Бодалев А.А. » Психология общения



15 страница


что человек за перегородкой корчится от болевых ощуще-  

ний, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощу-  

щения у него вызывали. Истина <не желай другому того,  

чего сам себе не желаешь> в конкретном поведении этих  

 

Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические  

произведения. М., 1951, с. 309.  

 

См.: МИрет 5. Вепауюга! 51ийу оГ оЬе<Иепсе,- .Гоигпа! оГ АЬпоппа!  

5ос;а1 Р8успо1оеу, уо1. 67, №1, 1963, р. 371-378.  

 

104  

 

людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они,  

наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от прин-  

ципа <человек человеку - друг, товарищ и брат>, а от  

принципа <человек человеку - волк>.  

 

Между прочим, недавно проведенные исследования по-  

казали, что в семье с одним ребенком формирование у него  

способности к сопереживанию происходит более медленно,  

чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо  

поставленным воспитательным процессом. Ребенку отож-  

дествить, идентифицировать себя с другим человеком лег-  

че, когда этот другой - сверстник.  

 

При общей положительной настроенности на других лю-  

дей, способности к сопереживанию и сочувствию им, кото-  

рые выступают как общий фон, на котором протекает  

общение с людьми, наш конкретный эмоциональный от-  

клик может меняться в зависимости от того, как они себя  

ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас  

целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей  

палитры проявляемых нами по отношению к другому чело-  

веку чувств оказываются обусловленными нашей граждан-  

ской, моральной воспитанностью.  

 

Хотелось бы в связи со сказанным, также отметить, что  

при субъективной оценке совершаемых человеком поступ-  

ков, при субъективно определяемой значимости различных  

качеств личности обнаруживаются заметные различия  

между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и  

женщин установило, что у женщин характеристики, в ко-  

торых проявляется отношение человека к другим людям, на  

шкале ценностей занимают более высокое место, чем у  

мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для  

мужчин же относительно более значимы объекты, связан-  

ные с их работой.  

 

Косвенным свидетельством большей значимости сферы  

межличностных, в частности интимных, коммуникаций  

для женщин и меньшей - для мужчин являются причины  

мужских и женских неврозов. По статистике, которую на-  

копил Ленинградский психоневрологический институт им.  

 

См.: Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и  

среднего школьного возраста: Автореф.канд.дис. М., 1977.  

 

См.: Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно  

значимом общении студентов.- В сб.: Вопросы психологии общения и  

познания людьми другдруга. Краснодар, 1979; его же. Психологические  

особенности понимания личности значимого другого как субъекта обще-  

ния: Автореф.канд.дис- М., 1981.  

 

105  

STR.106  

В.М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является  

следствием такого развития взаимоотношений в семейной  

сфере, которое расходится с их желаниями, с их притяза-  

ниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей при-  

чиной непорядки в этой сфере. Эта большая субъективная  

значимость для женщин взаимодействия с другим челове-  

ком и вообще области взаимоотношений своим следствием  

имеет сравнительно большее развитие у них, чем у мужчин,  

социально перцептивных способностей: женщины тоньше  

улавливают состояние другого человека по изменениям в  

тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, пол-  

нее отражают его внешний облик, точнее определяют эф-  

фект своего собственного воздействия на другого человека  

и т.д.  

 

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо  

соответствующего развития у человека познавательной и  

эмоциональной сферы, является его умение выбирать по  

отношению к другому человеку наиболее подходящий спо-  

соб поведения, способ обращения с ним.  

 

Как показывает жизнь, творчество необходимо не только  

в труде, направленном на создание материальных ценно-  

стей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на  

другого человека, в выборе подхода к нему.  

 

Мы порой бываем недовольны поведением других людей,  

не замечая при этом; что мы сами своим обращением с ними  

толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Каприз-  

ность ребенка, грубость ученика, неисполнительность под-  

чиненного - это очень часто не проявление типичных для  

каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль  

поведения по отношению к ним, который спровоцировал  

эти ответы: капризность - на излишнюю уступчивость,  

грубость - на явную бестактность, неисполнительность -  

на низкую требовательность и отсутствие систематической  

проверки выполнения порученного.  

 

Между прочим, характер обращения матери с ребенком,  

учителя со школьником, руководителя с подчиненным вы-  

зывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не  

только определенные формы эмоциональных переживаний  

и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают  

преобладать либо одни чувства, либо другие. Этот характер  

обращения столь же направленно влияет на то, какая мане-  

ра поведения человека в различных ситуациях становится  

для него типичной.  

 

106  

 

Наше обращение с другими людьми, наше отношение к  

ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом свя-  

заны.  

 

У плохих работников, профессией которых является ра-  

бота с людьми, сложившаяся в их опыте классификация  

типов людей (для начальников - типов подчиненных, для  

учителя-типов учеников, для врача-типов больных,  

для продавца - типов покупателей и т.д.) отличается узо-  

стью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие  

встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с  

конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие  

<судьи> и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь  

же шаблонно ведут себя с ними.  

 

Психолог С.В. Кондратьева, например, выяснила, что у  

учителей-мастеров представления о возможных типах уче-  

ников-отличников, учеников-<середнячков>, учеников-  

отстающих намного богаче, чем у плохих учителей  

 

Так,учителя-мастера различали отстающих, причиной  

неуспеваемости которых были: 1) непорядки в познаватель-  

ной сфере - невнимательность, плохая память, несформи-  

рованность до нужного уровня мыслительных операций,  

пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной  

сфере-большая заторможенность, излишняя возбуди-  

мость и др.; 3) непорядки в волевой сфере - отсутствие  

усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика  

важных для успешного учения более интегральных лично-  

стных качеств-познавательных интересов, самостоя-  

тельности, ответственности и др.; 5) одновременное  

сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие  

учителя выделяли только два типа неуспевающих - лен-  

тяев и тупиц.  

 

Эта способность более или менее глубоко проникать в  

личностную суть других людей, как правило, влияет на  

поведение, которое человек позволяет себе по отношению  

к другим людям. У людей - специалистов по человеческо-  

му общению <репертуар> приемов, к которым они прибега-  

ют, строя свои контакты с окружающими их людьми,  

инструментовка поведения, адресуемого другим, намного  

богаче, чем у неспециалистов. Так, было установлено, что  

если хорошие учителя в своей работе с учащимися исполь-  

зуют до 43 различных приемов воспитательного воздейст-  

вия, топлохие - только 17-19. Та же тенденция  

 

Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.- Вопро-  

сы психологии, 1980, №5.  

 

107  

STR.108  

обнаружена, когда сравнили <наборы> воздействий, к кото-  

рым прибегают в повседневной работе с подчиненными хо-  

рошие и плохие руководители. У первых она оказалась  

намного разнообразнее и шире. А когда в этих <наборах>  

совпадали какие-то приемы, частота их применения у хо-  

роших и плохих руководителей была неодинаковой. Напри-  

мер, такой прием воспитательного воздействия, как  

выговор при всех, в резкой, а иногда и грубой форме плохие  

руководители использовали в шесть раз чаще, чем хоро-  

шие; угроза по частоте применения среди других приемов  

у плохих руководителей стояла на 7-м месте, у хороших -  

на 13-м. Нотаций хорошие руководители не читали вовсе,  

а плохие ими просто-таки злоупотребляли и т.д.  

 

Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и  

прежде всего те из них, которые образуют склад нашего  

характера, определяют общий рисунок нашего поведения  

при общении с другими людьми.  

 

В пьесе С. Алешина <Все остается людям>, по которой  

потом был снят фильм, любимый ученик академика Дроно-  

ва Алеша Вязьмин с самого детства рос в интеллигентной  

семье. У него мягкая мать, вдумчивый, тактичный учитель.  

И он усвоил стиль поведения по отношению к другим лю-  

дям, в основе которого лежит деликатность, уважитель-  

ность. Но вот жизнь сталкивает его с жуликом и пройдохой  

Трошкиным. В ситуациях, в которые Вязьмин попадает, он  

не должен, не имеет права быть деликатным, уступчивым,  

а переломить себя Алеша не может.  

 

Очень многое в нашей способности правильно настраи-  

ваться на другого человека и выбирать наиболее отвечаю-  

щий обстоятельствам способ поведения, зависит от нашего  

знания не только другого человека, но и прежде всего -  

самих себя, от нашего умения на основе этого знания созна-  

тельно управлять своим поведением в различных ситуаци-  

ях общения. И поэтому полностью прав был Н.Г.  

Чернышевский, когда утверждал: <Кто не изучал человека  

в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания лю-  

дей>.  

 

См.: Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы  

понимания людьми друг друга.- В сб.: Психология межличностного  

познания. М., 1981; Деркач А.А. Социально-психологические основы  

совершенствования деятельности воспитателя: Автореф.док.дис. Л.,  

1981; Степкин Ю.П. Исследования авторитета личности как социаль-  

но-психологического явления: Автореф.канд.дис.Л., 1976.  

 

Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч. М., т.З, с. 426-  

 

108  

 

>>  

1.  

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ И  

ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ  

 

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций  

различных отраслей психологии: общей, возрастной и пе-  

дагогической, социальной, психологии тру да, юридической  

и медицинской психологии индивидуальных различий.  

 

Во время общения у его участников наблюдаются различ-  

ные состояния, у каждой из них проявляются те или иные  

психические свойства личности. Таким образом, стоя на  

позициях общей психологии, мы вправе не только исследо-  

вать типичные для всех нормальных людей феномены об-  

щения, закономерности и механизмы его протекания, но и  

выявлять трудности общения, т.е. те характеристики пси-  

хических процессов, состояний и свойств личности, кото-  

рые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие  

людей, не отвечающее критериям психологически опти-  

мального общения.  

 

...А какое же общение считается психологически опти-  

мальным? По нашему мнению, психологически оптималь-  

ное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются  

цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами,  

обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов,  

которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворе-  

ния.  

 

При этом было бы ошибочно полагать, что психологиче-  

ски оптимальное общение - это непременно своеобразное  

слияние умов, чувств, воли его участников. Психологиче-  

ски оптимальным может быть и общение, в котором парт-  

нерам удается сохранить желаемую для каждого из них  

субъективную дистанцию.  

 

Поскольку общение -- это взаимодействие, по крайней  

мере, двух людей, то трудности при его протекании (име-  

ются в виду субъективные), могут быть порождены одним  

участником или сразу обоими. И следствием их обычно  

оказывается полное или частичное недостижение цели, не-  

удовлетворение побуждающего мотива, или же неполуче-  

ние желаемого результата в той деятельности, которую  

общение обслуживало.  

 

Конкретными психологическими причинами этого могут  

.быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его  

способностей и интересов, неверное представление своих  

собственных возможностей и непонимание характера оцен-  

 

109  

 

STR.110  

ки и отношения партнера, употребление не подходящих к  

данному случаю способов обращения с партнером.  

 

И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изуче-  

нии трудностей общения существует опасность сведения их  

многообразия только к неудобствам, связанным с плохим  

владением техникой взаимодействия, или к сложностям,  

возникающим из-за слабого развития социально-перцеп-  

тивных функций. В действительности же эта проблема при-  

обретает глобальный характер и охватывает фактически  

все аспекты общения.  

 

По данным И. П. Шкуратовой, роль системообразующего  

фактора для всех проявлений интересующих нас трудно-  

стей выполняют цели общения, поскольку эти трудности  

это тоже помехи на пути к достижению поставленных че-  

ловеком целей.  

 

Среди личностных образований, детерминирующих по-  

становку целей, она специально выделяет мотивацию об-  

щения, которая обусловливает трудности межлюдского  

взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудно-  

стей во многом зависит от содержания или направленности  

мотивации; ее влияние проявляется в нарушении калой-  

либо из функций общения (перцептивной, коммуникатив-  

ной и т.п.). Существует также особый вид трудностей,  

который состоит в невозможности реализации значимых  

для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта  

категория трудностей не всеми осознается, так как требует  

достаточно развитой рефлексии, но переживается, выража-  

ясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партне-  

ров. ,), .  

 

Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно ут-  

верждает, что структура межличностного общения должна  

рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к  

действию) и внешней (средства, способы) коммуникации,  

В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны.  

Можно также достаточно обоснованно различать трудно-  

сти, имеющие мотивационную детерминированность,- и  

трудности, возникающие из-за несовершенства средств об-  

щения. Человек может из-за различных личностных осо-  

бенностей вызвать у партнера отрицательную  

эмоциональную реакцию, общение с ним может препятст-  

вовать удовлетворению значимых для этого человека по-  

требностей. В этом случае трудности будут иметь  

внутреннюю природу, а инструментальные,аспекты обще-  

 

110  

 

ния будут играть вторичную, служебную роль и обеспечи-  

вать психологическую защиту.  

 

Будучи тесно связанными, мотивационные и инструмен-  

тальные аспекты общения относятся, однако, к различным  

уровням, а это предполагает однонаправленную детерми-  

нированность низшего уровня высшим (инструментального  

мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние,  

операциональные аспекты коммуникативной компетент-  

ности и внутренние, глубинные, затрагивающие личност-  

но-смысловые образования, подчеркивает, что именно  

последние играют определяющую роль по отношению к  

внешним, поведенческим.  

 

Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики  

личности влияют на обращение участников общения друг с  

другом. Слабее исследовано влияние когнитивных особен-  

ностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку  

объекта восприятия.  

 

Как и всякое действие, коммуникативный акт включает  

в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение  

адекватного Представления о партнере. Эффективность  

этой части коммуникативного акта определяет и эффектив-  

ность действия в целом.  

 

Одним из проявлений неэффективности ориентировоч-  

ной части коммуникации является субъективное ощущение  

непонимания партнера, невозможность создать его целост-  

ный образ и, значит, правильно строить свои действия.  

 

В состав инструментальных аспектов общения входит и  

умение адекватно выражать свои мысли, выбирать способ  

коммуникации в соответствии с особенностями партнера и  

обстановки общения, а это, в частности, должно опираться  

на понимание партнера и ситуации в целом.  

 

Являясь следствием инструментальных трудностей, не-  

понимание партнера отражается на смысловом уровне в  

формировании определенного отношения к нему, Факты  

свидетельствуют о том, что люди, общение с которыми за-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1549
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Психология общения » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Психология общения » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь