Анастази А. » Психологическое тестирование



14 страница


44-47 20 двух испытуемых находятся в интервале  

_ между 8 и II, трех-между 12 и 15 и т.д.  

з2_з5 328 Информация, содержащаяся в частот-  

28-31 244 ном распределении, может быть также  

24-37 136 представлена графически в виде кривой  

_ распределения На рис. 1 данные из 1абл. 1  

ii_ij з изображены с помощью графика. ДПо го-  

8-11 2 ризонтальной оси отложены интервалы  

gQ looo значений тестового показателя, а по вер-  

____________________ тикальной-частота, или число случаев,  

 

См., например: Г. В. Суходольский. Основы математической статистики для психо-  

логов. Л., 1972; Дж. Гласе, Дж. Стэнли. Статистические методы в педагогике и психоло-  

гии. М.. 1976: М.И. Грабарь. К. А. Краснянская. Применение математической статистики  

 

68  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

попадающих в каждый класс. График может строиться двумя спосо-  

бами, каждый из которых достаточно распространен. На гистограмме  

высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует  

числу людей, чьи результаты попали в этот интервал (их количество  

определяет высоту столбца). В полигоне частот число испытуемых  

указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте,  

соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соеди-  

няются прямолинейными отрезками.  

Если не считать незначительных отклонений, распределение, пред-  

ставленное на рис. 1, напоминает колоколообразную нормальную кри-  

вую. Идеальная нормальная кривая изображена на рис. 3. Этот тип кри-  

вой обладает важными математическими свойствами, и на ней основаны  

многие виды статистического анализа. Для наших целей, однако, важны  

лишь некоторые из них. По существу эта кривая означает, что число слу-  

чаев максимально в середине распределения и постепенно спадает к ее  

краям. Кривая симметрична и имеет единственный пик в центре. Боль-  

шинство распределений численных показателей-от роста и веса д< спо-  

собностей и параметров личности-приближаются к нормальной кривой.  

Вообще говоря, чем больше группа, тем ближе распределение к теорети-  

ческой нормальной кривой.  

Труппа тестовых показателей может быть описана в терминах той  

или иной меры центральной тенденции. Такая мера указывает един-  

ственный, наиболее типичный или репрезентативный результат, характе-  

ризующий выполнение теста всей группой. Самой известной из таких мер  

является среднее (точнее, среднеарифметическое) значение (М). Оно нахо-  

 

Рис. 1.  

340  

320  

300  

280  

260  

240  

220  

200  

180  

 

Кривая полигона частот и гистограмма (по донным табл. 1)  

 

69  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

дится сложением всех результатов и делением получившейся суммы на  

число случаев (N). Другой мерой центральной тенденции является мода,  

или наиболее часто встречающийся результат. В частотном распределении  

мода определяется как середина интервала, для которого частота макси-  

мальна.Например, в табл. 1 мода находится посередине между 32 и 35,  

т.е. равна 33,5. Отметим, что этот результат соответствует самой высо-  

кой точке кривой распределения на рис. 1.Третья мера центральной тен-  

денции-это медиана, т.е. результат, находящийся в середине последова-  

тельности показателей, если их расположить в порядке возрастания или  

убывания. Медиана есть точка, делящая распределение ровно пополам,  

причем одна половина результатов лежит справа от нее, а другая слева.  

Для более полного описания результатов теста используются меры  

разброса данных, характеризующие степень индивидуальных отклонений  

от центральной тенденции. Наиболее наглядным и известным способом  

представления разброса является размах распределения, т. е. разность ме-  

жду самым высоким и самым низким результатом. Но эта мера крайне  

неточна и неустойчива, поскольку она определяется только двумя пока-  

зателями. Единственный необычно высокий или низкий результат может  

заметно повлиять на величину размаха. Более точный метод измерения  

разброса основан на учете разности между каждым индивидуальным ре-  

 

зультатом и средним значением по  

группе.  

Вгом месте следует обра-  

титься к табл. 2, где приведены  

расчеты рассматриваемых сейчас  

мер, выполненные для 10 случаев.  

Столь малая группа взята ради  

наглядности, хотя на практике  

вряд ли стоит выполнять подоб-  

ные расчеты по столь незначитель-  

ному числу случаев. В табл. 2  

вводятся также принятые в статис-  

тике обозначения, которые будут  

использоваться и в дальнейшем.  

Первичные результаты теста по  

традиции обозначаются пропис-  

ной буквой X, а малая буква х  

служит для обозначения отклоне-  

ния каждого индивидуального ре-  

зультата от среднего значения по  

группе. Греческая буква ? рас-  

шифровывается как сумма. Сред-  

нее значение и медиана опреде-  

лены по данным, содержащимся  

в первой колонке табл. 2. Среднее  

значение равно 40, а медиана 40,5,  

т.е. посередине между 40 и 41:  

пять результатов (50Їо) лежат спра-  

ва и пять слева от медианы. Мода  

же для столь малой группы едва  

ттт, м-гр-т рпт. найдена, поскольку  

 

Таблица 2  

Меры центральной тенденции и вариативности  

 

ОтклонениеКвадрат  

Значение показателяот среднегоотклонения  

Ххx  

,48+8 )64  

47+" 149  

50>/" 43 )+209  

случаев J41+1  

t41+i ->1  

Медиана == 40,5  

40Ї 0  

.438-24  

J/o 36-}-20 16  

случаев )34-36  

32-8 )64  

SX = 4001И =40 =  

= 244  

ZX400  

М40  

N10  

21х1 Среднее отклонение = --- = -N40 - = 4 10  

?x"244  

Дисперсия-= o =N10= 24,4  

Показатели  

 

Рис. 2. Частотные распределения  

с одним и тем же средним значе-  

нием, но разным разбросом  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ный тестовый результат. Формально, од-  

нако, модой является число 41, поскольку  

этот результат показали два человека,  

тогда как остальные результаты встре-  

чаются лишь по одному разу.  

Вторая колонка показывает, насколь-  

ко каждый результат отклоняется в ту  

или другую сторону от среднего значения  

(40). Сумма этих отклонений всегда равна  

нулю, так как положительные и отрица-  

тельные отклонения от среднего обяза-  

тельно уравновешивают друг друга ( + 20-  

-20 = 0). Отбросив знаки отклонений и  

усредняя их абсолютные значения, мы получаем меру, известную под  

названием среднего отклонения. Символ х в формуле среднего от-  

клонения означает, что суммируются абсолютные значения при х.  

Хотя среднее отклонение и может служить в качестве средства опи-  

сания распределения, этот показатель не годится для математического  

анализа данных из-за произвольного отбрасывания знаков .  

П"ораздо более полезной мерой разброса является стандартное от-  

клонение, обозначаемое буквой ет. .При ее вычислении отрицательные  

знаки устраняются благодаря возведению каждого отклонения в ква-  

драт, что видно из третьего столбца табл. 2. Сумма

 

?х  

случаев -, известная под названием дисперсии, или среднего квадрата  

 

отклонения , и обозначает, (г Дисперсия чрезвычайно удобна при выяс-  

нении влияния различных факторов на индивидуальное выполнение те-  

стовых заданий. Но в данный момент речь пойдет о стандартном откло-  

нении, равном квадратному корню из дисперсии (см. табл. 2). Эта мера  

широко применяется !При сравнении разбросов в различных группах. На  

рис. 2, например, представлены два распределения, имеющие одно и то  

же среднее значение, но отличающиеся разбросом. Распределение, харак-  

теризуемое большими индивидуальными различиями, в отличие от рас-  

пределений с различиями меньшими, имеет большее (7.  

Как с помощью (7 можно выразить расположение индивидуальных  

 

Пожалуй, еще важнее отсутствие у среднего отклонения многих свойств, которые  

делали бы его удобным инструментом математического анализа. {Прим. ред.)  

Автор применяет статистическую терминологию, следуя сложившейся в ряде дис-  

циплин традиции, допускающей относительно свободную трактовку отдельных понятий  

математической статистики. Согласно более строгому подходу, требующему в числе про-  

чего большей дифференциации понятий, дисперсия, например, уже не является синонимом  

среднего квадрата отклонения. Подобно, скажем, вероятности, она рассматривается как  

идеализированная теоретическая величина, которую в принципе нельзя измерить эмпири-  

ческими средствами и можно лишь косвенно оценить, считая ее приблизительно равной  

некоей выборочной величине, непосредственно отражающей первичные (т.е. непреобразо-  

ванные) данные опыта. К числу выборочных величин принадлежат, например, частота,  

размах распределения и средний квадрат отклонения. Лучшей же выборочной характери-  

стикой дисперсии (или, как еще говорят, ее несмещенной оценкой) является величина ет=  

Е  

= -. Хотя эта величина и отличается от среднего квадрата отклонения, все же  

N - 1  

в случае больших выборок (т.е. больших N), с к(уорыми, как правило, приходится иметь  

дело при разработке тестов, это отличие имеет Скорее принципиальное, чем практическое  

няченн "iTJnifM прЛ)  

 

71  

 

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

Рис. 3. Процентное распределение случаев по нормальной кривой  

 

результатов по различным тестам относительно нормы, показано в раз-  

деле, посвященном стандартным показателям. Особенно четкой оказы-  

вается интерпретация (7 применительно к нормальной или приблизитель-  

но нормальной кривой распределения, ибо здесь существует прямое  

соответствие между (J и относительным количеством случаев. На рис. 3  

по горизонтальной оси отложены интервалы, соответствующие отклоне-  

нию в 1, 2 иЗ сг вправо и влево от среднего значения М. Например, для  

данных, приведенных в табл. 2, М = 40, + 1 о = 44,9 (т. е. 40 + 4,9), +  

+ 2<7 = 49,8 (т. е. 40+2 x 4,9) и т. д. Процент случаев, приходящихся на  

интервал между Ми +1(7, для нормального распределения равен 34,13.  

Поскольку кривая симметрична, 34,13Їо случаев приходится также на ин-  

тервал от М до -1(7, так что диапазон от -1(т до +1ст охватывает  

68,26Їо случаев. Почти все случаи (99,72Їо) лежат в пределах + 3(7 отно-  

сительно среднего значения. Эти соотношения имеют особое значение  

для интерпретации обсуждаемых чуть позднее стандартных показателей  

и процентилей.  

 

ДОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ  

 

Юдин из способов придать смысл результатам теста-это указать, как  

далеко продвинулся индивид в своем развитии) Так, можно сказать, что  

8-летний ребенок, справляющийся с заданиями теста интеллекта на уров-  

 

О нормах можно говорить только относительно конкретного <измерительного ин-  

струмента>, т.е. теста, с помощью которого они были получены. При таком понимании  

для получения возрастных норм необходим достаточно представительный фактический  

материал. В связи с этим возникает несколько серьезных проблем, главной из которых  

является проблема нормативной выборки. В настоящее время возрастные нормы, приво-  

димые в интеллектуальных тестах, по существу занижены, так как представляют собой  

средние результаты, установленные для сложных выборок. В эти выборки входят, хотя и  

в небольшом количестве, дети с различными отклонениями в развитии (умственно от-  

сталые, с речевыми нарушениями и др.), низкие результаты которых <тянут вниз> средние  

показатели: средний результат для группы детей, не имеющих отклонений, будет, есте-  

ственно, выше, чем для всей выборки. Что же считать возрастной нормой? Как подходить  

к ее определению? Ответ на эти вопросы особенно необходим в тех случаях, когда тесты  

 

72 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

не среднего 10-летнего ребенка, имеет умственный возраст (МЛ) 10 лет.  

Значение МА умственно отсталого взрослого, выполняющего эти зада-  

ния на том же уровне, будет также 10 лет. Аналогично можно сказать  

о четверокласснике, что он достиг нормы шестого класса по тесту чтения  

и нормы третьего класса по арифметическому тесту. В других системах  

этого типа используются более качественные описания развития опреде-  

ленных функций, начиная от сенсомоторной активности и кончая форми-  

рованием понятий. Но независимо от способа выражения, показатели,  

основанные на возрастных нормах, довольно грубы и плохо поддаются  

точной статистической обработке. Тем не менее они достаточно на-  

глядны, особенно при клиническом обследовании, а также при решении  

ряда научных проблем.  

Умственный возраст. Как отмечалось в главе 1, термин <ум-  

ственный возраст> получил широкое распространение благодаря раз-  

личным переложениям и адаптациям шкал Бине-Симона, хотя сам Бине  

пользовался более нейтральным термином <интеллектуальный уровень>.  

В возрастных шкалах типа шкал Бине и их модификациях тестовые зада-  

ния группируются по возрастам. Например, задания, посильные для  

большей части выборки стандартизации 7-летних детей, относятся  

к уровню 7-летних детей; задания, выполняемые большинством 8-летних  

детей,-к уровню 8 лет и т.д. Тестовый показатель ребенка будет в этом  

случае соответствовать самому высокому возрастному уровню тех зада-  

ний, с которыми он справляется. Действительное выполнение индивидом  

тестов не столь однозначно. Иными словами, испытуемый может не  

справиться с некоторыми тестами ниже его умственного возраста и вы-  

полнить задания-рассчитанные на более высокий умственный возраст.  

По этой причине .принято сначала устанавливать базовый возраст обсле-  

дуемого, т.е. максимальный возрастной уровень, для которого и ниже  

которого все тесты оказываются доступными ребенку. Все выполненные  

задания, рассчитанные на более высокие возрастные уровни, приписы-  

ваются как <частичные зачеты> в виде определенного числа месяцев. Ум-  

ственный возраст ребенка, таким образом, определяется как сумма базо-  

вого возраста и дополнительных <зачетных месяцев>.  

Возрастные нормы используются и в тестах, не подразделенных на  

возрастные уровни. В этом случае нормы устанавливаются для значений  

первичного результата теста, такого, как общее число правильных отве-  

тов, время выполнения заданий, число ошибок или же некоторая комби-  

нация таких показателей. Значения первичных результатов, полученных  

на выборке стандартизации для каждого возрастного уровня, и соста-  

вляют возрастные нормы такого тестаНапример, средний показатель  

8-летних детей является нормой для возраста 8 лет. Если показатель обс-  

ледуемого равен среднему значению первичного результата для этого  

возраста, то его МА составляет 8 лет. Подобным образом могут быть  

выражены любые первичные показатели такого теста.  

Следует отметить, что единица умственного возраста не остается  

постоянной и с годами сокращается. Так, ребенок, отстающий в разви-  

тии на один год в 4-летнем возрасте, к 12 годам будет отставать пример-  

но на 3 года, т. е. один год умственного роста между 3 и 4 годами равно-  

силен 3 годам роста между 9-м и 12-м годом жизни. Поскольку развитие  

интеллекта идет быстрее в более ранние годы и постепенно замедляется  

по мере взросления ребенка, единица умственного возраста соответ-  

 

73 НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА  

 

развитие ребенка в виде возрастной ростовой шкалы. Разница в росте (в  

см) для возраста 3 и 4 года будет большей, чем для возраста 10и11 лет.  

В силу постепенного сокращения единицы МА, один год опережения или  

задержки развития в возрасте, скажем, 5 лет означает большее отклоне-  

ние от нормы, чем тот же год в возрасте 10 лет.  

1 1 Эквивалентный класс. Показатели тестов достижений в обуче-  

нии"часто интерпретируются с помощью понятия эквивалентный класс,  

введение которого объясняется тем, что все тесты этого типа приме-  

няются для обследования учащихся Так, говорят, что ученик достиг  

уровня VII класса по орфографии, уровня VIII класса по технике чтения  

и уровня V класса по арифметике, и такая характеристика оказывается  

столь же наглядной, как и умственный возраст в обычных тестах  

интеллекта.  

Нормы классов определяются подсчетом среднего первичного ре-  

зультата, полученного детьми соответствующего класса.Так, если сред-  

нее количество правильно решенных задач арифметического теста в вы-  

борке стандартизации четверокласснику равно 23, то число 23  

соответствует эквивалентному IV классуЛПромежуточные эквивалентные  

классы, представляющие как бы доли класса, обычно определяются пу-  

тем интерполяции, хотя их можно получить и непосредственно, тестируя




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1630
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь