|
Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125624
Автор: Куликов Л.В. (сост.)
Название: Психические состояния. Хрестоматия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ю. Е. Сосновикова
ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ1 1 Фрагменты статьи из журнала «Вопросы психологии». 1972. № 2. С. 141-144. Фрагменты из книги «Психические состояния человека, их классификация и диагностика». Горький, 1975. С. 53-58. Психические состояния человека непременно следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Именно этот аспект позволяет глубже понять конкретную сторону каждого психического состояния, выделить целеобразующий эту структуру фактор, понять причину доминирования относительной напряженности одних и заторможенности других пси хических проявлений в данном случае. Значимые для психического развития психические состояния человека органически связаны с его ведущей деятельностью. Возрастной аспект изучения психических состояний, несомненно, раскроет глубже закономерность образования функциональных структур, особенности их механизмов в различные периоды возрастного развития. Например, нервная система и ее деятельность в младшем школьном возрасте в целом характеризуется слабостью и утомляемостью, возбудимостью и неуравновешенностью. Эти свойства, суммируясь с индивидуальными типологическими особенностями, усиливаются у младшего школьника за счет этой сум-мации1. Естественно думать, что общая характеристика психических состояний у этого возраста будет связана с их быстрой сменой от одного к другому, повышенной возбужденностью, подвижностью и, вместе с тем, их непрочностью вследствие слабости и утомляемости. Однако психологическое их содержание будет связано, главным образом, с ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью2. В полученных нами в результате проведенных экспериментов рисунках младших школьников дети изобразили целую гамму разнообразных психических состояний сверстников, в большей мере связанных с их учебой, чем с игровой деятельностью. Результаты учебы, их оценка учителем и отношение ребенка к ним порождают различные эмоциональные и интеллектуальные психические состояния. Но причинами хорошего настроения может быть и игра в хоккей, протекающая во дворе с товарищами, и игра в футбол на зеленой лужайке3. 1 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям. «Вопросы психологии», 1961, № 1. 2 Давыдов В. В. Психология младшего школьника. Возрастная и педагогическая психология. Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974. Левитов Н. Д. Психические состояния учащихся на уроке. Сб.: «Вопросы психологии личности», Учпедгиз, 1961; Плеханов А. В. О психическом состоянии учащихся на уроке. «Советская педагогика», 1966, № 2. 3 Сосновикова Ю. Е. О различении психических состояний человека младшими школьниками. Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе», Горький, 1975. Общение с другими людьми — с учителем, одноклассниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми — также вызывает у младших школьников глубокие и сильные переживания, фиксирующиеся в виде психических состояний. На одном рисунке изображен мальчик с огорченным лицом (углы губ идут вниз, глаза опущены) в расслабленной сникшей позе. Подпись гласит: «Он подрался с товарищем». На другом рисунке изображена девочка, гуляющая вместе с подругой. У нее хорошее радостное настроение. Она улыбается и держит в руках цветы. Общие черты массовидного психического настроения детей младшего школьного возраста связаны с воздействиями и информацией, получаемыми по каналам больших общественных коммуникаций — радио, кино, телевидению, печати. Изучение нами большого количества рисунков учащихся начальных классов на тему «Кем быть?» показало, что их переживания связаны с их ориентациями на деятельность наиболее активного в строительстве социалистического общества поколения, наиболее ярко выражающего в своем труде цели и задачи, стоящие сейчас перед обществом'. Особенности подросткового возраста достаточно полно описаны в психологической, физиологической, педагогической литературе. Учеба и практическое овладение формами общения, а также возрастная специфика психического развития вызывает у младших и старших подростков характерные для них психические переживания и состояния. 1 Сосновикова Ю. Е. О чем говорят рисунки младших школьников на тему ♦ Кем быть?». Сб.: «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе». Горький, 1975. Так, например, младшие подростки во второй половине дня более склонны к драчливости и нарушениям дисциплины. А у старших подростков можно наблюдать состояния мрачной подавленности, угрюмости, плохого настроения. Гамма отрицательных психических состояний в подростковом возрасте, по-видимому, достаточно широка, а структура их несколько хаотична и неустойчива. Однако в этом плане, наверное, могут быть значительные индивидуальные различия, связанные с главными целями ведущих деятельностей и успешностью их достижения. Хорошие показатели в учебе и в большей мере уже сформированные формы общения сокращают минорную гамму переживаний подростка. На основе анализа психологических исследований подросткового возраста, мы думаем, можно выделить группы психических состояний, свойственных этому возрасту. В литературе о подростках, например, обсуждаются отрицательные состояния: 1.Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли не собраны. В этом состоянии подростки, особенно младшие, подчинены ситуации и совершают неблаговидные поступки под ее влиянием, не имея к этому специального намерения. 2. Состояние выраженного недовольства, вражды, негативного отношения к окружающим. Оно не бывает специально направлено на определенный предмет, действие или человека, но распространяется почти на всех, кто включается в этот момент в «поле» жизни подростка. Состояние это затрудняет контакт с подростком, создает барьер, мешающий воспитательным воздействиям. 3. Состояния, близкие к агрессивности, драчливости, гневливости, грубости-. Они вызывают конфликты со сверстниками и не располагают к положительному отношению подростка к воспитателю. 4. Аффективные вспышки — драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|