Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24072

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Что сначала: программа или анкета?
Строгая последовательность подготовки к социологическому иссле-дованию, т.е. формулирование сначала программных положений, затем ан-кетных вопросов, не должна быть абсолютизирована. Дилемма: что сначала - программа или анкета, вряд ли приемлема, если посмотреть на программу и методику социологического исследования как на соотношение общего и частного.
Положение о том, что исследование необходимо начинать с програм-мы, а затем разрабатывать методику, в принципе верно, поскольку, присту-пая к любой работе, мы начинаем всегда с некоторых общих положений. Сложность заключается в том, что, начиная с некоторых общих положений, как правило, неполных и неточных на первых этапах исследования, мы сра-зу же сталкиваемся с нерешенностью или отсутствием знаний по некоторым частным вопросам.
Разрабатывая программу исследования, формируя некоторые общие концептуальные положения, исследователь на каком-то этапе теоретической работы начинает "спотыкаться", ощущать острую нехватку частного эмпирического материала, который в какой-то степени подтверждал бы или опровергал выдвигаемые общие положения или хотя бы позволял гипотетически их выразить. В этом плане анкету можно представить гипотетическим выражением некоторого эмпирического материала, т.е. в анкете как бы закладывается определенный эмпирический материал, который, как предполагает исследователь, будет присутствовать в результате опроса.
Если я задаю вопрос "удовлетворяет ли Вас...?", то тем самым как ис-следователь предполагаю, что такое состояние, как удовлетворенность или неудовлетворенность, может присутствовать при исследовании данного объекта, и соответственно играть определенную роль в формировании некоторых программных положений. Незнание этого не позволяет и оперировать им в формировании общих положений. Если у меня как у исследователя возникает в результате некоторых логических операций новое знание, предположение о наличии какого-то явления, я должен быть уверен в реальности его существования и знать форму его существования. Это может подтвердить только конкретное исследование. Поэтому не случайно говорят, что любое эмпирическое исследование есть начало новой теории и нового исследования, так же как новая теория находит свое продолжение в конкретном социологическом исследовании.
Не останавливаясь на соотношении общего и частного в философ-ском смысле, подчеркнем, что их развитие идет как бы параллельно, взаи-мообусловливают и взаимодополняют друг друга . Практически это выражается следующим образом. Как только социолог приступает к решению некоторой общей задачи, в данном случае к подготовке программы исследования, к разработке общих концептуальных положений, перед ним тут же встают некоторые частные проблемы и он испытывает потребность в конкретном эмпирическом материале, причем самом разнообразном по уровню общности и глубины. В то же время, пытаясь решить частные вопросы, например разработать методику исследования (анкету), он неизбежно понимает необходимость решения общих вопросов, т.е. формулирование программных положений. Знание конкретного без хотя бы самого приблизительного представления об общем не обеспечивает решения ни общего, ни частного, и наоборот, зная только общее, нельзя решить конкретных вопросов эмпирического материала.
Говоря о параллельности решения общего и частного, следует под-черкнуть, что строгой параллельности, конечно, нет, как не существует аб-солютной первичности и вторичности. Здесь существует поочередность: то общее в какой-то момент времени становится первичным, то частное и наоборот. Отсутствие возможности в какой-то момент решить некоторое общее выдвигает на первое место частное, невозможность решить частное заставляет решать общее. Временное значение первичности и вторичности весьма небольшое, оно зависит от уровня наших знаний. Чем больше наше знание по объему, по глубине, тем больше это временное значение, т.е. ка-кие-то программные вопросы становятся доминирующими и определяют эмпирический материал, пути его поиска и пр. Или же эмпирические данные становятся доминирующими в случае потребности решения какой-то общей проблемы.
Можно выделить несколько этапов работы над программой и мето-дикой исследования, представляя их как единый процесс. Необходимо толь-ко сказать, что это не единственный способ работы и что каждый социолог выбирает свой путь. Следует только придерживаться общего принципа в подготовке программы и методики исследования, изложенного выше.
1. "Эскизный" этап. Первый этап работы над программой и анкетой - это общее знакомство с проблемой, подходы к решению в научной литера-туре, знакомство с имеющимися социологическими и статистическими ма-териалами, с объектом исследования. На этом этапе разрабатывается пока только общее представление, "эскиз" будущих программы и методики, за-рождаются некоторые общие мысли и идеи, появляются элементы некото-рого общего знания и концептуальных положений.
2. "Прикидка". На основании выработанного общего представления делается "прикидка" программы и методики, выделяются основные направ-ления исследования, блоки вопросов, вырисовываются некоторые общие связи системы анализа. Как правило, данный вариант программы является весьма приблизительным, методика же представляет собой только некото-рый общий набросок вопросов.
3. "Концептуальный". На этом этапе разрабатывается система связи и анализа анкеты. Необходимо иметь хотя бы общие представления о взаимо-связях программных положений и вопросов, блоков вопросов анкеты. Желательно определить содержательную связь между вопросами пока в рамках двухмерных связей, что в последствии перейдет в техническое задание оператору ЭВМ. Это некоторое забегание вперед, но благодаря построению такой, хотя и приблизительной, системы двойных связей мы продумываем содержательную сущность вопросов, например с точки зрения наличия или отсутствия корреляционной связи. Тем самым в процессе работы по установлению двойных связей между вопросами отрабатываются положения программы исследования, анкета и каждый отдельный вопрос.
Важно помнить, что программа, методика исследования и система анализа социологической информации есть единое взаимосвязанное и взаи-мообусловленное целое и отрывать их друг от друга на любом этапе работы нельзя.
4. "Описательный". На данном этапе начинается описание каждого вопроса по блокам анкеты. Принцип описания заключается в логическом обосновании необходимости того или иного вопроса в системе тех взаимо-связей, которые были определены программой исследования. При таком описании выявляются возможности инструментария и программного обес-печения изучения проблемы на требуемом научном и практическом уровнях. На этом этапе работы идет взаимное дополнение и уточнение программных положений и методических требований.
5. "Буферный". Разрабатывается принципиальная схема построения анкеты и анализа социологической информации, излагаются программные положения, вопросы в некоторой принципиальной схеме, на рисунках, сло-весно или же каким-либо другим способом для наглядного представления программных положений и перевода программных вопросов в анкетные. Это, так сказать, "буферная" часть между программой и методикой исследо-вания.
6. "Рабочие чертежи". Наконец пишется окончательный вариант программы в соответствии с имеющимся конкретным материалом, требова-ниями методического порядка и системы анализа социологической инфор-мации. Обычно этот вариант программы бывает многословным, объемным, с подробным описанием всех процедур исследования, выяснением различ-ных точек зрения и подходов к изучению проблемы, изложением концепции, установлением понятийного и технического аппарата объекта, предмета исследования, плана работы и пр.
Составляется окончательная методика исследования, разрабатывается последний вариант анкеты с учетом всех необходимых требований, предъявляемых к процессу разработки анкеты. Разрабатывается система двойных связей, пишется техническое задание для оператора ЭВМ. Оконча-тельная отработка методики исследования, анкеты происходит уже незави-симо от программы, в соответствии с техническими требованиями составле-ния анкеты.
Итак, при любом возможном варианте работы над программой и ме-тодикой исследования должен соблюдаться один главный принцип: парал-лельность работы и над программой, и над анкетой. Отход от этого принци-па - сначала разрабатывается программа, затем анкета - обрекает исследова-теля на риск оторвать программу от анкеты и анкету от программы исследо-вания. К сожалению, приходится наблюдать, когда программа исследования выступает как формальный документ, мало связанный с анкетой, анкета же лишь в небольшой части отвечает программным положениям, и чем дальше развертывается исследование, тем больше этот разрыв. При таком подходе можно говорить только о соблюдении формального принципа составления программы, по существу же связь между программой и анкетой очень слаба. Органическую их связь можно обеспечить только при условной параллель-ности работы над программой и методикой работы и при соблюдении всех этапов исследований.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «Сложный вопрос»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Притча «Ответ на любой вопрос»
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Притча «Второй и второй»
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Притча «Шесть, живущих в одном»
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • Притча «Что на самом деле хотят женщины?»
  • Притча «1001 день»
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Чему мы учим своих детей?
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Про любовь»
  • К чему снятся крысы?
  • Притча «Трудный вопрос»
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Притча «Носитель»
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Сколько действует приворот?
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Притча «Корысть»
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь