Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни



1 страница


Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 1  

 

E  

ЭРИК БЕРН  

 

SEX IN HUMAN LIFE  

F  

 

 

Формы человеческих отношений.  

 

а. Человеческая личность  

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как  

разделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, что каж-  

дый индивид представляет собой три различные личности, каждая  

из которых тянет в свою сторону ... так что удивительно, как  

вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. И разумеется  

в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны,  

он не получается, или по крайней мере, не получается как следу-  

ет. Мы можем представить это очень просто, нарисовав друг под  

другом три круга, как на таблице 1. Они представляют трех чело-  

век, которых каждый мужчина или каждая женщина носят в своей  

голове.  

На вершине находятся его родители, которые в действитель-  

ности являются двумя разными людьми, но в этой диаграмме мы по-  

казываем их одним кружком, помеченным Родитель или Род. Он  

представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен  

делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и какой  

он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче,  

Родитель является голосом в голове, сопровождающим редакторски-  

ми комментариями, как это часто делают родители, все, что он  

делает. Вы можете судить о том, когда говорит ваш Родитель или  

Родительское состояние эго по тому, что он употребляет слова  

типа "смешной", "незрелый", "ребяческий" или "порочный". Ваш  

Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове и он  

может также обращаться вслух к другим людям в то же самое вре-  

мя. Он может также быть любящим и полным сочувствия, в точности  

как настоящий родитель, и говорить вещи вроде "Ты зеница моего  

ока", "Дай я позабочусь об этом" и "Бедная девочка".  

Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет  

голос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий ин-  

формацию из окружающего мира и рашающий на основе разумных ве-  

роятностей, какой род действий предпринять и когда предпринять.  

Ему нет дела до понятия "зрелы", поскольку даже дети могут при-  

нимать такие решения, ни до понятия "искренний", поскольку мно-  

гие воры и мошенники очень успешно решают, что делать и когда  

делать. Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить  

улицу, когда вынимать пирог из духовки. При переходе улицы,  

например, он действует как очень точный и очень сложный компь-  

ютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе сторо-  

ны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того,  

чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не  

будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоин-  

ство. Взрослое эго состояние всегда сколько возможно следит за  

тем, чтобы сохранить ваше достоинство, за исключением случая,  

когда ваша судьба быть клоуном. Все хорошие компьютеры таковы:  

они выбирают наиболее элегантное решение и стараются избегать  

дилетантских и небрежных где только могут. Вы можете опреде-  

лить, когда говорит ваш взрослый, поскольку он употребляет сло-  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 2  

 

ва типа "Готов?" "Сейчас!" "Слишком много!" "Недостаточно!" и  

"Здесь, а не там".  

Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что  

каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая  

женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская  

часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но  

каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в  

каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был  

в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, че-  

ловек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного воз-  

раста: в одном человеке он может быть четырех лет и трех меся-  

цев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно, может  

ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называем это  

Детское эго состояние "незрелым": мы просто говорим, что оно  

подобно ребенку или напоминает ребенка. Возраст Детской части  

личности в каждом индивиде определяется специальными факторами,  

о которых вы можете прочитать в другой книге, если вы пожелаете  

взять на себя такой труд.1 Важно осознать, что Ребенок находит-  

ся там не для того, чтобы его подавлять или наказывать, потому  

что на самом деле он является лучшей частью личности, частью,  

которая бывает или может быть, если к ней правильно подойти,  

продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как быва-  

ют настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми,  

требовательными, не считающимися ни с кем, и даже жестокими,  

так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Пос-  

кольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на всю ос-  

тавшуюся жизнь, самое лучшее, что можно сделать, это признать  

его и постараться ладить с ним, и будет больше вреда, чем поль-  

зы претендовать на то, что если вы будете его игнорировать и  

обращаться с ним сурово, то оно исчезнет.  

Вы заметили, что я обращаюсь к этим трем частям личности -  

Родитель, Взрослый, Ребенок - как к эго состояниям, и это и  

есть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливают  

то, что случается с людьми, и что они делают друг с другом или  

друг для друга. Лучший способ, и до сих пор самый точный и са-  

мый научный способ анализировать человеческие социальные и сек-  

суальные отношения заключается в том, чтобы понять, какие эго  

состояния в них вовлечены. На каждое эго состояние нужно смот-  

реть по отдельности, если человек хочет понять свои чувства и  

поведение в таких ситуациях. Некоторые люди пытаются стать  

"цельной личностью", отрицая, что существуют различные части  

личности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можно  

больше о каждом аспекте, поскольку они все равно никуда не де-  

нутся, а затем заставить их совместно работать наилучшим воз-  

можным способом.  

 

_______  

* "Родитель", "Взрослый" и "Ребенок" с большой буквы использу-  

ется в тексте для эго состояний в голове, те же слова с ма-  

ленькой буквы относятся к реальным людям.  

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 3  

 

b. Диаграмма отношений  

В английском языке и в древнегреческом также имеются сотни  

слов, описывающих разные виды любви и дружбы между людьми(2,3).  

Интересно отметить, что существует гораздо меньше слов, описы-  

вающих ненависть и вражду. Однако, нас не заботит сейчас поиск  

как можно большего количества слов, а скорее выделение немно-  

гих, относящихся к наиболее распространенным типам отношений  

между мужчинами и женщинами, и в особенности тех, которые вклю-  

чают различные сочетания эго состояний. Одной из старейших  

классификаций личных отношений, пытающейся сгустить их до их  

обнаженной сущности, является юридическая. В течение веков за-  

кон рассматривал их под четырьмя основными наименованиями: Муж  

и Жена, Родители и Дети, Опекуны и Подопечные, и Хозяин и Слуга  

(или Мастер и Подмастерье). Однако трудность заключается здесь  

в том, что все они являются отношениями сверху вниз, с одним  

человеком, который всем заправляет, и другим, борющимся за свои  

права, а это никак не может нас устроить.  

Лучший путь - начать с диаграммы отношений, которая сообща-  

ет нам все возможные способы, которыми двое людей, имеющих каж-  

дый три эго состояния, могут относиться друг к другу. Это пока-  

зано на таблице 2. Возможны девять простых отношений,  

включающих одновременно лишь одно эго состояние в каждой лич-  

ности, и кроме того, конечно, различные комбинации их. (6) Нап-  

ример, имеется 72 вида отношений, включающих две пересекающихся  

стрелки или вектора (ответ, идущий в другом направлении, чем  

стимул), 432, включающих три вектора и т.д. Если мы захотим  

сделать картину еще более сложной, мы можем нарисовать положи-  

тельные векторы для положительных чувств и отрицательные векто-  

ры для отрицательных чувств, а затем скомбинировать их всеми  

возможными путями. В этом виде эта простая диаграмма может быть  

использована для иллюстрации, я полагаю. всех слов, использую-  

щихся для описания позитивных, негативных и смешанных отношений  

в английском и древнем греческом языке.  

Но это не то, чем мы намерены заняться. То, что мы собира-  

емся сделать, это выбрать двенадцать обычных слов, знакомых  

каждому, которые описывают возрастающие серьезные и длительные  

эмоциональные отношения между одним мужчиной и одной женщиной.  

Мы будем стараться выбирать слова, имеющие одно и то же или  

очень сходное значение во всем мире, независимо от местных за-  

конов и любых соображений культурной традиции. Мы посмотрим  

тогда, можем ли мы подвести эти отношения под диаграмму отноше-  

ний. Как мы увидим, некоторые из них подводятся легко, а другие  

создают трудности, но, несмотря на это, я думаю, что это один  

из самых лучших путей для выяснения того, как секс входит в че-  

ловеческую жизнь повсюду в мире.  

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 4  

 

с. Знакомые  

Знакомые полны потенциальных возможностей. Именно среди них  

вы выбираете свои более серьезные отношения, те, что будут про-  

должаться и дадут вам нечто, о чем вспомнить. Каждый знакомый  

представляет собой возможного друга или врага, и вам следует  

выбирать и тех и других осторожно. Чем больше у вас знакомых,  

тем больше у вас выборов, поэтому я советовал бы говорить  

"Hello" каждому. Знакомство является статичным отношением, ко-  

торое может оставаться одним и тем же год за годом. Чтобы пойти  

дальше, кто-то должен сделать первое движение, а другой человек  

должен его принять.  

Знакомые - это люди, взаимодействующие между собой через  

социальные ритуалы. Такие ритуалы имеют собственную ценность.  

Они являются одним из способов словесного поглаживания и имеют  

такой же эффект, что и телесные поглаживания для ребенка. Когда  

кто-то говорит "Hello" или "Как поживаешь?" или "Что нового?"  

или "Вам не холодно?", - он повышает тонус ваших мышц, освежает  

ваш мозг, успокаивает ваше сердце и улучшает ваше пищеварение.  

За это вы должны быть ему благодарны, и в ответ он ждет от вас  

того же. Если вы в мрачном настроении и отказываетесь принять  

предложенные вам выгоды, то вы оба пострадаете. Вы станете еще  

более угрюмым, а его желудок расстроится и даст отрицательное  

впечатление его мыслям, которые останутся в мозгу до тех пор,  

пока он не встретит кого-нибудь более обходительного и умеющего  

оценить его приветствие.  

Вещи, которые знакомые говорят друг другу в течение дня,при  

этом осторожно избегая вторжения в личную жизнь друг друга, не  

исходят ни от Родителя, Взрослого, ни от Ребенка. Они исходят  

от маски или Щита, которые каждый человек помещает между собой  

и окружающими людьми, и которые некоторые психиатры называют  

п е р с о н а. Персона - это способ представлять себя и лучше  

всего описывается прилагательными: резкий, общительный, прият-  

ный, находчивый, деятельный, высокомерный или вежливый. С каж-  

дым из этих слов связан различный способ произносить "Hello"  

или проводить время дня. Персона формируется между шестью и  

двенадцатью годами, когда большая часть детей впервые самостоя-  

тельно стакивается с жизнью и входит во взаимодействие с людьми  

из окружающего мира, которых не могут выбрать ни они, ни их ро-  

дители. Каждый ребенок вскоре замечает, что он нуждается в спо-  

собе избегать нежелательных затруднительных ситуаций и содейс-  

твовать желательным в этом мире, который сделал не он, поэтому  

он выбирает свой собственный способ представлять себя миру.  

Обычно он пытается быть обаятельным и вежливым и выглядеть вни-  

мательным и уступчивым. Он может сохранить свою раннюю персону  

на всю оставшуюся жизнь, или изменить ее позже, после большого  

опыта, на другую. Таким образом, персона представляет собой в  

действительности Детское эго состояние, претерпевшее Родитель-  

скую тренировку и приспособленное Взрослым благоразумием к Лю-  

дям, окружающим его. Главное требование к персоне - это чтобы  

она работала. Если она не работает, человек либо длительно низ-  

водится в состоянии тревоги, когда он среди людей, из-за стра-  

ха, что его персона лопнет, либо он начинает избегать людей и  

обходиться одиночеством.  

Персона действительно специальное эго состояние: состояние  

десятилетнего Ребенка, пытающегося проложить свой путь среди  

незнакомцев, поэтому ее можно подогнать под структурную диаг-  

рамму, определив, что это специальный аспект Детского эго-сос-  

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 5  

 

тояния. В самом деле, это хороший пример приспособления себя  

к обстоятельствам и действования ожидаемым, предсказуемым спо-  

собом, (персона-эго-состояние, известное как Приспособившийся  

Ребенок).  

 

d. Сослуживцы  

Почти таким же невинным и отдаленным, как отношение между  

знакомыми, является отношение между сослуживцами. Знакомые дер-  

жат один другого в отдалении, хватаясь за хорошо отработанные  

формулы приветствия и беседы, говоря в точности одно и то же  

время от времени в той же ситуации, осторожно выбирая самые  

безвредные и необидные избитые фразы или же самые обворожитель-  

ные. Сослуживцы достигают того же, разговаривая друг с другом  

не прямо, а под углом. Они говорят о чем-то так, что их слова  

направлены на это что-то и лишь рикошетом попадают к слушателю.  

Трансакциональный аналитик называет профессиональную работу де-  

ятельностью, а то, с чем работает! называется предметом дея-  

тельности. Если материал находится прямо перед двумя сотрудни-  

ками, они часто будут смотреть на него, пока говорят между  

собой, вместо того, чтобы смотреть друг на друга.  

Помощник (глядя на конструкцию): Конструкция в самом деле  

хорошая.  

Механик (глядя на конструкцию): Да, так всегда случается с  

этой массовой продукцией. Это просто сделано для увеличения  

стоимости.  

Помощник (продолжая глядеть на конструкцию): Да, вы никогда  

не увидите такого в ..... .  

В такой манере механик и его помощник могут работать вместе  

целый день в течение месяцев без того, чтобы хоть раз взглянуть  

прямо друг на друга.  

Они делают в точности ту же вещь. Действительно хорошо из-  

вестно среди боссов, что если канцелярские когда-либо смотрят  

вам в глаза (или и те и другие обоюдно), что-то должно произой-  

ти. Когда они разговаривают друг с другом, они смотрят на бума-  

ги, а не друг на друга. Бизнесмены и предприниматели с новыми  

заказчиками или клиентами тоже ведут себя как с сослуживцами.  

Таким образом, сослуживцы - это люди, которые разговаривают  

друг с другом через предмет, и которые разговаривают о предме-  

те. Это взаимодействие Взрослый-Взрослый, которое выглядит как  

на таблице 3. Если босс нарушает контракт взаимодействия Взрос-  

лый-Взрослый, переходя в Родительскую позицию, это дает работ-  

нику право наградить его одним из трех наименований: полезный  

или суетливый или требовательный, если он был хорош, и придир-  

чивый, самонадеянный или невыносимый, если не был. Если работ-  

ник переходит в Родителя, то босс точно так же получает право  

для одного из трех определений: понимающий, сотрудничающий,  

дерзкий или что-нибудь другое. Если любой из них переходит в  

Ребенка, то другой чувствует право назвать противника смешным,  

недостойным, ведущей себя неподобающе леди, не по-джентельмен-  

ски, любящим пофлиртовать, или рутинером.  

Это означает, что в это время два сослуживца смотрели друг  

на друга прямо или говорили друг с другом прямо вместо того,  

чтобы делать это через предмет, и они представляют собой нечто  

большее, чем сотрудники.  

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE" стр. 6  

 

е. Члены комитета




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2769
Категория: Библиотека » Сексология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь