Стантон Марлан. Алхимия.

Категория: Аналитическая психология, Алхимия | Просмотров: 14139

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Классическое развитие идей Юнга.

Юнговские работы сильно повлияли на его близких учеников – фон Франц (1915-1998) в Европе и Эдингера (1922-1998) в Америке. И фон Франц, и Эдингер считали работу Юнга фундаментальной и видели себя разработчиками его идей и комментаторами, дающими студентам упрощенную версию теории мастера. Их скромная оценка своей роли не отражает степень их вклада в аналитическую психологию и особенно в понимание алхимии.

Фон Франц первой стала развивать юнговский алхимический опус. Она «стала всемирно известной фигурой среди последователей Юнга и после его смерти – самым активным популяризатором его идей» (Т. Кирш 2000: 11). Фон Франц встретилась с Юнгом в 1933, когда ей было 18 лет, и как раз в это время у Юнга появился интерес к алхимии. Он анализировал фон Франц в обмен на ее переводы с греческого и латыни. Позже она стала близким соратником Юнга и опубликовала в его Mysterium Coniunctionis третью часть Aurora Consurgens (1966). Аврора является переложением алхимического текста тринадцатого века и комментариями к нему. Текст приписывался Фоме Аквинскому, хотя этот факт остается спорным. Юнг выбрал этот текст в качестве примера попыток средневекового христианства принять алхимическую философию, а также как образец алхимической проблемы противоположностей. Комментарий фон Франц (1966) показывает, как можно использовать юнговскую аналитическую психологию для понимания смысла очень трудных текстов и как традиционную практику алхимии можно видеть как символический процесс.

Фон Франц развивала свое понимание алхимии в лекциях для студентов Института Юнга в Цюрихе в 1959 г. Эти лекции были записаны участником семинаров Уно Томасом и изданы в 1980 под названием: «Алхимия: введение в ее символизм и психологию». Книга замышлялась как введение к более сложным работам Юнга и являлась «практическим отчетом о том, что алхимик на самом деле ищет – эмоционального баланса и целостности» (фон Франц 1980). В тексте есть материал о греческой и арабской алхимии, а также более поздней европейской и Aurora Consurgens. Прочитав курс лекций и издав книгу, фон Франц стремилась помочь студентам в изучении идей Юнга. Она понимала, насколько неясными и трудными для понимания были его алхимические тексты и насколько непросто было продолжать работу в этой области. даже его близким коллегам. Тем не менее она верила в важность этой работы. Она прочитала лекции в январе и феврале 1969, а книга «Алхимическое активное воображение» была подготовлена в 1979. Кроме описания истории алхимии, она особо пишет об алхимике и враче шестнадцатого века Джеральде Дорне. Она показала сходство его работы и юнговской практики активного воображения, обе процедуры стимулировали диалог с бессознательным.

Последним прямым обращением к алхимии у фон Франц является историческое введение и психологический комментарий к арабскому алхимическому тексту Hall ar-Rumuz или «Прояснение Загадок», переведенному также как «Объяснение символов» (1999). Автор Мухаммед ибн Умаль (Синьор) жил в десятом веке. Есть два непрофессиональных перевода этого текста, и фон Франц на них опиралась. Чтобы избежать преждевременного обсуждения, Тодор Абт распечатал их частным образом с условием, что они не будут цитироваться, пока не завершится правка и вся работа над текстом. У Абта есть ценная коллекция арабских манускриптов, некоторые скоро будут опубликованы. Самый важный их них называется «Арабское алхимическое собрание: книга объяснений символов Hall ar-Rumuz» и приписывается Мухаммеду ибн Умалю. Этот первый том был редактирован в 2003 г. Уильфредом Маделунгом. Эти тексты представляют упущенное звено в мистической алхимии, связывающее гностическо-герметическую греческую алхимию с латинской алхимией Европы.

В своей работе фон Франц действовала как соратник, переводчик и креативный продолжатель юнговских алхимических опусов. Она внесла вклад в историю алхимии, диалог алхимии и христианства, важность символического и психологического подходов. Она также развивала понимание алхимической проблемы полярностей и Unus Mundus, единого поля, из которого действуют полярности. Эти темы разрабатывались в ее книге «Психика и материя» (1992).В ней она соединила размышления о числах, времени, синхроничности, а также тему отношений между глубинной психологией, современной физикой и квантовой теорией. Она также интересовалась юнговским взглядом на христианство и пониманием важности алхимии как религиозного вклада в христианский миф. В своем интервью (Вагнер 1977) о важности юнговской и ее собственной работ по алхимии, она сказала:

Цивилизация нуждается в мифе для выживания… Я думаю, что христианский миф, в котором мы живем, деградировал и стал неэффективным. Алхимия же является совершенным мифом. Если у западной цивилизации и есть шансы выживания, то через алхимию, в которой - дополнение и продолжение христианского мифа… Дефект христианского мифа в том, что он не включает фемининное. (В католичестве есть Дева Мария, но это слишком «очищенное» фемининное, не включающее темную сторону). Христианство относится к материи как мертвой и не справляется с проблемой противоположностей – с существованием зла. Алхимия же дает решение проблем материи, противоположностей и фемининного. (фон Франц, цит. По Вагнеру 1998-1999: 15-16)

Если фон Франц можно считать самым выдающимся последователем Юнга в Европе, то мало кто сомневается, что в Америке таким человеком был Эдвард Эдингер. На протяжении более сорока лет в «лекциях, книгах, записях на видео он мастерски демонстрировал сущность юнговской работы, раскрывая его идеи про коллективную и индивидуальную психологию» (Шарп 1999: 18). Хотя Эдингер писал на самые разные темы, включая Моби Дика, Фауста, греческую философию, Библию, Апокалипсис и образ Бога, как и фон Франц, он питал особое пристрастие к алхимии. В первом выпуске «Квадранта» (весной 1968) Нью-Йоркский Институт объявлял о финальной серии лекций Эдингера «Психотерапия и алхимия», а следующий выпуск содержал выдержки из его лекции «Алхимия как психологический процесс» («Квадрант» 2: 18-22). Эти лекции в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в конце 1970-х и начале 1980-х публиковались сериями в «Квадранте» и позже вошли в книгу «Анатомия психики: алхимический символизм и психотерапия» (1985). В этих лекциях и книге Эдингер сфокусировался на семи отобранных образах, иллюстрирующих типичные стадии алхимического процесса: кальцинация, растворение, коагуляция, сублимация, мортификация, сепарация и конъюнкция. Эдингер пытался привнести порядок в хаос алхимии. Каждая из этих операций оказывается в центре разработанной им символической системы. Эти центральные символы трансформации дают «базовые категории для понимания жизни и психики и иллюстрируют почти полный спектр переживаний процесса индивидуации. (Эдингер 1985: 15)

В своей работе Эдингер видел юнговское открытие реальности психики в качестве подхода к пониманию алхимии и других псевдонаук вроде астрологии. Для Эдингера эти философские системы являются выражением феноменологии, отражающей паттерны и закономерности объективной психики. Они являются архетипическими образами трансформации. Как и Юнг, Эдингер считал, что они представляют психические факты, а не «теоретические конструкции или философские спекуляции» (Эдингер 1985, предисловие).

Эдингер также разрабатывал практические проблемы психотерапии. Его целью было познакомить с архетипическими образами и вынести достаточно понимания из личного анализа, чтобы открыть для себя «анатомию психики, настолько же объективную, как и анатомия тела» (Эдингер 1985, предисловие). Он утверждал, что психологические теории часто слишком узкие и неадекватные и что если анализ достаточно глубокий, то все приходит в движение, и происходит мистический и глубинный процесс. Для терапевта и пациента опасно потерять эту нить. По Эдингеру:

Алхимия так значима для психотерапии, потому что ее образы конкретизируют опыт трансформации, через который проходит человек в психотерапии. Алхимия дает анатомию индивидуации. Ее образы более всего значимы для тех, кто испытал личный опыт бессознательного. (Эдингер 1985: 2).

Для него, как и для Юнга, алхимическая работа может быть приравнена индивидуации, но алхимические открытия превосходят личный процесс по богатству и глубине. Алхимия является сакральной работой, требующей религиозного отношения; и подобно фон Франц, Эдингер видел в юнговской алхимии развитие христианского мифа.

Изучение Эдингером юнговской алхимии продолжилось в ряде тщательно разработанных текстов. Если «Анатомия психики» (1985) является обзорной книгой о символизме индивидуации, то другие размышления Эдингера фокусировались на отдельных работах Юнга, чтобы помочь нам в их понимании. В 1994 он опубликовал «Таинство конъюнкции: алхимический образ индивидуации». В нем есть и введение в работу Юнга Mysterium Coniunctionis, и психологическое толкование гравюр из Розариума. Эти толкования вначале были представлены на лекциях в Институте Юнга Сан-Франциско 19-20 октября 1984 г. Эдингер несколько расходится с Юнгом, предлагая другие толкования картинок из Розариума. Он не спорит с Юнгом, но показывает, что у этих образов есть множество граней, значений и контекстов.

В 1995 он опубликовал «Лекции по Мистериуму», основанные на семинарах в юнгианском обществе Лос-Анджелеса в 1986-87 г. Он ведет читателя через самые трудные идеи Юнга. Он продолжает свою основную метафору анатомии психики, считая, что в этих образах описываются факты. Он выбирает основные образы «Таинства», амплифицирует и комментирует их. У него была способность браться за трудный символический материал и переводить его в ясные современные психологические утверждения, что делало возможным интеграцию этого материала в психологическое мировоззрение.

В 1996 Эдингер написал «Лекции по Айон Юнга: исследования Самости в работе Юнга». Он показывает, что читателю не стоит относиться к этому тексту с линейной логикой. Юнговский стиль мышления и письма лучше понимать как презентационный, как вид «кластерного мышления», подобного мышлению в сновидениях. «Айон» относится к образу Бога в христианстве и сложным юнговским размышлениям об архетипе Самости. Эти темы амплифицировались в ряде других его комментариях и книгах, не только про алхимию.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Что такое алхимия?
  • Герберт Стэнли Редгроув. Алхимия: древняя и современная
  • Философский камень; Philosopher's stone
  • Логос; Logos
  • Герберт Стэнли Редгроув. Пол в алхимической доктрине
  • Франц М.-Л. - Алхимия: Введение в символизм и психологию
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Зеленский В. Словарь аналитической психологии.
  • Ганс Нинцель. Алхимия
  • Конъюнкция; Coniunctio
  • Хиллман Джеймс - Архетипическая психология
  • Медитация; Meditation
  • Хиллман Джеймс - Исцеляющий вымысел
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Антропос; Anthropos
  • Гиерогамия; Hierogamos
  • Финальный; Final
  • Вина; Guilt; Schuld
  • Алхимия, вновь открытая и восстановленная
  • Энергия психическая
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Теменос; Temenos
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Алхимия; Alchemy; Alchemic
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Как работать с переносом в аналитической психологии Юнга. Винер Дж. Противоречивое отношение Юнга к переносу. В наследство современным аналитическим психологам
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Юнг Карл-Густав. О психологии восточных религий и философий
  • Лечение; Cure; Kur
  • Идея; Idea; Idee
  • Хиллман Джеймс - Внутренний поиск
  • Инстинкт смерти; Death instinct; Todestrieb
  • Эго; Ego; Ich
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Кембриджское руководство по аналитической психологии
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Миф; Myth; Mythos
  • Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики
  • Интеграция; Integration
  • Хиллман Дж. Опус психологии: сотворение души
  • Этиология невроза; Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose
  • Самость; Self; Selbst
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Развитие; Development; Psychogenese



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь