Контролируйте свои сны



10 страница


 

Услышь меня  

 

Сквозь острую как нож боль,  

 

Услышь меня  

 

Сквозь джунгли раздирающей борьбы,  

 

Я зову тебя,  

 

Я твоя вершина...  

 

Монтевидео  

 

("Монтевидео")  

 

Это стихотворение затрагивает мои эмоции настолько глубоко,  

что даже спустя годы волнует меня. Очевидно, дело тут не в  

чисто поэтической красоте поэмы (как я говорила, я  

неспособна к оценке), а в красоте взаимосвязи, в потребности  

ответа извне, в силе изнутри. Что бы настоящий поэт, более  

талантливый чем я, услышал бы в том же сновидении, при том  

же самом чувствовании - невозможно предугадать.  

 

Это сновидение очень созвучно системе сеноев, хотя оно  

имело место гораздо раньше, чем я узнала о ней.  

Отталкивающие образы погреба - средоточия грязи, беспорядка  

и холода, населенного крысами величиной с кошку, которые  

прогрызли в двери дыру и рыскали по кухне, растаскивая нашу  

пищу, - эти образы сновидения должны были бы быть ужасными.  

Но они были встречены смело и свободно, и благодаря этому  

открылась странная красота, принесшая в дар еще большую  

красоту. В сновидении мне не надо было даже просить, как это  

делают сенои, подарка от моего любимого. Это был глубоко  

удовлетворяющий сон. Заметьте, что я не сосредотачивалась на  

создании стихотворения-сновидения, но я была глубоко  

увлечена эмоциями, которые определили очертания  

стихотворения.  

 

В другом случае и совершенно по другому поводу мне  

приснилось следующее:  

 

Мы с моей маленькой дочерью покупаем что-то в бакалейной  

лавке. Стоя у кассы, мы обнаруживаем, что кассир нас  

обманывает, повторно записывая на наш счет продукты, за  

которые мы уже заплатили. Кассир уже записал на наш счет два  

доллара и теперь добавил еще три. Я стала шуметь и выражать  

недовольство. Затем я схватила его и сказала, что мы запрем  

его в ванной и защекочем его голое с опереньем тело. В конце  

концов я подхватываю его и взмываю к потолку комнаты,  

которая становится похожей на типичный танцевальный зал, но  

с какими-то фантастическими декорациями на потолке. Я  

раскачиваю этого малого одной рукой и затем бросаю его вниз  

с огромной высоты. Он разлетается на кусочки. Паря в  

воздухе, я объявляю:  

 

"Вот так:  

 

Вдрызг  

 

Подавленный и разбитый...  

 

Тот, кто меня обидит.  

 

("Вот так", 7.10.70)  

 

Источник моей злобы и раздраженности стал очевиден сразу,  

как только я проснулась, и я почувствовала, что мои эмоции  

вполне оправданы. Стихи же лишь коротко выразили мое  

состояние. Интересно, что я вспомнила о том, что незадолго  

до этого я читала о стихах, увиденных во сне Дороти Паркер  

(они будут цитироваться далее). В моей памяти сохранились и  

другие стихи, иногда сопровождающиеся музыкой. Я еще в  

меньшей степени музыкант, чем поэт, хотя в снах я иногда  

слышу пение необычайной красоты, которое доводит меня до  

слез. Возможно, это отрывки опер, которыми я когда-то  

наслаждалась. Я не могу это точно определить и не могу  

воспроизвести эти отрывки в нотной записи после того, как  

просыпаюсь. Они испаряются с появлением утреннего света.  

Однажды во сне я пела чудеснейшую арию, которую никогда не  

слышала прежде. И лишь эхо осталось, когда я проснулась.  

Несомненно, что если бы я научилась искусству музыкального  

обозначения, я могла бы сохранить мои изумительные  

музыкальные сны. Я не настаиваю на том, чтобы каждый человек  

вызывал в своих сновидениях поэмы или музыку (если, конечно,  

он этого не пожелает), но те поэмы и другие произведения,  

которые спонтанно приходят к вам в ваших снах, обладают  

особой ценностью и заслуживают исключительного внимания.  

Песни, пришедшие в сновидениях, как мы увидим в следующей  

главе, были особо важны в жизни американских индейцев. Эти  

"песни-сновидения", приобретенные в юношеском возрасте -  

возрасте поиска своей мечты - становились индивидуальным  

лейтмотивом человека. К ним обращались на протяжении всей  

жизни в наиболее стрессовых ситуациях (например, в военных  

кампаниях), они использовались для повышения силы духа. Это  

готовый пример силы эмоционального воздействия  

песен-сновидений на человека. Песни или поэмы, которые  

возникнут в ваших сновидениях, могут помочь вам войти в  

контакт с внутренним источником силы.  

 

Одна моя весьма способная студентка научилась задерживать  

свои прежде неуловимые сновидения-мелодии благодаря участию  

в семинаре творческих сновидений. Хотя она все еще часто  

оставляла нотные линейки пустыми, она стала в состоянии  

схватить некоторые мотивы и даже сочинять лирические  

мелодии. Она заметила, что музыка ее сновидений отражала ее  

устойчивые настроения: мелодии часто были минорными,  

волнующе-возбужденными или ностальгическими. Ее песни,  

записанные под аккомпанемент гитары, обладали, благодаря  

своему происхождению, странным характером, подобным  

сновидению. Если к вам придут ваши песни-сновидения или ваши  

стихи-сновидения, вы ощутите их необычную эмоциональную  

силу. Студенты моего семинара довольно часто создают  

изумительные писательские работы, основанные на своих  

сновидениях. Это встречается чаще, чем творческие  

результаты, созданные и целиком законченные в сновидении.  

Эти работы создают впечатление удивительной легкости  

исполнения, хотя они очень оригинальны и высококачественны.  

Художественно одаренные студенты более способны  

воспроизводить визуальные образы своих снов. Некоторые  

студенты рассказывали о своих прогулках во время сна по  

 

Они воспроизводили эти работы, когда просыпались. Другие  

планировали или намечали содержание таких снов, например:  

"Ночью я увижу во сне необычайный рисунок". И они  

многократно замечали, что задуманный элемент возникал как  

фрагмент приходящего сна и этот фрагмент легко  

воспроизводился после просыпания.  

 

Моя собственная память тоже заполнена необычайными  

художественными формами - я вижу во сне живопись и  

скульптуру, иллюстрации к книгам, странные формы, символы и  

образы, которые невозможно классифицировать. Я и в самом  

деле немного умею рисовать, так что этот предмет моих снов  

не столь удивителен, но художественный диапазон моих снов  

превосходит мое обыденное отношение к искусству. С другой  

стороны, обычный человек может и не захотеть индуцировать  

художественные образы. Хотя он может обнаружить, что  

странные, удивительные образы возникают в его снах безо  

всякого напряжения. Такие образы имеют огромную персональную  

ценность, как это будет показано в девятой главе.  

 

О решении проблем во сне студенты рассказывали не так  

часто, как о видении художественных образов. Возможно,  

студент, который избрал сам путь творческих сновидений, с  

большей вероятностью будет продуцировать художественные  

образы. Несколько студентов рассказали о решении во сне  

математических задач, которые они не были в состоянии решить  

в период бодрствования. Другие рассказали о стремительном  

развитии различных навыков благодаря ночной "практике"  

сновидений. Так, одна студентка, отрабатывавшая во сне  

теннисный удар, обнаружила, что результат улучшился уже на  

следующий день. Еще пример: профессиональный игрок в гольф  

Джек Никлаус, как рассказывали, после долгого кризиса  

улучшил свой удар с помощью сна, в котором он играл очень  

хорошо благодаря тому, что менял положение своей клюшки.  

Изменив манеру "хватки" согласно своему сну, он вернул  

своему удару прежнюю точность. Таким образом, сны могут  

преподнести весьма практическое творческое решение с таким  

же успехом, как и чудесные художественные образы.  

 

Студенты рассказывали и о разрешении проблем, связанных с  

их личными взаимоотношениями. Особенно полезна здесь  

оказалась система сеноев.  

 

Как психолог-практик, заинтересованный в воздействии  

сознания на сон, я спланировала особенный тип сновидений.  

Была ли моя попытка успешной, можно судить по главам второй  

части моей книги "Как обрести сознание во время сна". Для  

меня такие сновидения являются необычным переживанием и  

большой поддержкой.  

 

Другие практикующие рассказывают о сходных переживаниях -  

когда происходит что-то наподобие открытия нового мира:  

того, что лишь смутно осознавался прежде, все менее и менее  

пугающего, но все более и более красивого - "акры алмазов на  

чьем-то заднем дворике, голубая птица на чьем-то дереве" -  

таковы образы этого фантастического внутреннего мира.  

 

Научившись запоминать и фиксировать свои сны, сделайте  

первый шаг к тому, чтобы полностью использовать весь  

диапазон ваших творческих возможностей. Овладев искусством  

индуцирования задуманных вами снов, вы еще больше  

приблизитесь к возможности использовать талант, скрытый в  

каждом из нас.  

 

Элементы, необходимые для творчества, могут быть обнаружены  

всюду, но особенно - внутри нас. Весь материал уже здесь. И  

единственное, что требуется от нас, это скомпоновать его  

по-новому, найти новую комбинацию. Препятствует же этому  

наша привычка смотреть на вещи стандартно и прозаично.  

 

Способность смотреть на вещи разнообразно, которой,  

несомненно, обладают все в детстве, - со временем выжимается  

из нас. Мы до такой степени учимся вести себя и отвечать  

определенным образом, что наше мышление становится пленником  

общепринятых категорий. Гибкость, необходимая для новых  

комбинаций, теряется. Если нам повезет, мы сохраним  

некоторую ее тень.  

 

Творческое мышление, однако, все еще присуще нам в наших  

снах. Здесь образы часто комбинируют сходные элементы  

странным образом (и странные образы воспринимаются как  

близкие). Это - сущность творчества, мы могли бы ее  

распознать и использовать. Творчество, которое не изучается,  

но подавляется, может изучаться, а не подавляться. Во многих  

отношениях принципы контроля над сновидениями, которые мы  

вытягиваем из опыта людей, видевших творческие сновидения,  

совпадают с хорошо известными ступенями творческого  

процесса. Об этом рассказано в книге Дон Фабьюна "Три дороги  

к осознанию". Согласно Фабьюну, большинство исследователей  

сходится на том, что творческий процесс состоит из следующих  

ступеней:  

 

Мотивация. - Некто должен поделать создать нечто  

оригинальное. Он может быть движим любопытством, стремлением  

выразить себя, потребностью в деньгах, необходимостью  

разрешить проблемы, стоящие перед ним, чем угодно - неважно,  

но он должен иметь причину.  

 

Подготовка. - Информация, относящаяся к проблеме,  

собирается посредством экспериментов, исследования или  

переживания.  

 

Манипуляция. - После того, как информация собрана, человек  

прокручивает ее в голове или на бумаге или на конкретном  

объекте. Он пытается синтезировать ее в новом образце.  

 

Инкубация. - Обычно решение не приходит сразу. Некто  

оставляет попытки и занимается чем-нибудь еще. Но  

подсознание, оказывается, продолжает борьбу с проблемой,  

манипулирует дальше.  

 

Сообщение (интимация). - Возникает неожиданное чувство, что  

решение вот-вот придет.  

 

Освещение. - Решение возникло. Вспышка озарения, "Эврика!",  

переживание, которое можно назвать "моментальный оргазм".  

 

Проверка. - На этой ступени процесса новый образец  

проверяется, после чего отвергается или признается  

удовлетворительным.  

 

Тот, кто интенсивно погружен в объект своего интереса, уже  

выполняет три первые ступени: 1) он будет побужден к  

творческому действию; 2) он получит собранную информацию,  

относящуюся к делу; 3) он сделает необходимые попытки  

(инициативные) синтезировать этот материал. Его разум в  

состоянии сна продолжает борьбу с проблемой, он будет  

чувствовать, что решение близко, и, наконец, оно его озарит  

- или во сне или же после пробуждения ( стадии 4, 5 и 6).  

 

Тот лишь факт, что человек увидит "супер-сон", отнюдь не  

означает, что решение будет правильным. Многие испытывают  

резкое разочарование, когда рассматривают свои ночные  

открытия при утреннем свете, подобно Дороти Паркер, которая,  

увидев сновидение, отвечающее на вопросы мирового значения,  

записала его на бумаге, утром же обнаружила то, что  

написала: "Хогимаус, хигимаус, мужчины полигамны. Хигимаус,  

хогимаус, женщины моногамны".  

 

Чем шире и разнообразней сфера творческого опыта  

индивидуума, тем больше его шанс произвести новую  

комбинацию. В наших снах, как вы помните, мы обращаемся и  

черпаем из огромной коллекции, в которой собраны жизненные  

переживания. Наши сновидения в большей степени способны  

черпать из полного диапазона нашего опыта, чем из какой-то  

его части. Мы, казалось бы, должны расширять наш опыт, но  

то, что мы уже имеем внутри, неизмеримо шире, чем это обычно  

осознается. Из хаоса зафиксированных переживаний,  

запомнившихся образов и чувств мы выбираем и соединяем  

вместе элементы, которые становятся исключительно нашими.  

Ученые определяли творчество по-разному, но они сошлись на  

том, что творчество - это "процесс, который формирует и  

выражает оригинальные результаты". Ваши сны помогут вам  

включиться в творческий процесс в любой области, которая вас  

интересует или в которой вы пожелаете что-то сделать. Итак,  

способность создавать творческие результаты (художественные  

ли образцы, или же решения проблем) очень сильно возрастает,  

если вы апеллируете к вашим снам. И если вы будете развивать  

навыки творческого сновидения, особенно те, что описаны в  

главе второй, вы будете более стабильно видеть творческие  

сновидения. Если вы будете использовать подсказанные во сне  

решения в вашей дневной жизни, вы добьетесь большего, нежели  

просто получение результата. Вы сможете сконцентрироваться.  

Самое важное, чего вы сможете достичь, самый большой  

результат вашей жизни, - это создание Самого Себя, своей  

уникальной души.  

 

Итог того, чему мы можем научиться из творческих  

сновидений.  

 

1. Исключите сны-кошмары, изгоните их позитивными образами,  

которые будут работать на вас.  

 

2. Концентрируйте опыт изменений, происходящих в мире -  

путешествуйте, читайте, воспринимайте искусство, слушайте  

музыку, учитесь, работайте, воспринимайте внешнее,  

заполняйте внутреннее.  

 

3. Погружайтесь в область, которая вас особо интересует.  

Обращайтесь ко всем, относящимся к делу материалам - к  

книгам, кино, исследованиям, прямому наблюдению. Старайтесь  

заставить себя понять смысл предмета вашего интереса.  

Получите необходимый для результата материал. Глубокий  

интерес к предмету или же интенсивное эмоциональное  

погружение приведет к тому, что вы пропитаете себя им.  

Впитывайте ваш интерес.  

 

4. Развивайте специальные навыки в выбранной вами сфере  

деятельности. Приобретите необходимую способность создавать  

творческий продукт в бодрствующем состоянии или же в  

состоянии сна. Все элементы, необходимые для решения  

проблемы, должны существовать в репертуаре вашего знания.  

Ваши сны помогут вам рекомбинировать эти элементы по-новому.  

 

5. Напряженно сфокусируйте ваше внимание на области ваших  

интересов на несколько дней (по-меньшей мере два или три).  

Работайте над вашим объектом до тех пор, пока не придет  

время сна. Это послужит своего рода приглашением "сновидения  

о нем". Вы можете пожелать себе специально назначенное  

сновидение.  

 

6. После того, как вы увидите творческое сновидение, четко  

представьте его себе и зафиксируйте его в какой-либо форме




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 889
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь