Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Программа социологического исследования
Разработка программы - это концептуальное решение программного вопроса. Без концептуального определения социологическая анкета теряет смысл, поскольку любое исследование в методическом плане есть ответ на программный вопрос. Другими словами, исследование подтверждает или не подтверждает (но не отрицает) концептуальную установку социолога, заложенную в программе исследования. Если анкетный опрос подтвердил концептуальное представление социолога, значит его концепция верна, и это будет единственным ответом на программный вопрос. Если опрос не подтвердил данную концепцию, то программу необходимо писать заново, а соответственно проводить новое исследование.
Точно так же мы поступаем и в повседневной жизни. Это единствен-ный принцип решения всех наших жизненно важных и не очень важных проблем. Так, если я хочу купить галстук, то я, прежде чем идти в магазин, вырабатываю концептуальное представление, какой галстук мне необходим. Без этого ни о какой покупке не может быть и речи. Вспомните, как вы мучаетесь при покупке подарка кому-либо. Это происходит потому, что у вас нет концепции, что же необходимо вашему дорогому человеку, чтобы он был доволен. И вы начинаете советоваться с кем угодно и с кем попало, от друзей до продавщицы, только для того, чтобы выработать эту концепцию. В конце концов покупаете подарок, правда не всегда удачно. Также нередко бывает и в социологических исследованиях.
Процесс перевода программного вопроса в анкетный, о чем пишет Э. Ноэль в известной работе, это есть по существу разработка общей концеп-ции программного вопроса, которая осуществляется посредством ряда част-ных концепций, принимающих форму конкретного вопроса. Но этот про-цесс имеет ряд особенностей нередко принципиального характера. Без определения механизма концептуального определения социологического исследования оказывается довольно сложным написать программу исследования. Многие попытки написания программы исследования оказываются неудачными потому, что социолог недостаточно четко знает и плохо представляет какие этапы и направления работы необходимо осуществить, чтобы программа имела действенный, рабочий характер.
Давайте попытаемся определить некоторые моменты процедуры раз-работки программы социологического исследования.
После того как мы определили программный вопрос, заключающий в себе противоречие между нашими старыми концептуальными представле-ниями и актуальной, постоянно меняющейся объективной реальностью, мы должны определить цель нашего исследования. Ответ на вопрос "Почему...", "Как..." и пр. может быть весьма различным, цель исследования определяет аспект, в котором будет рассматриваться программный вопрос. Более того, полный исчерпывающий ответ может находиться в различных областях социальной действительности, что предполагает и различные цели исследования. Так, например, мы сформулировали программный вопрос: "Является ли причиной миграции сельских тружеников в город снижение уровня жизни части населения?" Целью данного исследования будет проверка концепции. Но в равной степени в качестве цели исследования может выступать и любая другая причина миграции.
Сформулировать цель и задачи исследования означает понять, что мы хотим получить в конечном итоге. Но понять значит уже ответить на про-граммный вопрос, получить некоторое гипотетическое знание. Однако воз-никает логическое противоречие: для того чтобы ответить на программный вопрос необходимо иметь четко определенную цель исследования, но опре-деление цели уже есть постановка программного вопроса.
На самом деле никакого противоречия нет, поскольку определение цели исследования есть результат предпрограммной работы, позволяющей получить концептуально-гипотетическое знание. Так, для того чтобы ска-зать, что причиной покупки автомобиля является высокий доход или стрем-ление заработать кучу денег, я должен иметь предварительное знание, что это может быть причиной. Программный вопрос: "Почему...?" по сути дела есть предпрограммный вопрос, поскольку он не содержит концептуальной установки. Внести концептуальную установку должен социолог, переведя вопрос в концептуальный (об этом мы будем говорить подробнее в другом разделе книги). Формулируя вопросы, социолог определяет, что он должен узнать, т.е. что он должен проверить в ходе исследования. И когда мы пи-шем, что целью нашего исследования является знание, выступает ли высо-кий доход причиной возникновения потребности в покупке автомобиля, этим самым мы говорим, что, по нашему мнению, такая причина должна присутствовать, но мы это должны проверить в ходе социологического опроса.
Соответственно задачи социологического исследования - это частные выражения программного вопроса, объектом исследования выступают те или иные социальные группы, носители исследуемой концепции. А что же является предметом исследования?
Здесь необходимо остановиться на одном довольно существенном моменте. Задавая сельским респондентам вопрос "Почему Вы уезжаете в город?", мы тем самым снимаем информацию об отношении людей между собой по поводу переезда (миграции) в город. Процесс формирования своего личного мнения есть активная проработка какой-то идеи в своей референтной группе. Принятие данной группой этой идеи становится личным мнением каждого члена этой группы. Обращение, таким образом, к мнению индивида - это одновременно и обращение к общественному мнению данной референтной группы или более общей социальной группы. Понятно, что у тех, кто смотрит на переезд в город из села как на средство саморазвития, структура мотивов будет весьма сильно отличаться от тех групп, которые оценивают миграцию как средство повышения дохода. Соответственно различные профессиональные, социальные, демографические группы будут иметь свою структуру мотивов.
Поэтому предметом исследования выступают определенные системы отношений в конкретных группах населения, выступающие объектом исследования. Предметом исследования является определенный тип социальных отношений или, точнее, социальные отношения в определенной области социального бытия, отражающие строго определенные интересы людей. В целом предметом социологии выступают наиболее общие законы образования и функционирования типов социальных отношений вне их какой-либо предметной области.
Исследуя тип социальных отношений в какой-то конкретной области бытия, социолог тем самым определяет его как некоторое устойчивое обра-зование, оказывающее влияние на характер поведения человека. Задача со-циолога найти, определить с помощью специальной системы анализа обще-ственного мнения тот или иной тип социальных отношений. Вычертив по нему круг людей - носителей данного типа социальных отношений, можно достаточно определенно говорить о поведении всей этой группы и каждого ее члена, устойчиво прогнозировать их поведение в некотором будущем, конечно, с большей или меньшей степенью вероятности.
Но выработанное социологом концептуальное представление - в дан-ном случае структура мотивов переезда из села в город - есть только воз-можно истинное знание, истинное для исследователя, но гипотетическое для всех остальных и в первую очередь для респондентов. Поэтому, говоря о гипотезе исследования, выделяемой в социологической литературе в отдельную процедуру, необходимо сказать, что то концептуальное представление, которое заложено в программе, есть концептуально-гипотетическое знание, которое и нуждается в проверке в ходе социологического исследования.
Кстати говоря, на мой взгляд, неправильно разделять теоретическую и гипотетическую части программы. По сути это одно и то же. В свою оче-редь отдельные вопросы есть не что иное, как строго определенное концеп-туальное выражение развития объекта и так же представляют концептуаль-но-гипотетическое знание. Понятно, сколько вопросов, столько и теорий, гипотез, но уже частного порядка, со всеми характеристиками, присущими их природе.
Таким образом, в программе можно выделить следующие блоки и со-ответственно этапы работы.
1. Определение проблемы, противоречия, выработка программного вопроса.
2. Определение цели и задачи исследования, т.е. какой ответ необхо-димо получить в результате исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Определение понятийного содержания программного вопроса. Выработка концептуального представления.
5. Разработка частных концепций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Чему мы учим своих детей?
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Притча «О вопросах»
  • Притча «Три вопроса»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Музейный смотритель»
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Мамардашвили М. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
  • Притча «Корысть»
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Незовибатько Игорь. Уроки обольщения, или искусство очарования для женщин и мужчин. Практический курс.
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • К чему снится начальник
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • К чему снятся крысы?
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Редактор. Сценарий домашнего дня рождения для ребенка 3-5 лет.
  • Притча «Носитель»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь