Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125624

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ю. Е. Сосновикова
ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ1
1 Фрагменты статьи из журнала «Вопросы психологии». 1972. № 2. С. 141-144. Фрагменты из книги «Психические состояния человека, их классификация и диагностика». Горький, 1975. С. 53-58.
Психические состояния человека непременно следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Именно этот аспект позволяет глубже понять конкретную сторону каждого психического состояния, выделить целеобразующий эту структуру фактор, понять причину доминирования относительной напряженности одних и заторможенности других пси

хических проявлений в данном случае. Значимые для психического развития психические состояния человека органически связаны с его ведущей деятельностью.
Возрастной аспект изучения психических состояний, несомненно, раскроет глубже закономерность образования функциональных структур, особенности их механизмов в различные периоды возрастного развития.
Например, нервная система и ее деятельность в младшем школьном возрасте в целом характеризуется слабостью и утомляемостью, возбудимостью и неуравновешенностью. Эти свойства, суммируясь с индивидуальными типологическими особенностями, усиливаются у младшего школьника за счет этой сум-мации1. Естественно думать, что общая характеристика психических состояний у этого возраста будет связана с их быстрой сменой от одного к другому, повышенной возбужденностью, подвижностью и, вместе с тем, их непрочностью вследствие слабости и утомляемости. Однако психологическое их содержание будет связано, главным образом, с ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью2.
В полученных нами в результате проведенных экспериментов рисунках младших школьников дети изобразили целую гамму разнообразных психических состояний сверстников, в большей мере связанных с их учебой, чем с игровой деятельностью. Результаты учебы, их оценка учителем и отношение ребенка к ним порождают различные эмоциональные и интеллектуальные психические состояния. Но причинами хорошего настроения может быть и игра в хоккей, протекающая во дворе с товарищами, и игра в футбол на зеленой лужайке3.
1 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям. «Вопросы психологии», 1961, № 1.
2 Давыдов В. В. Психология младшего школьника. Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. Левитов Н. Д. Психические состояния учащихся на уроке. Сб.: «Вопросы психологии личности», Учпедгиз, 1961; Плеханов А. В. О психическом состоянии учащихся на уроке. «Советская педагогика», 1966, № 2.
3 Сосновикова Ю. Е. О различении психических состояний человека младшими школьниками. Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе», Горький, 1975.
Общение с другими людьми — с учителем, одноклассниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми — также

вызывает у младших школьников глубокие и сильные переживания, фиксирующиеся в виде психических состояний. На одном рисунке изображен мальчик с огорченным лицом (углы губ идут вниз, глаза опущены) в расслабленной сникшей позе. Подпись гласит: «Он подрался с товарищем». На другом рисунке изображена девочка, гуляющая вместе с подругой. У нее хорошее радостное настроение. Она улыбается и держит в руках цветы.
Общие черты массовидного психического настроения детей младшего школьного возраста связаны с воздействиями и информацией, получаемыми по каналам больших общественных коммуникаций — радио, кино, телевидению, печати. Изучение нами большого количества рисунков учащихся начальных классов на тему «Кем быть?» показало, что их переживания связаны с их ориентациями на деятельность наиболее активного в строительстве социалистического общества поколения, наиболее ярко выражающего в своем труде цели и задачи, стоящие сейчас перед обществом'.
Особенности подросткового возраста достаточно полно описаны в психологической, физиологической, педагогической литературе.
Учеба и практическое овладение формами общения, а также возрастная специфика психического развития вызывает у младших и старших подростков характерные для них психические переживания и состояния.
1 Сосновикова Ю. Е. О чем говорят рисунки младших школьников на тему ♦ Кем быть?». Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе». Горький, 1975.
Так, например, младшие подростки во второй половине дня более склонны к драчливости и нарушениям дисциплины. А у старших подростков можно наблюдать состояния мрачной подавленности, угрюмости, плохого настроения. Гамма отрицательных психических состояний в подростковом возрасте, по-видимому, достаточно широка, а структура их несколько хаотична и неустойчива. Однако в этом плане, наверное, могут быть значительные индивидуальные различия, связанные с главными целями ведущих деятельностей и успешностью их достижения. Хорошие показатели в учебе и в большей мере уже

сформированные формы общения сокращают минорную гамму переживаний подростка.
На основе анализа психологических исследований подросткового возраста, мы думаем, можно выделить группы психических состояний, свойственных этому возрасту.
В литературе о подростках, например, обсуждаются отрицательные состояния:
1.Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли не собраны. В этом состоянии подростки, особенно младшие, подчинены ситуации и совершают неблаговидные поступки под ее влиянием, не имея к этому специального намерения.
2. Состояние выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим. Оно не бывает специально направлено на определенный предмет, действие или человека, но распространяется почти на всех, кто включается в этот момент в «поле» жизни подростка. Состояние это затрудняет контакт с подростком, создает барьер, мешающий воспитательным воздействиям.
3. Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости-. Они вызывают конфликты со сверстниками и не располагают к положительному отношению подростка к воспитателю.
4. Аффективные вспышки — драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Ньянапоника-тхера. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ. О любви, сострадании, сорадовании и невозмутимости.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Телесныйи внетелесный; embodied and unenbodied
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Механизм формирования психологических проблем
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Кардаш С. Измененные состояния сознания
  • Елена Цимбалина. Использование проектного метода в экологическом воспитании дошкольников (презентация из опыта работы)
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Оллер-Валлехо Хорхе. К вопросу о функциональной модели эго состояний первого порядка
  • Аппарат психический
  • Бдительность; vigilance
  • Фандюшина Алёна. Изотерапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
  • Роут Ш. Диагноз психотерапевта и диагноз психиатра
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Рожковский Г.В. Стань гипнотизером!
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Интеграция; Integration
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Транс; trance
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическое пособие по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Уголок уединения»»
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Развитие; Development; Psychogenese



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь