Блаватская Елена Петровна » Священная Наука (10 Статей Из Различных Журналов)



13 страница


 

лекали в символы все видимое и невидимое, они не могли не выра-  

зить символом макрокосм в его законченности.  

 

 

.G.FIGURE-2.TIF;2.0";2.0";TIFF  

 

Пифагорейцы, включавшие в свою Декаду весь Космос, еще более  

почитали число 12, так как оно образуется умножением священной  

Четверицы на 3 и таким образом получается три идеальных (пра-  

вильных) прямоугольника, называемых тетрадами. Философы-алхимики  

или оккультисты, следовавшие их учению, представляли число 12  

"двойным треугольником" - большой вселенной, или макрокосмом -  

как показано на рисунке (рис.2) - и включали в эту схему и пен-  

тограмму, или микрокосм, которую называли малой вселенной.  

Разделяя 12 букв, обозначающих внешние углы, на 4 группы триад  

или на 3 группы тетрад, они получали двенадцатиугольник, пра-  

вильный геометрический многоугольник, ограниченный двенадцатью  

равными сторонами и имеющий двенадцать равных углов, символизи-  

рующих, по учению древних халдеев, двенадцать "великих богов".*  

Брахма как Праджапати проявляется (как обоеполая Сефира и 10 се-  

фирот) в 12 телах, олицетворяемых 12-ю богами, символизирующими:  

1) Огонь; 2) Солнце; 3) Сому (Луну); 4) всех живых существ; 5)  

Вайю; 6) Смерть - Шиву; 7) Землю; 8) Небеса; 9) Агни; 10)  

Адитью; 11) Разум; 12) великий бесконечный цикл, который нельзя  

остановить. С небольшими изменениями это соответствует каббали-  

стической идее о сефиротах.), а, по учению иудейских каббали-  

стов,- десять сефирот, или созидательных сил природы, эманирую-  

щих от Сефиры (Святого Огня), которая сама является главой сефи-  

рот и эманацией Хокмы, Высшей (или Непроявленной) Мудрости, и  

Эйн Софа Бесконечного; а именно: три группы триад сефирот и чет-  

вертая триада, состоящая из Сефиры, Эйн Софа и Хокмы, Высшей  

Мудрости, которую "нельзя постичь с помощью мысли" и которая  

"лежит, сокрытая, внутри и снаружи головы Удлиненного Лица",  

наивысшей вершины верхнего треугольника, образующего "Три кабба-  

листических Лица". Эти четыре триады образуют число 12. Более  

того, двенадцать фигур образуют два прямоугольника или двойную  

____________________  

* По книге Хауга "Айтарея Брахман", индуистский Манас (ум) или  

Бхагаван творит не больше пифагорейского Монаса. Он входит в  

Яйцо Мира и посылает оттуда эманации (эманирует оттуда как Брах-  

ма, ибо в своем собственном обличье (Бхагавана) не имеет перво-  

причины (Апурва).  

 

Четверицу, представляющую в пифагорейской символике два мира -  

духовный и физический. Восемнадцать внутренних и шесть централь-  

ных углов в сумме дают 24, т.е. дважды священное число, пред-  

ставляющее макрокосм, а также 24 "божественных непроявленных  

сил". Перечислить их в столь малой по объеме работе невозможно.  

Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумным  

следовать совету Ямвлиха, говорившего, что "божественные силы  

всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание две-  

надцатигранника", а именно к тем, кто объяснял метод вписывания  

в сферу двенадцатигранника, одну из пяти пространственных фигур  

геометрии, состоящей из двенадцати равных и правильных пятиу-  

гольников,- тайный каббалистический смысл этой фигуры будет не-  

бесполезно изучить нашим оппонентам.  

 

 

.G.FIGURE-3.TIF;3.0";3.0";TIFF  

 

В добавление к этому, как показано в "двойном треугольнике" на  

рисунке, пентограмма в центре дает ключ к осознанию понятий фи-  

лософов-алхимиков и каббалистов. Этот двойной знак так хорошо  

известен и распространен, что его можно увидеть над входом в  

Лха-кханги (храмы с буддистскими статуями и изображениями), в  

каждом Цзонг-па (ламаистском святилище) и часто - над хранилищем  

реликвий, называемом в Тибете Дунг-тинг.  

Каббалисты Средневековья в своих сочинениях дают ключ к пони-  

манию значения этого знака. "Человек - это малый мир внутри  

большой вселенной",- учит Парацельс. И вновь: "Микрокосм, заклю-  

ченный внутри макрокосма, как зародыш, держится на трех основных  

силах в матрице Вселенной". Эти три силы описаны как двойные: 1)  

силы природы (физическое земное тело, и жизненное начало); 2)  

силы звезд (звездное, или астральное тело и воля, управляющая  

им); 3) силы духовного мира (животные души и тонкие, божествен-  

ные души). Седьмой принцип - почти нематериальная сила, божест-  

венный Аугейдес, Атман, представленный точкой в центре, соответ-  

ствующей пупку человеческого тела. Этот седьмой принцип является  

индивидуальным богом каждого человека - так говорят оккультисты  

Запада и Востока.  

Следовательно, объяснения Шаткона и Панчкона,* приведенные на-  

шим критиком, скорее согласуются, нежели разрушают эту теорию.  

Говоря о пяти треугольниках, построенных по "пятью пять", или  

____________________  

* Шести- и пятиугольника.  

 

25-ти точкам, критик дает разъяснение пентограммы: "Иными слова-  

ми, это число, соответствующее 25-ти силам природы, образующим  

живое человеческое существо". Предполагаем, что под "силами при-  

роды" критик подразумевает именно то, о чем говорят каббалисты,  

когда учат, что эманации 24-х божественных "непроявленных сил" и  

"несуществующая" или "центральная точка" - 25-я - создают иде-  

альное человеческое существо. Но, не споря об относительных зна-  

чениях слов "силы природы" и "эманации" и считая, что приведен-  

ное выше предположение подтверждается дополнительным пояснением  

критика о том, что "вся фигура микрокосма целиком", "фигура  

внутреннего мира живых существ" является знаком Брахмы, "божест-  

венной созидательной энергии",- каким же образом, спрашиваем мы,  

это предположение расходится с нашими утверждениями, что после-  

дователи философии алхимиков и каббалы рассматривают пять точек  

пентаграммы как символ пяти основных конечностей человека? Мы не  

ревностные ученики и не последователи западных каббалистов, од-  

нако, считаем, что в этом они правы. Если 25 сил природы, пред-  

ставленных пятиконечной звездой, создают "живое человеческое су-  

щество", тогда все эти силы жизненно необходимы, независимо от  

того ментальные они или физические, а фигура, символизирующая  

"созидательную энергию", еще более подтверждает идею каббали-  

стов. Каждый из пяти грубых элементов - земля, вода, огонь, воз-  

дух (или "ветер") и эфир - имеется в человеческом организме, и  

как бы мы ни говорили - "пять органов движения", "пять конечно-  

стей" или "пять чувств",- это одно и то же, если не вдаваться в  

особо тонкие различения.  

Несомненно, "знатоки" могли бы объяснить свои утверждения по  

крайней мере так же убедительно, как и автор, который оспаривает  

и отрицает их, объясняя свои взгляды. В "Кодексе Назареян", ос-  

новной каббалистической книге, Высший Царь Света и основной эон,  

Мано, эманирует пять эонов; если учитывать его самого и Бога  

Ферхо (эманацию "Непознаваемой бесформенной Жизни") - получается  

семь эонов, образно представляющих 7 принципов - основ человека,  

причем пять из них - чисто материальные и полуматериальные, а  

два высших - почти нематериальные, духовные. От каждого из семи  

эонов исходит пять светящихся лучей света; пять потоков проходят  

через голову, вытянутые руки и ноги человека, как представлено  

пятиконечной звездой, один обволакивает его, наподобие тумана, и  

последний - как яркая звезда блестит над головой. Такое изобра-  

жение можно видеть в некоторых старинных книгах о "Кодексе Наза-  

реян" и каббале. Поскольку электричество или животный магнетизм  

наиболее мощно исходит от пяти основных конечностей, и так как  

явление того, что сейчас называют "гипнотической" силой, изуча-  

лось еще в храмах Древнего Египта и Греции и было познано так  

глубоко, как нельзя и надеяться познать его в наш век идиотиче-  

ского и априорного отрицания, то неудивительно, что древние каб-  

балисты и философы, выражавшие в символах каждую силу природы,  

должны были (в силу причин, совершенно очевидных для тех, кто  

знает что-либо о таинственных учениях и мистических связях, су-  

ществующих между числами, фигурами и мыслями) избрать для изо-  

бражения "пяти основных конечностей" человека - головы, рук и  

ног - пять точек пентаграммы.  

Элифас Леви, современный каббалист, рассматривает эту проблему  

столь же глубоко - если не более - как и его древние и средневе-  

ковые братья, ибо в книге "Догма и ритуал высшей магии" он ут-  

верждает: "Использование пентаграммы в соответствии с учениями  

каббалы может влиять на внешность нерожденного ребенка, и посвя-  

щенная женщина может придать своему сыну черты Нерея или Ахилле-  

са, Людовика XIV или Наполеона".  

Астральный огонь оккультистов Запада - это Акаша индуистов.  

Мало кто из индусов берется изучать мистические соответствия  

Акаши под руководством посвященных каббалистов или браминов,  

предпочитая этому свой образ Праджны Парамиты*. И все же и то и  

другое существует, и они идентичны.  

 

 

 

 

____________________  

* Один из способов "достижения другого берега" - посредством  

мудрости - Праджны - воспринимаемой как богиня, эманация Акшоб-  

хьи или всех дхьяна-будд; женщина-бодхисатва.  

 

Е.П. Блаватская  

 

 

ГЕНИАЛЬНОСТЬ  

 

О, гениальность! ты богов подарок, ты свет небесный!  

В каком жестоком мире твой рок - гореть!  

Сколь часто дух твой истязает недуг телесный  

И пламя жизни заставляет тлеть.  

Твои измотанные нервы сколь часто не дают тебе  

Победу одержать над болью в самоотверженной борьбе.  

Увы! нужда - печальный гость...  

- Д.Краббе  

 

Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует  

столь важная, как проблема гениальности. Откуда она, и что  

это такое, каковы ее raison d'etre и причины ее исключительной  

редкости? Действительно ли это "подарок богов"? И если это  

так, то почему такие подарки даются одному, тогда как тупость,  

или даже идиотство - удел другого? Рассматривать появление  

гениальных людей среди мужчин и женщин как чисто случайное,  

как результат слепого случая, или в зависимости только от  

физических причин, - на это способен только материалист.  

Как справедливо говорит один автор, в этом случае имеется  

лишь одна альтернатива: согласиться с верующим в личного  

бога и "связывать появление каждого индивидуума со специальным  

актом божественной воли и творческой энергии", или же "осознавать,  

во всей последовательности появления таких индивидуумов,  

один великий акт некоей воли, выраженной в вечном нерушимом  

законе".  

Гениальность, по определению Колриджа, это - по крайней  

мере с внешней стороны - "способность роста"; но для внутренней  

интуиции человека существует вопрос, является ли гениальность  

сверхнормальной способностью ума, который развивается  

и крепнет, или же физического мозга, то есть его носителя,  

который, благодаря некоему таинственному процессу,  

становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению  

внутренней и божественной природы сверх-души человека.  

Может быть, в своей неизощренной мудрости древние философы  

были ближе к истине, чем наши современные самодовольные  

дураки, которые наделяют человека ангелом-хранителем,  

духом, которого они называют гением. Субстанция этой сущности,  

не говоря уж о ее сущности - заметь разницу, читатель, -  

и наличие их обеих, проявляется в соответствии с организмом  

личности, которую она одушевляет. Как говорит Шекспир о  

гениальности великого человека - то, что мы принимаем  

за ее суть, "совсем не то, что есть на самом деле", ибо:  

 

То, что доступно взору лишь часть ее...  

Когда бы целиком она явилась,  

Была бы столь обширной, что  

Под сводом этим бы не поместилась...  

 

Именно этому учит эзотерическая философия. Пламя гениальности  

зажигается не антропоморфной рукой, но лишь исключительно  

собственным духа. Сама природа духовной сущности, или нашего  

эго, вплетает нити новой жизни в полотно перевоплощения  

на ткацком станке времени, от начала до конца великого Цикла  

Жизни.* Благодаря его личности, это проявляется лучше,  

чем у среднего человека; таким образом то, что мы называем  

"проявлениями гениальности" в каком-либо человеке, это  

лишь более или менее удачные попытки его Эго утвердить себя  

во внешнем плане его объективной формы - телесного человека -  

по существу, в повседневной жизни последнего. Эго Ньютона,  

Эсхила или Шекспира состоят из той же самой сущности и субстанции,  

как и эго деревенщины, невежды, дурака, и даже идиота;  

а отстаивание своих прав гениями, одушевляющими их, зависит  

от материальной структуры физического человека. Никакая  

личность не отличается от другой личности по своей первичной  

сущности и природе. То, что делает одного смертного великим  

человеком, а другого - вульгарной и глупой личностью, является,  

так сказать, качеством физической оболочки, и способностью  

или неспособностью мозга или тела передавать и выражать  

реального, внутреннего человека; и его пригодность или  

непригодность к этому, в свою очередь, является результатом  

кармы. Или, если использовать другую аналогию, физический  

человек представляет собой музыкальный инструмент, а  

эго - играющего на нем музыканта. Потенциальные возможности  

совершенной мелодии заключены в первом - инструменте -  

и никакое мастерство последнего не может извлечь гармонию  

из сломанного или плохо сделанного инструмента. Эта гармония  

зависит от надежности передачи словом или делом в объективный  

мир невысказанной божественной мысли, находящейся в самых  

глубинах субъективной, или внутренней природы человека.  

Если продолжить наше сравнение, то физический человек может  

быть бесценной скрипкой Страдивари или дешевым и разбитым  

инструментом, или же чем-то средним между ними, в руках Паганини,  

который вселяет в него душу.  

Все древние народы знали это, но хотя все имели свои собственные  

мистерии и своих собственных жрецов, не все одинаково учили  

этой великой метафизической доктрине; и тогда как немногие  

избранные приобретали такие истины при своем посвящении,  

массам позволяли приближаться к ним лишь с огромными предосторожностями  

и только в весьма ограниченных пределах. "От ВСЕБОЖЕСТВЕННОГО  

произошел Амон, Божественная Мудрость.. не сообщай об этом  

недостойным", - говорит книга Гермеса. Павел, "мудрый мастер-строитель",*  

(I Кор., III, 10) лишь повторяет Тота-Гермеса, говоря коринфянам:  

"Мы говорим о Мудрости среди тех, кто совершенен (то есть  

посвященных).. о божественной Мудрости в ТАЙНЕ, даже  

о сокрытой Мудрости" (там же, II, 7).  

Однако, до нашего времени древних обвиняют в богохульстве  

и фетишизме из-за их "культа героев". Но понимают ли современные  

историки истинную причину такого "культа"! Вряд ли. Иначе  

они были бы первыми, кто осознал бы, что то, чему "поклонялись",  

или скорее то, чему оказывали почести, - это был не телесный  

человек, не личность (герой или святой такой то), что все еще  

доминирует в католической церкви, которая канонизирует  

не столько душу, сколько тело, - но божественный, заключенный  

в тюрьму, дух, сосланный "бог", пребывающий внутри этой личности.  

Кто в этом невежественном мире осознает тот факт, что даже  

большинство властителей (архонты Афин, ошибочно переведенные  

в Библии как "князья"), чьей официальной обязанностью была  

подготовка города к таким процессиям, были несведущи  

относительно истинного значения общепринятого "культа"?  

Поистине прав был Павел, заявляя, что "мы говорим о мудрости-  

не о мудрости этого мира - которую не знает ни один из архонтов  

этого (непосвященного) мира", но о скрытой мудрости МИСТЕРИЙ.  

Ибо, как это выражено в данном апостольском послании, язык  

посвященных и их тайны не знает никакой профан, и даже "архонт"  

или правитель, находящийся вне храма священных мистерий;  

никто "кроме духа человека (эго), который находится в нем"  

(там же, V, II).  

Если бы главы II и III первого послания к Коринфянам были  

бы когда-либо переведены в том духе, в котором они были  

написаны (даже их буквальный смысл искажен сейчас), то мир




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 897
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь