Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178761

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

По: Аткинсон Р. П., Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. и др. Введение в пси-хологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред.В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999.

вимости результатов. Как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей?
Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься начиная со второй половины XIX в., когда возникла необходимость сделать психологию более точной и полезной наукой. Но еще раньше, в 1835 г., вышла в свет книга создателя современ-ной статистики А. Кетле( 1796-1874) «Социальная физика». В этой книге Кетле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведе-ния людей некоторым закономерностям. Анализируя статистический материал, он получил по-стоянные величины, дающие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты ранее считались произвольными. И хотя сфор-мулированная Кегле концепция была неразрывно связана с метафизическим подходом к обще-ственным явлениям, она вносила ряд новых моментов. Например, Кетле высказал идею о том, что если среднее число является постоянным, то за ним должна стоять реальность, сопостави-мая с физической, благодаря чему становится возможным предсказывать разнообразные явле-ния



Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — русский физиолог, невропатопог, психиатр, психопог. Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения, которая первоначально попучипа название объективной психологии (1904), затем — психорефлексологии (1910), а в дальнейшем — рефлексологии (1917). Бехтерев внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии. Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, которая была открыта в 1885 г. при кпинике Казанского университета. Позднее, в 1908 г., Бехтерев основал в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который в настоящее время носит его имя.


(в том числе и психологические) на основе статистических законов. Для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а основным методом — вариационная статистика.
Уже первые серьезные попытки решить проблему количественных измерений в психо-логии позволили открыть и сформулировать несколько законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Ве-бера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стиму-лами и ощущениями человека, а также относительный и абсолютный пороги ощущений. Впо-следствии математика широко вошла в психологические исследования, что в определенной степени повысило объективность исследовании и способствовало превращению психологин в одну из наиболее целесообразных с практической точки зрения наук. Широкое внедрение ма-тематики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих много-кратно проводить однотипные исследования, т. е. потребовало решить проблему стандартиза-ции процедур и методик.
Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наименьшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде всего обеспечить использование одина-ковых методов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.
К числу таких психологических методов относятся тесты. Данный метод используется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты ис-следования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других ме-тодов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проек-тивные тесты.
Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представле-нием о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характери-стиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В те-стах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Коли-чество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.
Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабо-раторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсинг-тонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое примене-ние для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной пси-хологии, получившей название «психотехника».
Этот термин вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944) "Mental Tests and Measurement" («Умственные тесты и измерения») в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона. «Психология, — пишет в этой статье Кеттелл, — не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу людей. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».
В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское правительство поручило Бине со-ставить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения. Впоследствии различными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практиче-ских задач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Напри-мер, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионального отбора, которые со-здавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Очевидно, что предпосылкой этой процедуры служила идея взаимозависимости между психическими струк-турами, необходимыми для успешного выполнения деятельности, и теми структурами, благо-даря которым испытуемый справляется с тестами.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов приобрело массовый характер. В это время США активно готовились к вступлению в войну. Однако они не имели такого военного потенциала, как прочие воюющие стороны. Поэтому еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обратились к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном деле. Американская пси-хологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в этом направлении. Под руководством Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оценки при-годности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: ар-мейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных. Первый тест был похож на вербальные тесты А. Бине для детей. Второй тест состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700000 солдат и около 40 000 офицеров. Распределение показателен делилось на семь частей. В соответствии с этим по степени пригодности испытуемые делились на семь групп. В первые две группы входили лица с самыми высокими способностями к исполнению обязанностей офицеров и подлежащие на-правлению в соответствующие военные учебные заведения. Три последующие группы имели среднестатистические показатели способностей исследуемой совокупности лиц.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Волкова С.И. Математика. 1 класс. Тесты
  • Волкова С.И., Ордынкина И.С. Математика. Тесты. 2 класс
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 6 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А. Математика. Сборник тестов по плану ЕГЭ-2009. Под ред. Клово А.Г, Мальцева Д.А.
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 1 класс
  • неизвестно История России. 6 класс. Тематические тесты.
  • неизвестно История России. 7 класс. Тематические тесты.
  • неизвестно История России. 8 класс. Тематические тесты.
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Профильный уровень
  • Клайн Пол - Справочное руководство по конструированию тестов.
  • Наталья Москалева. Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 4 класс
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Мальцев Д.А. и др. ЕГЭ 2019. Математика. Книга 2. Профильный уровень
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 2 класс
  • Глаголева Ю.И. Математика. Тесты. 3 класс
  • Волкова С.И. Математика. 4 класс. Тесты
  • Волкова С.И. Математика. 2 класс. Тесты
  • Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс
  • Боровских Т.А. Тесты по химии. 9 класс. Классификация. Реакции в водных растворах. Галогены. Кислород и сера
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 6 класс. К учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.
  • Гаджиева М. и др. ЕГЭ 2019. Английский язык. Устная часть. Сборник тестов
  • Волкова С.И. Математика. 3 класс. Тесты
  • Боровских Т.А. Тесты по химии. 9 класс. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Металлы
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 8 класс
  • Крылова О.Н. Входные тесты. 1 класс. Математика
  • Гаджиева М. и др. ОГЭ 2018. Английский язык. Устная часть. Сборник тестов
  • Ключникова Е.М., Комиссарова И.В. Тесты по алгебре. 7 класс. К учебнику Мордковича А.Г.
  • Крылова О.Н. Русский язык. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Математика. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Литературное чтение. Тесты для проверки готовности детей к школе
  • Крылова О.Н. Чтение. Входные тесты. 1 класс
  • Рыжик В.И. Геометрия. 7-9 классы. Диагностические тесты
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 тестовых заданий по математике. 4 класс
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 тестовых заданий по математике. 2 класс
  • Колесникова Е.В. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты
  • Крылова О.Н. Входные тесты. 1 класс. Чтение
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тесты для дошколят. Чтение
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь