Бескова Любовь Анатольевна, Удалова Елена Андреевна » Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе



16 страница


Экстравертные сенсорики – Короли, стимулируются престижем.  

Интровертные сенсорики – Дамы, стимулируются благосостоянием.  

Экстравертные интуиты – Рыцари, стимулируются уникальностью.  

Интровертные интуиты – Пажи, стимулируются любопытством.  

Забавно и очень понятно. В такой образной трактовке материал запоминается лучше. К тому же поражает, что древняя мистическая система вписалась в современное, вполне научное знание. Это, конечно, говорит не о том, что соционика – лженаука. Просто все работающие концепции личности, накопившие позитивные результаты, показавшие свои предсказательные возможности и отражающие существенные черты изучаемого явления, не могут не пересекаться. Ведь предмет у них один и цель одна: еще более глубокое понимание человеческой сущности. И мы не должны воевать друг с другом за истину – ее достаточно для всех.  

 

Конспект занятия  

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.  

Козьма Прутков  

 

Рассматривали соответствие блоков модели А другим психологическим концепциям. В этом месте все, кто что-то читал о психологии, укладывают свои знания в нашу схему. Выясняется, что соционика не воюет с другими теориями, а может гибко с ними сотрудничать.  

Вот классическое представление модели «А» с названиями функций, горизонтальных блоков и колец:  

 

 

 

Соционика очень толерантна ко всем работающим идеям. Например, модель А делится на ментальное и витальное кольца в соответствии с концепцией Фрейда о существовании бессознательной части психики.  

Каждая пара функций (4 горизонтальных блока) соответствуют архетипам Юнга:  

ЭГО – сюжеты сильных осознанных функций, зона сознательной уверенности.  

СУПЕРЭГО – Персона – сюжеты слабых осознанных функций, зона осознанной неуверенности, зависимости от общественных ожиданий.  

ИД – Тень – сюжеты сильных неосознанных функций, зона бессознательной защиты своих интересов, борьбы и страхов.  

СУПЕРИД – Анима/Анимус – сюжеты слабых неосознанных функций, зона бессознательной неуверенности в себе, ожидание защиты, образ идеального партнера.  

Юнговский архетип Самость, как целостное состояние человека, принявшего все свои бессознательные стороны и умеющего опереться на них, близок к понятию «дуализации» в соционике. Дуализированным называется человек, принявший свой тип, умеющий пользоваться сильными функциями, знающий свои слабые черты, понимающий, что это его не портит.  

Блоки модели А можно рассматривать также, применяя концепцию Э. Берна о различных состояниях Я.  

Тогда Блок ЭГО соответствует состоянию «взрослый», в котором мы принимаем ответственные решения.  

Блок СУПЕРЭГО соответствует состоянию «родитель» в той его ипостаси, когда мы чувствуем постоянный контроль над собой.  

Блок СУПЕРИД соответствует состоянию «ребенок», в котором мы непосредственно и восторженно воспринимаем жизнь.  

А блок ИД соответствует состоянию «родитель» в той ипостаси, когда мы сами контролируем всех в соответствии с усвоенными образцами.  

Мы обратили внимание ребят на то, что и сами они в разной обстановке по-разному проявляют себя. А для того чтобы это не осталось просто словами, мы попросили внимательно посмотреть свою модель А и поделиться наблюдениями о том, какое поведение демонстрирует каждый из них по блоку СУПЕРЭГО.  

Обычно блок СУПЕРЭГО (ролевая и болевая функции) включается в ситуации социальной адаптации. Человек не хочет раскрывать в незнакомой (но социально значимой для него) обстановке свою истинную личность, потому что чувствует себя недостаточно уверенно, а в то же время ему нужно прозондировать обстановку. Ролевая функция помогает ему подстроиться под требования среды, а болевая функция показывает те сектора, где ему грозит перегрузка и которых следует избегать в целях самосохранения.  

Понятно, что, выступая с блока СУПЕРЭГО, человек ведет себя не так, как по своему взрослому блоку (базовая и творческая функции). В этом состоянии он больше похож на тот тип, с которым он находится в отношениях, названных «суперэго». Но на самом деле речь здесь идет лишь об имитации этого типа.  

Вообще любое выступление с одной из слабых функций для человека другого типа, у которого та же функция является сильной, выглядит неуклюже, по-детски или даже как сознательное искажение информации с непонятными целями. Это может вызвать целую лавину объяснений, которую со слабой функции трудно даже понять.  

Человек, обсуждая проблему со слабых функций, зачастую считает, что он охватил ее целиком. Собеседник, имеющий по той же функции экспертное видение, воспринимает ситуацию гораздо более объемно и подробно. Он не без оснований может впасть в недоумение по поводу таких примитивных взглядов партнера. Ясно, что в этом случае трудно найти общий язык и придти к согласию. Соционика рекомендует, чтобы при прочих равных условиях приоритет отдавался человеку с экспертным видением ситуации.  

После некоторого размышления ребята начали рассказывать о себе.  

Это было замечательное «шоу». Все с интересом и некоторым удивлением высказывались о своем блоке СУПЕРЭГО, открывая в себе забавные черточки, не замеченные ранее. В этом упражнении выпукло проявилось освобождение от комплексов, которое происходит при отстраненном самонаблюдении.  

 

Эпизод из архива 1.  

ГАМЛЕТЫ, как обычно, завели всех.  

Катя (ГАМЛЕТ) с места в карьер принялась рассказывать о своих деловых качествах, которые она любит демонстрировать, притворяясь ШТИРЛИЦЕМ. Главный упор делается прежде всего на имидж. Она любит представляться деловой женщиной, любит одеваться в деловые брючные костюмы.  

– Я люблю слово деловой – стараюсь себя так называть, накупила кучу галстуков. Люблю поговорить об этой деловой ерунде, –с радостным легкомыслием заявила она.  

Был случай, когда она под красивый немецкий галстук покупала себе костюм и остальные детали. Сотовый телефон она подбирала так, чтобы он «по цвету и стилю» подходил к перчаткам и кошельку.  

Это было очень смешно всем, включая Катю. Она действительно, приобщившись к соционике, теперь прекрасно знает цену всему этому.  

– Я себя считаю деловой женщиной и всем об этом говорю.  

Дальше взял слово Костя (ГАМЛЕТ).  

– Я всегда стараюсь показать себя очень крутым в смысле профессионализма, рассудительности и взвешенности. Мои ученики считают меня очень серьезным человеком и потом удивляются, когда в походах обнаруживают, что я совсем другой – веселый и безответственный. (Смеется.)  

– Я люблю слово профессиональный – у меня все профессиональное.  

Ужасно забавно было это слышать.  

И МАКСИМЫ не подкачали.  

Наташа (МАКСИМ) подробно рассказала о том, каким знатоком человеческих душ она себя считает. Любит читать Достоевского и разбираться в психологических тонкостях души человеческой. Ей нравится спровоцировать подругу на откровения, на рассказ о своих переживаниях.  

Но долго слушать об этом она не может – становится скучно.  

– Только через 10 минут надоедает слушать одно и то же, хочется уже перейти к делу, –честно призналась она.  

Это и понятно – по третьей функции долго не поработаешь. Утешения обычно сводятся к словам: «Все у тебя будет хорошо».  

Даниил (МАКСИМ) добавил, что когда в школе проходят роман «Война и мир», мальчикам полагается увлекаться войной, а девочкам – лирическими моментами.  

– Так вот мне больше нравилось читать про отношения.  

Его беспокоит, нравится ли он другим, как люди к нему относятся. Как всякий МАКСИМ, он старается быть «хорошим парнем». Фразу «когда выходишь в мир, к людям…» ему не дали договорить – хохот стоял гомерический. Его это не смутило – в ту же минуту он осознал, насколько странной такая фраза показалась настоящим этикам.  

Другая наша Наташа (МАКСИМ) рассказала, что в старших классах школы старалась каждый день иметь в портфеле запасные ручки, ластики и замазку, чтобы можно было дать тем, кому это понадобится. Так она завоевывала хорошее отношение к себе и расположение одноклассников. А в университете перестала это делать, но «отношение почему-то стало еще лучше».  

Антон (ДОН КИХОТ) рассказал, как он любит всех построить. Оля (ДОСТОЕВСКИЙ), как свидетель, подтвердила, что стоит им с компанией приехать куда-то на экскурсию или отправиться в поход, то по приезде на место она немедленно начинает командовать, кому и чем заняться, куда идти, что делать, одним словом, всех строит, причем очень жестко.  

Антон не возражал, одно только его смущало. Он сказал:  

– Вот только плохо бывает, когда они слишком долго и упорно сопротивляются, тогда мне уже не хватает сил их дожать.  

Реакция была веселая, поскольку все, включая Антона, понимали, что в роли НАПОЛЕОНА ДОН КИХОТ долго не продержится.  

Про болевую точку он рассказал отдельно.  

– Бывает, пытаешься завоевать чье-то расположение. Стараешься, стараешься, демонстрируешь обаяние, находчивость, остроумие, а потом смотришь, что же получилось, и не понимаешь, лучше человек к тебе относится или так ничего и не вышло. Ведь не видишь как следует его реакции…  

Этики смотрели на него с непониманием и замешательством, напряженно пытаясь представить себя как бы с завязанными глазами, если бы они были лишены такой информации. Логики кивали – с пониманием и сочувствием.  

Оля (ДОСТОЕВСКИЙ) созналась, что любит подробно и со вкусом разложить все по логическим полочкам. Иногда она даже рисует схемы по утрам, если есть настроение. «Зачем?» – дружно спросили МАКСИМЫ.  

– Чтобы было приятно. А через неделю, если я не подпишу, какая это схема, ничего вспомнить не смогу и не понимаю, к чему же это относится.  

Ира (БАЛЬЗАК) рассказала, как она любит посуетиться на кухне, обслужить народ, покормить, позаботиться о присутствующих. Но быстро устает от шума.  

Отчеты наших студентов произвели на нас самих сильное впечатление. Ребята без подготовки, экспромтом показали:  

– хорошее знание собственной модели;  

– способность анализировать проявления своего типа в ситуации социальной адаптации;  

– мужество рассказать о своих «слабостях» на людях;  

– и высокий уровень гуманизма к чужим слабостям и чужим признаниям по блоку СУПЕРЭГО.  

 

Урок седьмой  

 

Поразительно, насколько свободно и иронично ребята говорили о своих социальных «масках», смеялись вместе со всеми над своими милыми причудами. Как бы незаметно, через изучение восьми простых понятий произошло освобождение от стереотипов, навязанных семьей, школой, вообще обществом.  

Если обратиться к рекомендациям психологов, выяснится, что одна из важнейших проблем – отделить свои реальные потребности от образцов, навязанных другими людьми. На это уходит несколько сеансов у психоаналитика, бездна самостоятельных усилий, а порой долгие годы и тяжелые испытания. Иногда много позже человек начинает понимать: то, за что он упорно боролся на протяжении многих лет, оказывается ему совершенно не нужно, а нужно что-то совсем другое, возможно, менее престижное, но отвечающее его глубинным потребностям.  

Таким образом, лишь накопив собственный опыт, человек иногда успевает, а иной раз и не успевает исправить заблуждения, привнесенные из общества, и найти себя.  

Соционика же своими средствами позволяет добиться того же результата за 1, 5 месяца занятий. Этот опыт приобретается не методом проб и трагических ошибок, не на протяжении долгих лет, а очень быстро, причем исключительно за счет осмысления резервов собственного типа среди типового разнообразия всего социона. Налицо необыкновенная эффективность и гуманность этого метода.  

Нам приходилось сталкиваться с весьма солидными, успешными, сложившимися людьми, которые вроде бы уже должны были изжить свои комплексы. И мы наблюдали, как старательно вытесняют они соционику из головы, поскольку она смеет намекнуть на то, что слабости есть и у них.  

Но все-таки наука торжествует над мракобесием, что мы и наблюдаем на наших занятиях. И это дает надежду.  

На первом занятии мы рассказали ребятам, что ясность побеждает страх. На уроках мы занимались формальным изучением схем различных типов, прояснением их структуры. Что же касается освоения этого знания в этическом плане, то оно вылилось в преодоление страха своего несовершенства.  

Можно констатировать: то, что мы обещали, случилось. Ребята перестали бояться различий между собой, перестали цепляться за идею своей универсальности и научились гордиться гармоничными проявлениями собственного типа.  

Немаловажную роль в этом сыграли наблюдения во время практической диагностики приглашенных гостей. Если человек был в своем типе, он и определялся быстро, и выглядел гармонично и симпатично. Если же какие-то юнговские признаки плохо определялись, то человек и выглядел неуверенным, закомплексованным, негармоничным. И никто из тех, кто прятал свой тип, не выглядел совершенным. Это было наглядным уроком для всех присутствующих, возможно, и неосознанным.  

 

 

Часть III. Соционические типы  

 

На занятиях ребята успевают протестировать от 35 до 40 человек, часть из которых – наши «эталонные» образцы типов, другая часть – те, кого приводят ученики.  

Во время тестирования происходит не только определение типа другого человека, но и узнавание себя, обнаружение своих сходств и отличий от других людей.  

Поскольку учениками движет интерес и превентивное принятие человека в его типе, атмосфера тестирования очень доброжелательная, открытая и заинтересованная. Отмеченные в тексте вспышки веселья – вовсе не насмешки над нашими «добровольцами». В них проявляется радость узнавания свойств, присущих типу. Ребята искренне радуются, когда человек демонстрирует чистый тип, а его свойства проявляются отчетливо и ярко.  

При проведении интервью у нас есть определенные правила.  

Мы ориентируем наших учеников на то, чтобы никаких некорректных или провокационных вопросов они не задавали. Приглашенные же предупреждаются, что если вопрос покажется им неприемлемым, то от ответа они вправе отказаться.  

Начало тестирования может быть вполне банальным – это обеспечивает спокойное развертывание беседы. С такого старта почти сразу становится ясно, в какую сторону нужно продолжать тестирование, не создавая лишнего напряжения для респондента. К тому же уже из первых ответов можно сделать некоторые заключения.  

Если же возникает необходимость уточнить отдельные признаки, то вопросы здесь могут задаваться самые фантазийные. Но человек уже включился в общение, поэтому они его не пугают.  

Главное во время тестирования – набрать необходимый объем информации не только для постановки гипотезы, но и для ее верификации по модели А. Поэтому мы побуждаем ребят продолжать тестирование до тех пор, пока не наступит полная ясность.  

Описания типов по модели А мы проходим на наших занятиях, но здесь они приводиться не будут. Их можно прочитать в любой другой книге по соционике. Мы также решили уйти от безлично-художественных портретов типов – их тоже достаточно в соционической литературе.  

Кроме того, мы считаем, что длинные подробные описания абстрактных «представителей типа» не могут помочь читателю научиться различать их в жизни.  

Во-первых, наряду с определенным типом существуют четыре других типа, с точки зрения соционики на три четверти похожие на него. И очень трудно в длинном безличном описании заметить ту небольшую разницу, которую многие еще не привыкли грамотно определять.  

Во-вторых, все общие свойства типа, описанные в модели А, в жизни ярко проявляются как раз в конкретных обстоятельствах, по конкретному поводу, в конкретных высказываниях. И только полное описание данного события позволяет почувствовать, что сработала именно ролевая, творческая или другая функция.  

Чем больше деталей мы выпускаем из описания, стремясь «обобщить» характерную ситуацию, тем более расплывчатым получается впечатление от эпизода, тем больше предположений можно выдвинуть о его интерпретации.  

Поэтому нам кажется, что наиболее полное описание типа позволяет сделать именно модель А, при том условии, конечно, если она находится в руках человека, хорошо знающего, как могут проявить себя функции в каждой из ячеек. А лучшей иллюстрацией типового поведения будет четкое описание конкретного случая тестирования со всеми нюансами реакции, которые демонстрирует человек данного типа.  

Мы предлагаем вашему вниманию интервью с живыми людьми, типы которых представлены достаточно чисто. И хотя, безусловно, у каждого существует своя история жизни, сквозь нее отчетливо видны общетиповые реакции человека.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 908
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь