Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 178336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.


Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект дея-тельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологи-ческое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвя-зи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реаль-ного мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явления-ми реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама дея-тельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых су-ществ, является сознание (рис. 1.3). Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Та-ким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповто-римости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего обще-ственно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характери-стик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4). Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.



1.2. Науки о человеке и человечестве
Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная дея-тельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. Это не значит, что ранее человек не вызывал интереса у исследователей. Научное познание человека берет свое начало в натурфилософии, естествознании и медицине. Однако эти исследования носили узкопрофильный, недостаточно систематизированный, а самое главное, противоречивый характер, и человек чаще всего противопоставлялся в них живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека.
Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антрополо-гия. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология че-ловека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изме-нения физического развития человека иод влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение.
Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы.
Учение об антропогенезе — происхождении и развитии человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невоз-можно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия.

Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нерв-ной деятельности. Благодаря И. П. Павлову, проявившему большой интерес к некоторым ге-нетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов.
Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию че-ловека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н. Н. Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоо-психологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития.
Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антро-погенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуко-вых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных мо-ментов социогенеза, а происхождение речи — центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от живот-ных.
В связи с тем что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить общественные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры.
Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. На рис. 1.5 представлена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homo sapiens. Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антропогенеза- социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • София Петровна Сединина. Детский стресс
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Теория стресса Ганса Селье и реакция релаксации по Герберту Бенсону
  • Эврика приходит в полусне. Как состояние засыпания способствует креативным решениям
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Здоровье; health
  • Три вида психологической адаптации по К.К. Платонову
  • Состояние потока: мозговая схема командной работы
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Уилбер Кен. ТАК КТО ЖЕ ВЫ?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Ковалева Светлана Николаевна. Эмоционально-психологический климат группы (из опыта работы)
  • Транс; trance
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Интеграция; Integration
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Телесныйи внетелесный; embodied and unenbodied
  • Григорий Чаусовский. Фелинотерапия для самокоррекции психоэмоционального состояния человека
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика
  • Диссоциация; dissociation
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Ваганова Светлана Федоровна. Консультация для родителей «Нарушение сна у детей»
  • Образ; Image; Bild
  • Барабанова Ольга Николаевна Ярмаркина Ольга Анатольевна. Здоровый образ жизни в детском саду и дома
  • Потапович Юлия Владимировна. ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
  • Либидо; Libido
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • К чему снятся голуби
  • Беспомощности (состояние)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь