Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24311

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Перевод программных вопросов в анкетные
Логическая схема перевода программных вопросов в анкетные может иметь различную форму, но она заключается в том, что каждое понятие программы исследования большой общности разлагается на ряд понятий меньшей общности, или подпонятий до самых простейших, и спускается на уровень показателей и индикаторов. Такое разделение понятий осуществляется обязательно в некоторой логической системе взаимосвязи. Показатели и индикаторы используются для разработки анкетных вопросов.
Так, понятие безработица можно определить как зависимость коли-чества уволенных от общей численности занятых. Это общее понятие может содержать в себе два подпонятия, или понятия меньшей общности, сумма объемов которых входит в общее понятие: незанятые по субъективным и по объективным причинам. Каждое из этих подпонятий имеет свое содержание, но и эти понятия слишком общи, чтобы в таком виде их задавать респонденту. В свою очередь понятия "незанятые по субъективным причинам", "незанятые по объективным причинам" также имеют подпонятия. Их необходимо детализировать и дать им определение. Так, субъективные причины могут содержать такие подпонятия, как "уход с предприятия по собственному желанию" и "по инициативе администрации". Каждое из этих подпонятий имеет свое содержательное значение, определяющее направление в исследовании. Это уже третий уровень общности. Понятие "по инициативе администрации" имеет подпонятия еще меньшей общности, например, лишенные работы за прогулы, некачественную работу, за пьянство и пр. В принципе, если нет необходимости дальнейшего детализирования понятий, а она определяется целями и задачами исследования, то на этом уровне общности можно остановиться и представить их уже в качестве анкетных вопросов. Таков, например, вопрос: "За что Вы были уволены? - за прогулы, некачественную работу, за пьянство" и т.д.
Таким образом, процедура построения анкеты - это прежде всего оперирование с понятиями и их определенная логическая взаимосвязь. В зависимости от того, какую систему взаимосвязи мы выберем, решается и логическая структура анкеты. Могут быть различные логические структуры, но в самом общем виде все они выступают как расшифровка некоторого общего исследуемого понятия, или программного вопроса.
Можно выделить три направления логического понятийного опера-ционализирования, которые и определяют структуру анкеты и содержание вопроса.
1. Углубление содержания понятия посредством серии однотипных понятий. Дело в том, что ответ на один вопрос не всегда может дать доста-точно точную информацию. Так, при выявлении уровня политической ак-тивности населения (например, во время выборов) само понятие "политиче-ская активность" расшифровывается в рамках отношений или в рамках дей-ствия, т.е. констатация факта выполнения каких-либо политических акций свидетельствует о том или ином уровне политической активности, но для более глубокой характеристики данного явления этого факта недостаточно. Задается серия вопросов, фиксирующих уровень осознанности действий ре-спондентов, их отношение к актам политической демонстрации, результа-тивность или эффективность этих актов и т.д. Получая такую информацию, исследователь уже с большей долей уверенности и определенности может судить об истинном уровне политической деятельности на изучаемом объекте или в группе респондентов.
2. Рассмотрение изучаемого явления в различных аспектах. Исследо-вать процесс можно не только в глубину (как рассмотрено выше), но и с раз-личных точек зрения.
3. Детализация общего понятия, применяющая в тех случаях, когда используется понятие большой общности или исследователю необходимо убедиться в том, что на информацию, получаемую в процессе опроса, не по-влияли какие-либо случайные явления. Для этого дается серия вопросов, расшифровывающих или же дублирующих общее понятие.
Анкетные вопросы являются эмпирическим отражением понятийного содержания программы исследования, не всегда четко улавливается, особенно на уровне обыденного сознания, иерархия понятий - от самых общих до конкретного действия. Например, собираясь приобрести письменный стол, т.е. совершить некоторое конкретное действие, сначала мы проводим некоторые логические операции с понятиями: от общего понятия "стол" переходим к подпонятию "письменный двухтумбовый стол темный" и т.д., пока не остановимся на каком-то уровне понятий. В принципе процесс этот бесконечен, и пока мы рассуждаем, мы не совершаем действия (хотя рассуждение тоже действие, но другого порядка), но как только действие начинает совершаться, в данном случае происходит покупка стола, в этот же момент мы перестаем совершать понятийное деление. Когда это деление затягивается, говорят: "хватит рассуждать, давайте работать".
То же происходит и в социологическом исследовании, и чтобы об-легчить этот процесс, строится указанная логическая схема. Необходимо подчеркнуть, что построение понятийной схемы, модели связей и в целом интерпретация понятий являются довольно сложным делом и мало разрабо-танной в социологической практике процедурой. Сложность заключается в том, что из всего многообразия явлений, определяемых тем или иным поня-тием, необходимо выбрать те, которые, оставаясь в рамках данного понятия, решают поставленную задачу. В этом плане любое понятие в принципе неисчерпаемо и полностью эмпирически не интерпретируемо, т.е. наша эм-пирическая интерпретация всегда неполна, частична. В результате склады-вается парадоксальное явление: при изучении одного и того же явления можно построить любые системы анализа (относительно, конечно), что не-редко приводит к различным логическим операциям и различным выводам. Адекватность той или иной схемы объективной реальности в конечном сче-те проверяется практикой, в данном случае конкретными социологическими исследованиями. Можно сказать, что какую бы логически стройную систему рассуждений мы не построили, она останется умозрительной до тех пор, пока ее истинность не подтвердит или не опровергнет практика, ход реальных событий. Поэтому мало проверять только логическую обоснованность концептуальной системы, хотя это и очень важно, необходима ее проверка в ходе конкретного исследования.
После разработки такой схемы содержательная формулировка вопро-сов уже не представляет большой трудности. Теперь исследователь, имея данную схему, может четко объяснить, зачем нужен тот или иной вопрос, какую он играет роль в системе исследования.
Разработка, составление анкеты - это последний этап большого пути, начинающегося с определения основных проблем исследования и про-граммных вопросов.
Необходимо так же сказать о том, что понятийная схема разрабаты-вается не только для перевода программных вопросов в анкетные. Значение ее шире. После получения обработанных на ЭВМ материалов социологиче-ского исследования, где вся информация формализована и представлена в виде линейного распределения, двойных или тройных связей или коэффи-циентов, понятийная схема выступает уже как логическая система анализа полученной информации, является как бы ключом анкеты. Без такой логической системы вся социологическая информация представляет собой только груду цифр.
Конечно, любой исследователь даже не осознавая полностью, в обя-зательном порядке строит систему логического анализа, но часто независи-мую или зависимую очень слабо от первоначальных концептуальных поло-жений. Происходит это нередко из-за неполного понимания им содержа-тельного значения тех или иных понятийных связей. Именно поэтому случается, что при анализе одного того же массива данных различными исследователями результаты получаются иногда, если не прямо противоположные, то весьма различные. Принципиальная схема позволяет четко провести анализ понятий в русле именно тех концептуальных положений, которые заложены в программе исследования, и в конечном итоге ответить на программный вопрос. В этом ее основное преимущество и этим определяется необходимость ее составления.
Еще раз следует повторить, что, несмотря на всю очевидность вывода о необходимости составления программы исследования, в большинстве слу-чаев начинающие социологи, приступая к разработке темы, не утруждают себя определением основных целей и задач исследования, постановкой про-граммных вопросов, разработкой концептуальных положений. Не мудрствуя лукаво, они начинают прямо с формулировки вопросов и составления анкеты. Именно это чаще всего является причиной неудачи социологического исследования.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Тест "Боги и Богини"
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Притча «Корысть»
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Притча «О вопросах»
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Язык любви»
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Второй и второй»
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Дэсмонд Моррис. Одежда и социология
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Ешина Наталья Юрьевна. Эссе «Моя педагогическая философия»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Заговоры на похудение – последствия и правила проведения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Как правильно относиться к деньгам ?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • К чему снится пожар?
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ирина Петракова. Памятка для родителей о соблюдении правил дорожного движения!!!
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Эверстова Оксана Николаевна. Сочинение – ЭССЕ воспитателя МБДОУ Нижне-Бестяхского детского сада «Сказка» Эверстова Оксаны Николаевны «Что значит быть воспитателем детского сада»
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Татьяна Васильева. Как улучшить свое настроение и избавиться от лени?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь