Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 91205

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

с мужчинами, отдавать и получать поддержку.
Отношения отца с сыном. Отцы должны научить сыновей в детстве и подростковом возрасте, как справляться со своими чувствами, особенно с гневом и горем. Социализация мужчин должна осуществляться другими мужчинами. Мать не располагает такими возможностями, поскольку сын должен пройти через тендерную идентификацию с отцом. Многие исследования показывают, что юноши, пользующиеся поддержкой мужчины — любящего отца или старшего брата — в детские годы и вплоть до зрелости, менее склонны к преступлениям и насилию. Подобная связь формирует
95
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
у них своего рода иммунитет против противоправных действий . Чтобы предотвратить насилие, каждый мальчик должен иметь отца, на которого можно положиться, используя опыт которого он мог бы научиться устанавливать глубокие эмоциональные связи, основанные на эмпатии. Отец дает модели взаимодеиствия и эмоциональных контактов с женщинами, другими мужчинами, поведения в отношении работы и всего, что случается в жизни. Несмотря на всю значимость связи сына с матерью, она отличается от любви к нему отца или другого мужчины.
Отношения отца и дочери. Контакт дочери с отцом жизненно необходим — он помогает ей приобрести здравое отношение к мужскому началу, к маскулинности и к контактам с мужчинами. В тот момент, когда отец впервые берет свою дочь на руки, между ними устанавливается связь, отражающаяся на личности каждого из них. Как первый значимый в ее жизни мужчина, отец играет исключительно важную роль в формировании ее представлений о себе. Определяющая роль отца сказывается и в дальнейшей жизни дочери: в том. как она будет воспринимать себя в качестве женщины, друга, возлюбленной, жены и коллеги. То. что она видит в себе «глазами отца», запечатлевается у нее в душе. Если дочь может рассчитывать на поддержку отца и чувствует его любовь, видит себя его глазами умной и привлекательной, она вырастает с верой в себя. Если отец держится холодно, отчужденно или настроен критически, у дочери могут возникнуть трудности при установлении контактов с мужчинами. Исследования показывают, что контакт дочери с отцом существенно влияет на ее способность справляться со своими эмоциями.
Отношения со значимыми фигурами детства играют важную роль в том. как мы выбираем себе партнеров или строим отношения в «кругу равных». Наши отношения во взрослом возрасте могут оказаться «в заложниках» того мысленного образа, который стоит в фокусе «Я» («что бы сейчас сделала мать», «что бы сейчас сделал отец»). Однако нельзя зависеть от того, что могло бы случиться (или не случиться) с нашими родителями. И в жизни встречаются яркие примеры того, как можно преодолеть негативный родительский опыт.
Независимо от обстоятельств прошлого и настоящего (вроде неполных семей), от рождения и до смерти можно найти поддержку повсюду. Обычно взрослые обращаются за помощью к тем. кого они считают «равными себе». Слава богу, что работу нервной системы можно «перепрограммировать» и разрушить нежелательные эмоциональные связи в любой момент жизни.
Как правило, самыми прочными являются привязанности к братьям и сестрам, супругам, возлюбленным, друзьям детства. Когда я спрашиваю руководителей, проходящих переподготовку, кто служит им опорой в жизни, подавляющее большинство называет своих супругов. Как правило, привязанность возникает по отношению к супругам и друзьям, а на работе —
96
/,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
к коллегам и руководству. Если же спросить их о неудачах, они вспоминают о разрыве отношений с близкими, например о разводе, отчужденности родителей или конфликте с друзьями.
Часто люди говорят, что они черпают душевные силы в общении с детьми. Однако жизненно необходимо, чтобы родители не видели в детях свою духовную опору, поскольку это мешает детям развиваться, выходить из-под опеки родителей и обретать свободу. Родители, видящие в детях опору, возлагают на ребенка груз чрезмерной ответственности. Единственным исключением может быть взрослый ребенок, оказывающий помощь престарелому родителю. Билл Джордж, писатель и бывший генеральный директор Medtronic, рассказывает, как он стал опорой отцу после смерти матери: «Когда в тот день я приехал домой, отец ждал меня у двери. Я никогда не забуду той нашей встречи. Посмотрев ему в глаза, я понял, что отныне должен стать отцом своему отцу. И так продолжалось все последние двадцать пять лет его жизни. Можно сказать, что я разом лишился обоих родителей. В свои двадцать пять лет я стал гораздо старше. Как говорится, "сын превратился в отца"»20.
Жизненные цели
в качестве психологической опоры
Чтобы обрести опору в жизни и достичь успеха, надо всей душой стремиться к цели. Она может относиться к спорту, работе, учебе и быть личной или профессиональной. Важно, чтобы цель была значимой. Поставив перед собой задачу, мы развиваем свои возможности, позволяющие достичь необходимого уровня мастерства. Повышая компетентность, человек неизбежно сталкивается с неудачами и разочарованиями. Успех предполагает способность их преодолевать. Учась преодолевать препятствия, мы настраиваем себя на действия. Тем самым формируется готовность предпринимать что-либо, и мы не становимся заложниками неудач. Трудные задачи всегда рискованны. Однако если нам есть на что опереться, мы чувствуем свою защищенность и обладаем энергией, необходимой для приобретения все нового и нового опыта. Фокусировка «Я» на поставленной цели придает позитивную окраску разочарованиям и в итоге учит держать удар.
Пятилетняя Мэри хочет научиться кататься на велосипеде. Отец соглашается ей помочь и подает команду: «Мэри, садись на велосипед, крути педали и не падой». Девочка садится и. конечно же. падает. Отец, не способный поддержать ребенка, говорит: «Я ничему не могу тебя научить», и отворачивается. Мэри подавлена. Ей стыдно, а ее самооценка падает до нуля.
97
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
Что может сделать отец чтобы его дочь научилась достигать намеченных целей? Он должен обеспечить ей поддержку, вселить в нее силы, внушить ей чувство покоя и защищенности. Когда она упала, он мог бы сказать: «Ну. ты на пути к великим свершениям». Он мог бы предложить: «Поставь ноги на педали. Когда ты их будешь крутить, я придержу велосипед. Я скажу. когда отпущу тебя». При очередном падении он мог бы подбодрить дочь: «Здорово. Я сам падал много раз. пока не научился. Уверен, что у тебя все получится».
При пятом и десятом падении отец должен был бы продолжать подбадривать Мэри: «Смотри, сколько ты уже проехала! Я знаю, ты сможешь!» Упав в пятнадцатый раз. Мэри все равно не сдастся, поскольку отец по-прежнему говорит ей: «Все нормально. У тебя получится».
Отец общается с дочерью в позитивном ключе Наконец у Мэри начинает получаться управлять велосипедом, и отец отходит в сторону, аплодирует и восторженно восклицает «Отлично. Мэри! Я знал, что ты справишься!»
Что чувствует при этом Мэри? Фантастика! «Я становлюсь настоящей гонщицей! Я готова к новым достижениям!» — думает она. Девочка усваивает. что с помощью надежного человека она способна двигаться к цели, а неудачи на этом пути неизбежны. Если подобных воспоминаний в ее жизни много. Мэри научится никогда не пасовать перед страхом поражения и будет стремиться к действительно серьезным целям, зная, что при этом придется справляться с неудачами. На ошибках люди учатся, и. если к ним относиться должным образом, они открывают дорогу к настоящим успехам. В свою очередь, успех порождает чувство уверенности в себе: мы понимаем. что можем действовать в любой ситуации и никогда не окажемся в заложниках.
Боязнь неудачи и боязнь успеха
Люди, боящиеся неудач, часто неспособны оценивать ситуацию и идти на риск. Путь к успеху им преграждает отсутствие чувства защищенности. Успешные люди тоже не раз переживают неудачи на пути к поставленной цели. Однако те. кто боится допустить ошибку, превращаются в заложников неудач.
Другие оказываются жертвами боязни успеха. Как это случается? О боязни успеха говорят, когда привязанность к цели и человеку столь сильна, что индивид уклоняется от новых достижений, опасаясь потерять хотя бы часть того, что имеет. Успех или достижение цели всегда предполагает расставание с чем-либо и неизбежное переживание утраты, то есть скорбь. Достижение цели всегда немного печально. Например, окончание школы означает расставание с учителями и друзьями, продвижение по
98
/,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
службе предполагает расставание с коллегами, переезд в другую страну означает разлуку с родиной, а отъезд из родительского дома — разлуку с семьей. Можно всю жизнь не разлучаться со всем тем. что дает нам ощущение безопасности. Есть люди, которые не покидают родительского дома, не стремятся к повышению, не желают переезжать в другой город или страну, опасаясь горестных переживаний, связанных с переменами в жизни.
Джон получил повышение, одноко вместо радости он почувствовал огорчение. Ему нравилась его должность и коллеги. Теперь он становился их начальником и «старшим», а ему не хотелось, чтобы они начали относиться к нему иначе. К со жалению. Джон не сумел проститься со своей прежней ролью. Вместо этого он стал совершать ошибки и ругать всех и все вокруг. Джон оказался заложником своей утраты. В чем заключалась его проблема? В глубине души он хотел делать та же. что и раньше, и сохранить прежнюю роль.
Но как только Джон сумел увидеть положительные стороны в своем продвижении. «отпустить» прежнюю должность и попрощаться со старыми обязанностями, все изменилось — и для него самого, и для его коллег. Те. кто под- держивол Джона, подбадривали его в новой роли начальника. Были и те. кто вел себя иначе, — что ж, Джон должен был примириться с этим. В результате он перестал быть заложником. В новой должности он добился заметных успехов и сумел «проститься» со старой ролью. Большинство людей из его окружения также смогли проститься со старым образом Джона и стали видеть в нем начальника.
Не умея проститься с достигнутой целью и найти новую, можно оказаться в заложниках и воспрепятствовать развитию своего потенциала.
В возрасте шестидесяти лет Генри узнал, что у него рак предстательной железы. Это было большим ударом для него и его жены. Когда я говорил с ним. он был глубоко опечален. В какай-то момент я спросил: «О чем вы мечтаете? Как хотите провести оставшуюся жизнь?» Его первым ответом было: «Пересечь Атлантический океан под парусом». Это была непростая задача, учитывая, что Генри проходил курс химиотерапии. Однако я настоял на том. чтобы он обсудил с врачом возможность подобного путешествия. Интересно, что доктор одобрил его решение, и Генри стол претворять свою мечту в жизнь. Он проработал все детали путешествия
99
НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ
и собрал небольшую команду, чтобы отправиться к Азорским островам.
Когда я вновь встретил Генри, он уже пересек Атлантику, и я увидел, как он энергичен и воодушевлен. Генри сказал мне: «Вы никогда не поверите в то. что произошло! Результаты моих анализов — кок у подростка, и врачи только разводят руками от удивления!» Я спросил его, как он сам объясняет то. что опухоль перешла в стадию ремиссии. Он ответил: «Я исполнил свою мечту. Я сделал та, чего мне всегда хотелось».
В следующие четыре гада, курсируя между Нидерландами и Соединенными Штатами. Генри буквальна расцвел. Потом он решил продать лодку, и это означало, что ее надо доставить обратно в Нидерланды. Он сказал, что это путешествие. в отличие от первого, будет совсем невеселым. Опубликовав рекламное объявление. Генри рассчитывал на то. что продажа судна займет год или два. и был потрясен тем. что лодку купили уже через две недели. В течение еще двух месяцев он занимался оформлением продажи, и как раз в это время его болезнь вновь дала о себе знать. Тогда он сказол: «Я знаю, почему это произошло. Я гарюю. Я утратил мечту. Лодко была моей психологической опорой. Под парусами я обретал силу, а сейчас знаю, что уже никогда не смогу этого повторить. У меня нет новой мечты. У меня нет цели, заставляющей двигаться вперед».
У Генри было на кого положиться: на жену, друзей и многих других людей. В то же время работа была для него просто обязанностью. К тому же долгие годы его терзали тягостные воспоминания о Второй мировой войне, и это делало его жизнь безрадостной. Парусные путешествия по Атлантике, несомненно, стали для Генри одним из лучших переживаний.
История Генри показывает, как велика сила мечты, как опасна ее утрата и как важно в течение жизни всегда стремиться к чему-то новому. Поэтому перед Генри сейчас стоит задача обрести новую мечту.
Психологическая опора и высокая самооценка
tTo cHOBtfcdM ооцекки > гетш пищущеняе"! от сеч iггнелг/ грог&ти v пел-ш witt rzr собой представляем». Опыт взаимодействия с «надежным» взрослым в раннем возрасте можно выразить примерно так: «Я заслуживаю внимания, кому-то принадлежу, и меня любят независимо ни от чего». Приверженность целям формируется одновременно с привязанностью к людям, а позитивное
100
/,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
отношение к целям складывается благодаря мотивированному и осмысленному поведению.
Чувство радости жизни осознается в форме желании и стремлений. В направлении желаемого объекта развивается активность: человек стремится получить ответ от внешней среды и в результате почувствовать удовлетворение и получить «награду». Стремясь стать выдающимся футболистом или замечательным менеджером, мы все время должны практиковаться в избранном деле и решать проблемы, возникающие при контакте с окружением. Профессионализм предполагает постоянные усилия в выбранном направлении и получение обратной связи. Таким образом, успеха можно добиться только тогда, когда цели являются личностно значимыми и мы испытываем к ним чувство «привязанности»
Именно на этом основана эмоциональная вовлеченность в работу и глубокая приверженность целям Самооценка позволяет человеку действовать и добиваться успеха, ощущая свою компетентность, несмотря на разочарования и неудачи Высокая самооценка формируется, когда мы находим опору в людях и устремлениях2'
Признаки высокой самооценки:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сомнения в привязанности и отделении C0±
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Сомнения в поисках и цеплянии C±0
  • Навязчивая амбивалентность в привязанности и инцестуозная связь C-±
  • Гадание по дате рождения
  • Побороть страх и неуверенность
  • Доверительная связь C-+
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Почему люди хронически лгут
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Маркс К., Энгельс Ф. ФЕЙЕРБАХ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Притча-в-действии»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Притча «Али, сын отца искателя»
  • Притча «Таинственность»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • 10 признаков умных людей
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Навязчивый поиск с привязанностью C±+
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Чему мы учим своих детей?
  • Притча «Оса и пчела»
  • Кэрол Дуэк. Что доказывает успех?
  • Притча «Воин света»
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Чеглова И.А., Чеглов В.П. Ментальные вирусы или горе для ума
  • Клёмина Татьяна Сергеевна. Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь