Адлер Билл » Перехитрим малыша



13 страница


Джудит Мартин, известная также как «Мисс Хорошие Манеры», обобщила проблемы родителей, желающих снять с себя ответственность: «Все они – приверженцы странного понятия о том, что дети лучше всех могут рассудить, что для них хорошо… и эти дети действительно могут быть лучшими судьями в семьях, принимающих это понятие».  

Для тех из нас, кто еще хочет быть судьей, устанавливать правила и стандарты, остается открытым вопрос: как сделать это мудрее и справедливее во имя всеобщего блага? Не каждый из нас обладает необходимой квалификацией, никто не проходит проверку или отбор, прежде чем завести детей. Но удивительно то, что большинство родителей, не имея опыта, вполне достойно справляются с этой работой.  

Все мы так или иначе пытаемся это делать. Иногда нам требуется всего лишь небольшой намек или полезный совет от родителей, которые «везде были и многое повидали», чтобы помочь преодолеть этот трудный барьер, на который мы наталкиваемся на своем пути. Возможно, вам удалось приучить ребенка к здоровой сбалансированной пище, но зато после вечерних баталий с укладыванием спать вы чувствуете себя как выжатый лимон. И если вы относитесь к воспитанию так же, как и мы, то мы полагаем, что вы не из тех, кто сдается и позволяет ребенку самому устанавливать правила поведения и распорядок дня. Вы хотите добиться послушания, но только не так, как капитан фон Трапп из фильма «Звуки музыки». Мы придерживаемся тактики Марии из этого же фильма: предлагать детям разные идеи, благодаря которым они потом исправятся и дружно будут петь и танцевать под веселый мотив. Ну да ладно, все это – фантазии на тему о том, как нам хотелось бы это сделать. Если вы ищете наиболее творческие решения и учитываете способности ваших детей, вы не научитесь успешно руководить их развитием. И вам, и им будет намного радостнее жить.  

На это надеется почти каждый из родителей, независимо от того, какой философии он придерживается.  

 

Два моих сына постоянно дерутся между собой. Кому первому взять машинку? Кто будет сидеть за обедом рядом с папой? Чей кусок торта больше? Они начинают спорить о самых обычных вещах, а заканчивают дракой. Как мне добиться мира между ними?  

Прежде всего научите их сохранять мир между собой. Необходимо вдолбить в их головки, что вы не приемлете насилие. Как только заметите потасовку, независимо от того, «кто это начал», тот, кто ударил первым, должен знать, что его ждут больши-и-ие неприятности.  

Спорить и соревноваться – нормально для детей одной семьи, но вовсе не нормально («В нашей семье так не принято!») использовать силу для достижения своей цели. Наказание за это не должно откладываться (например, запрет на загородную прогулку, лишение десерта). Оно должно следовать незамедлительно и быть непосредственно связано с нарушением. Например, можно отправить провинившихся в разные части дома. (Примечание: если вы отправите каждого в свою комнату, это может не дать результата, потому что эти комнаты – их убежища, полные забавных игрушек. Выберите более строгое помещение, где ребенок, не отвлекаясь, смог бы подумать об оскорбительном характере своих действий. Лучше на 10-15 минут посадить его на стул в вашей спальне, так вы сможете приглядывать, чтобы он не ушел оттуда раньше.)  

Но прежде чем сделать это, первое и самое важное ваше действие при проявлении агрессии – заставить того, кто бил или толкался (независимо от того, кто ударил первым) извиниться. Если извинение фальшиво или звучит неискренне, потребуйте от обидчика еще некоторое время подумать в изоляции о своем поведении, а затем пусть он извинится другим тоном.  

Обратите внимание: обычно в таких случаях дети хнычут: «Не говорил я плохим тоном!» Именно поэтому вы должны объяснить ребенку, что извинение тогда стоит чего-то, когда тот, к кому оно обращено, чувствует за сказанными словами их значение. Если ребенок не испытывает чувства раскаяния, ему надо побыть одному, чтобы затем дать ему возможность извиниться.  

Провозгласив принципы своей миролюбивой политики и объявив заранее, что любое их нарушение повлечет за собой наказание, можете позволить себе внимательно, справедливо, проявляя терпение, изучить аргументы, присутствующие на словесном уровне. Обычно мы убеждались в том, что попытки родителей повлиять на суть распрей между детьми были непродуктивны, особенно между малолетними, так как событие, послужившее поводом, может показаться взрослому человеку смехотворным. Если они вступили в жаркий спор о том, кому сидеть на этом месте, которое находится в нескольких сантиметрах от точно такого же, вам нужно объяснить, что в истории человечества, скорее всего, не сохранится, кто и где сидел.  

Затем укажите на одно место и произвольно велите сесть туда одному из детей, а на другое – другому – не допуская никаких споров с родителями.  

Другой способ: решительным тоном скажите: «Если вы оба не прекратите спорить в ближайшие три минуты, никто из вас не будет сидеть там» – и сами сядьте на спорное место. Это особенно хорошо срабатывает, когда оба ребенка хотят одновременно играть с одной и той же игрушкой. Они понимают, что надо либо играть по очереди, либо игрушка исчезнет на ближайшие полчаса.  

Нежелательно, чтобы родители брали на себя роль премудрого Соломона в обсуждении незначительных деталей подобных споров. Не позволяйте ни одному из детей долго жаловаться на своего брата и доказывать вам, почему вы должны признать его правоту. Сделать это – значит узаконить идею спора из-за мелочей; кроме того, с точки зрения проигравшего такое ваше решение всегда будет казаться по сути своей несправедливым. Отбейте у мальчиков охоту вести счет тому, кто первый играл с игрушкой в прошлый раз или чья очередь первым забираться в машину в этот раз. В противном случае спорам не будет конца.  

Вот некоторые маленькие советы, которые помогут предупредить споры:  

• Закрепите за каждым из них места за обеденным столом, в машине, в домашнем кинотеатре и т.д. Установленное родителями распределение мест должно иметь разумные рамки, создавать атмосферу законности. Например, вы закрепляете за младшим сыном место в боковой части автомобиля из соображений безопасности, потому что ему нужно сразу же выйти, тогда как старший терпеливее и может подождать и выйти из машины по вашему указанию – либо через заднюю дверь со стороны водителя, если вы скажете, что безопаснее сделать так, либо выскочить через заднюю дверь со стороны пассажиров.  

• В ресторане тоже следует сидеть в определенном порядке: например, мама с папой – по обоим концам стола, а дети – между ними или же папа с мамой вдвоем с одной стороны, а оба ребенка – напротив (это должно положить конец подшучиванию, кто сидит с кем из родителей). Разумным обоснованием этого будет то, что взрослые, образующие семейную пару, должны сидеть рядом.  

• «Потому что я так сказал» – эти слова должны быть объяснением правомерности ваших требований по крайней мере до тех пор, пока дети не достигнут 13-14 лет.  

Если эти предложения не помогут вам разрешить возникший конфликт, вы можете прибегнуть к стратегии долгосрочного смягчения противостояния братьев. Советуем внушать вашим мальчикам, что крепкие родственные узы – кредо вашей семьи. При каждой перепалке, едва услышав первые грубые слова, напоминайте им:. «В нашей семье так друг с другом не разговаривают!»  

Хотя маленькие дети еще не способны задумываться о чем-то долгосрочном, надо почаще повторять им какую-то мысль, она должна закрепится, и, когда они дорастут до понимания ее значения, это понятие уже прочно «прорастет» в их сознании. Всякий раз, когда ваши дети станут плохо обращаться друг с другом, скажите им, что вам очень больно видеть, как они ведут себя. Вы родили своих детей не только для того, чтобы любить их, но и для того, чтобы они любили друг друга. Придет такой день, когда им действительно понадобится помощь друг друга. Они будут очень счастливы узнать, что могут рассчитывать друг на друга, потому что их этому научили, когда они были детьми.  

Расскажите какие-нибудь истории из своего детства, но только в том случае, если ваша семья может служить хорошим примером. Если между вами никогда не было теплых отношений и взаимной поддержки – тогда забудьте об этом. Лишь выразите сожаление, что вам не удавалось ладить между собой. У вас были хорошие отношения с братьями и сестрами, но вы иногда ссорились (как и все мы), мысленно вернитесь к этим разрешенным конфликтам, чтобы научить детей тому, как улаживать недоразумения.  

Будет замечательно, если большая часть разговоров останется в их памяти и, что очень важно – они вызовут хорошие мысли и добрые чувства.  

Мы не сторонники тех специалистов, которые считают, что дети должны свободно «самовыражаться» безо всякого ограничения, включая и их неприязненные или негативные мысли и чувства. Наоборот, мы возражаем против этого. Родители должны научить ребенка контролировать себя, свое поведение. Объясните, что словом можно ранить чьи-то чувства больнее, чем молотком. Конечно, ребенок чувствует себя лучше, выплеснув свой гнев, но здесь ставка выше, чем его чувства.  

Все мы встречали взрослых людей, которые не восприняли эти основные критерии, и в результате ведут себя как двухлетние малыши, постоянно хнычущие и приходящие в бешенство при малейшей: несправедливости. Если кто-то случайно помешает им на трассе, они тут же выскакивают из машины и начинают осыпать проклятиями и пинать крыло машины обидчика. Вам ведь не хочется, чтобы ваши дети выросли такими.  

Все сказанное вовсе не означает, что дети никогда не должны спорить или показывать, как они рассердились. Безусловно, всегда найдется предмет для ссоры, поэтому, обучая их тому, что удары, пинки и оскорбления – неправильный способ выразить себя, мы должны указать им верный способ выражения своего несогласия с чем-то – даже самым незначительным. Нужно научить детей спорить честно и результативно, чтобы это приводило к разрешению конфликта.  

Запишите несколько простых правил, касающихся споров, и претворяйте их в жизнь. Не допускайте никаких оскорбительных вспышек гнева («Я тебя ненавижу!», «Глупее я никого в жизни не встречала!»). Двухлетнему ребенку довольно просто понять и следовать золотому правилу, если вы являетесь для него олицетворением этого правила: «Ты же не хотел бы, чтобы твой брат поступил с тобой так же, поэтому не делай ему плохого».  

Еще один важный принцип, который может быстро воспринять даже очень маленький ребенок: «Из двух неправд не сделаешь одну правду». Вы, родители, должны дать ясно понять: нельзя одному из детей драться и обзываться потому, что другой начал первым. Вы должны пресекать любую попытку рассказать длинную историю о том, как «он сделал мне это, тогда мне пришлось сделать ему так…». Скажите: «Знаешь что? Вот из-за таких рассуждений началась шестисотлетняя война на Балканах». Наши дети знают об истории Юго-Восточной Европы больше, чем другие дети их возраста, потому что мы довольно долго приводили примеры из истории этих стран (это срабатывало, наши дочки редко спорили больше нескольких минут).  

Можно ввести в обиход понятие : «вместо того чтобы отрицать – предложи». Скажите ребенку: «Если хочешь о чем-то спорить, предложи какую-то новую идею, которая поможет сестре (или брату) посмотреть на вещи с твоей точки зрения».  

Объясните трехлетним детям значение слова «компромисс». Приведите несколько конкретных примеров, чтобы они поняли, как он достигается. Двухлетние дети уже могут начинать воспринимать понятия «делиться» и «по очереди». Годовалый малыш способен понять запреты: «НЕЛЬЗЯ! Не толкай сестренку!» и «Нельзя никого бить!». Главное –тщательно подобрать слова, понятные детям, тогда как заключенному в них смыслу – уважению по отношению к другим людям, ненасильственному разрешению конфликтов, прочным родственным связям между братьями и сестрами – вы будете учить их снова и снова, в любом возрасте и при любой возможности, потому что вы – их родители.  

Наши советы помогут вам справиться с детскими конфликтами в одной семье:  

Старый как мир способ, применяемый, чтобы разделить еду, заключается в том, что один делит печенье, а второй затем выбирает свою часть.  

Старайтесь избегать споров, кто будет первым или последним. Нашим детям зачастую было легче принять безличное решение, бросив монетку. (Только НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ им начинать перепалку на тему, кто будет головой, а кто – хвостом!) Такой способ учит детей некоторым представлениям о законах вероятности, что будет для них полезно на уроках математики в старших классах.  

Вам с мужем следует быть образцом такого хорошего поведения, которое вы хотите поощрять у детей. Вы оба должны следить за собой во время спора на глазах у детей. Всегда:  

• Ведите разговор в спокойном тоне.  

• Уважайте точку зрения собеседника.  

• Избегайте спорить о том, что вы оба считаете неважным.  

• Не «зацикливайтесь»; разрешив какой-то вопрос, двигайтесь дальше.  

• При любой возможности ищите компромиссное решение.  

• Будьте готовы извиниться, если собеседник сочтет ваши слова грубыми.  

И пусть победит лучший оратор!  

 

 

Все равно мы любим друг друга!  

 

Прочитав наши советы, как уладить споры между детьми в одной семье, вы, наверное, подумали: с какой планеты эти люди? Ведь в реальной жизни все эти правила напрочь забываются в ту самую минуту, когда вы начинаете злиться друг на друга. Люди не могут вести себя идеально, как мы описали, но это отнюдь не означает, что не надо стремиться к тому, чтобы эти правила стали для вас эталоном поведения. По крайней мере попытайтесь, даже если знаете, что в пылу горячности способны на безрассудные поступки.  

Примите этот факт, и тогда вы не будете чувствовать себя обескураженными в минуты вспышек эмоций у ваших детей. Однако вы можете и должны вынести из каждого такого эпизода урок и постараться в следующий раз действовать правильно. Конечно, за драку детей следует наказать, но после этого обязательно примирить. Твердо и убедительно скажите, что любите их так же, как и раньше, и что ваша любовь не зависит от их поведения. Дайте им понять, что, когда вы ругаете их, вам не нравится поведение, а не сами дети. Используйте слова, понятные даже самому маленькому крохе: «Я всегда люблю тебя, даже когда ты дерешься со своим братом, но мне очень не нравится, когда вы деретесь».  

Когда дети чувствуют себя защищенными родительской любовью, они понимают, она никак не связана с их поведением, и начинают принимать эту любовь как главный принцип семейной жизни, учась в дальнейшем применить его в отношениях с собственными детьми. Так что, продолжая драться по тому или иному поводу, они просто реагируют друг на друга и по-прежнему любят друг друга несмотря ни на что, а значит, вы можете не беспокоиться по этому поводу.  

 

 

 

Временно приостанавливаем действие первой поправки  

 

Высказывая другим родителям своё отношение к ссорам между детьми в одной семье, мы иногда слышим такие замечания: «В моём доме дети имеют право на свободу слова. Я не хочу заставлять их извиняться или запрещать им выражать свои чувства – иначе я превращусь в диктатора».  

Эти родители путают управление семьей с выступлением перед верховным судом. Да, первая поправка даёт человеку право кричать на каждом углу, что у некоего общественного деятеля – куриные мозги, но в своём доме родители не должны позволять себе изъясняться таким образом. Мы считаем недопустимым разрешать одному ребёнку обзывать другого и говорить ему какие-то оскорбительные слова. Да и взрослому не позволено безнаказанно злословить, угрожать или как-то иначе словесно обижать другого человека.  

Помните, дети не могут обжаловать ваши решения в верховном суде. Вы для них последняя инстанция, решающая, что можно, я чего нельзя произносить в вашем присутствии.  

 

 

Мои дети часто дерутся друг с другом, но главная проблема не в этом. Дело в том, что силы у них неравные: старший сын все время пристает к младшему, дразнит его, а когда я ругаю его за это, он думает, что я всегда на стороне младшего. Но если я буду обращаться с ними одинаково и наказывать за драки обоих, то в конечном итоге младшего придется наказывать больше, чем он этого заслуживает.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 696
Категория: Библиотека » Педагогическая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь