влияние уровня воспитанности самого субъекта на характер  

поведения по отношению к нему окружающих, а стало быть, и на  

характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от об-  

щения с людьми, продолжается и на следующих ступенях форми-  

рования личности.  

 

Занимаясь самообслуживанием, играя, участвуя в обязатель-  

ных занятиях, дети, руководимые воспитателем, учатся видеть и  

сравнивать особенности друг друга. Когда всем этим индивидуаль-  

ным и коллективным занятиям придается характер соревнования  

(<кто лучше>, <кто быстрее>, <кто сообразительнее> и т. д.), тогда  

создаются особенно благоприятные условия для правильной  

ориентировки дошкольника в тех особенностях товарищей, которые  

ярче всего проявляются в данной деятельности. При этом разные  

качества сверстника осознаются и правильно оцениваются до-  

школьником далеко не одновременно. Так, Н. Е. Анкудинова уста-  

новила, что физические возможности дошкольники определяют  

более точно, чем моральные качества. В оценке же моральных  

качеств они сплошь да рядом применяют понятия неадекватно и  

 

в очень общей форме.  

 

Характерной особенностью мнения, которое дошкольник выска-  

зывает о другом человеке, являются его крайняя неустойчивость,  

большая изменчивость, ярко выраженная ситуационность. Наша  

сотрудница Р. А. Максимова изучала оценки, которые дети трех-  

четырех лет дают своим сверстникам, посещающим одну группу  

в детском саду. В большинстве случаев эти оценки носили эмо-  

циональный и ситуационный характер. Давая положительную оцен-  

ку кому-либо из сверстников и объясняя, почему этот его товарищ  

<хороший>, ребенок говорил:

вафлей>, <потому что игрушки убрал>, <потому что все скушал...>.  

 

Если кто-либо из младших дошкольников давал другому ребен-  

ку отрицательную оценку, то выяснение причины ее появления  

также очень часто показывало, что она возникла недавно и вызва-  

на конкретным фактом. Объясняя, почему их товарищ <плохой>,  

оценивающие сверстника дошкольники в таких случаях заявляли:  

 

, <потому что палец мне  

прищемил>, <потому что не давал никому автомобиль играть>.  

Однако наряду с оценками указанного вида дети, с которыми ра-  

ботала Р. А. Максимова, иногда давали своим сверстникам оцен-  

ки, основанные на фиксировании у них относительно устойчивых  

особенностей поведения. Так, обосновывая, почему какой-то их  

сверстник им кажется нехорошим, дети могли отметить, что он со  

всеми дерется, или, указывая, почему другой их сверстник хоро-  

ший, они говорили, что он со всеми играет. Подобных оценок,  

в основе которых лежит уже известное обобщение фактов поведе-  

 

См.: Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у де-  

тей 5-7 лет. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. М., 1959.  

 

 

146  

 

ния человека, в среднем дошкольном возрасте и дальше становит-  

ся все больше.  

 

Далее, Р. А. Максимова попыталась установить, что для детей  

трех-четырех лет наиболее значимо в сверстнике, которому они  

дают сравнительно стойкую положительную оценку. Она не полу-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1145
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь