Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 264775

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отношение к труду. Участвует ли учащийся в домашнем труде, в определенных видах общественного труда, имеет ли трудовые обязанности, как относится к ним и как выполняет? Прилежание, аккуратность, добросовестность или небрежность в труде.
Взаимоотношения учащегося и классного коллектива. Место и роль школьника в классе. Отношение учащегося к жизни класса (дорожит ли его честью), отношение к успехам и неудачам коллектива, спаянность с коллективом или оторванность от него. Участие в общей жизни коллектива, участие в различных видах общественной работы. Отношение коллектива к учащемуся: авторитетен ли он для товарищей, влияет ли на коллектив и как именно? Имеет ли близких друзей и на какой основе сдружился с ними; проявляет ли к товарищам внимание, оказывает ли помощь и какую именно?
Оценка собственной личности. Переоценивает или недооценивает себя, отличается скромностью или самомнением, зазнайством? Отношение к своим успехам и неудачам. Как реагирует на поощрения и взыскания? Осознает ли свои недостатки и стремится ли бороться с ними?

Воля и характер учащегося

Активность и инициативность. Настойчив ли ученик? Как относится к встречающимся трудностям и как их преодолевает; самостоятельно ли выполняет домашние задания, часто ли обращается за помощью? Склонен ли к внушаемости, проявляет ли упрямство, на какой почве и в какой форме? Выдержка и самообладание. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоциональных переживаний. Проявляет ли учащийся эффективность и при каких обстоятельствах? Каково преобладающее настроение? Проявления темперамента.
Особенности познавательной деятельности
Особенности внимания школьника. Когда и в чем проявляется внимательность или невнимательность учащегося? Развитие произвольного внимания. В какой мере устойчиво внимание учащегося и чем оно отвлекается? Наблюдается ли рассеянность и чем она вызвана?
Особенности памяти. Осмысленность и прочность запоминания. Точность воспроизведения. Приемы заучивания.
Особенности мышления и речи. Как учащийся понимает материал, излагаемый на уроке? Проявляет ли самостоятельность в суждениях и выводах? Умеет ли анализировать и обобщать материал? Умеет ли правильно выражать мысли в устной и письменной форме?
Какие способности проявляются у школьника?
Предложенная схема не должна рассматриваться как шаблон, ограничивающий инициативу учащихся педагогических училищ. На основе указанной схемы применительно к условиям и особенностям школы и класса учащийся педучилища с помощью преподавателя психологии может составлять своего рода памятку — краткую рабочую программу, которая будет положена в основу работы по изучению личности ребенка. Программа не должна рассматриваться и как анкета: невозможно, да и не нужно стремиться к одинаково детальному освещению всех ее пунктов. По одним вопросам ведущий наблюдение будет располагать более основательным материалом, по другим — более скромными данными.
Не следует ограничиваться только мысленной фиксацией фактов и событий, характеризующих учеников, хотя такая мысленная фиксация и накопление в памяти результатов наблюдения имеют важное значение. Необходимо закреплять полученные материалы письменно, для чего полезно вести дневник, где на каждого ученика должно быть отведено несколько страниц. Записи производят по мере выявления и накопления соответствующих впечатлений, мыслей, фактов. Не следует стремиться к подробным записям — вполне приемлемы краткие и лаконичные заметки. Не рекомендуется откладывать запись на длительный срок (многие факты можно при этом забыть), но не всегда следует и немедленно фиксировать материал (первое впечатление нередко бывает ошибочным). Чтобы избежать нагромождения мелочей, следует отбирать материал, обращая внимание лишь на факты, характеризующие наиболее важное, типическое в ЛИЧНОСТИ учащегося, что указывает на тенденцию изменения, развития.


Психолого-педагогическая характеристика


Полученный в результате изучения школьника материал тщательно анализируют, систематизируют, осмысливают и обобщают. На его основе составляют психолого-педагогическую характеристику ученика. Она должна носить деловой, рабочий характер. Цель ее — раскрыть важнейшие стороны личности учащегося, показать общее направление развития его черт, качеств и проявлений. Характеристика обычно фиксирует индивидуальное своеобразие ученика и призвана служить основой планирования учебно-воспитательного процесса. Она должна быть хорошо аргументированной, указывать на динамику развития учащегося. Характеристика должна содержать указания на то, какие черты или проявления личности надлежит развивать, какие сглаживать, какие искоренять. Характеристику рекомендуется заключить краткими выводами, где на основе анализа индивидуальных особенностей ребенка следует указать направление дальнейшей воспитательной работы, наметить конкретные методы и приемы воспитательного воздействия.
Формы характеристик, их структуры могут быть различными. Например, рационально сначала кратко описать историю развития школьника, показав, чем определяются те или иные черты его личности, причины формирования тех или иных его особенностей. Характеристика может быть относительно краткой, но в то же время яркой и выразительной, обрисовывающей личность школьника по нескольким стержневым, доминирующим чертам.
Если составление психолого-педагогической характеристики дано в качество практического задания, то вполне возможно (после согласования с преподавателем) в качестве отчета о проделанной работе представить вместо развернутой характеристики материалы дневниковых записей наблюдений и краткую характеристику как своего рода вывод.
Соответствующие программы и характеристики составляют и в тех случаях, когда практические задания предусматривают изучение не всей личности в целом, а отдельных ее проявлений и свойств, например темпераментов младших школьников.
Как уже указывалось, учитель имеет дело с коллективом школьников. Влияя на отдельных учащихся, учитель опирается на коллектив. Поэтому, для того чтобы успешно осуществлять учебно-воспитательную работу, учитель должен хорошо знать особенности ученического коллектива в целом. Будущий учитель должен также упражняться в проведении наблюдений за коллективом школьников. Можно предложить следующую программу изучения и характеристики класса.

Программа изучения ученического коллектива (III класс)

Общие сведения о классе. Количество учащихся (с указанием пола, национальности и возраста). Когда и при каких обстоятельствах сложился классный коллектив. Общие сведения об успеваемости, посещаемости, дисциплине.
Структура классного коллектива. Степень организованности коллектива. Спаян и сплочен класс или разрознен. Товарищеские взаимоотношения в классе. Имеются ли в классе группы? Их направленность. На какой основе они сложились? Наличие отдельных учащихся, особо влияющих на коллектив (в положительном и отрицательном смысле).
Направленность классного коллектива. Чем живет класс, есть ли общая цель, общее дело, общие устремления, общие коллективные интересы (кружки, игры, экскурсии) и как они влияют на учение? Общественное мнение в классе, его идейный уровень, сила, действенность. Воздействие коллектива на отдельных учащихся. Взаимоотношения с другими классами.
Учебная и трудовая работа классного коллектива. Отношение к учению и отдельным учебным предметам. В чем это проявляется? Отношение к труду. Взаимопомощь в учебной работе и труде.


ЛИТЕРАТУРА
(по выбору и рекомендации преподавателя)



Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.— Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20.
Ленин В. И, Материализм и эмпириокритицизм (главы I — III).— Поли, собр. соч., т. 18.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1979.
Выготский Л, С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Гоноболин Ф. И. Книга об учителе. М., Просвещение, 1965.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972.
Жунков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., Просвещение, 1964.
Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1970.
Крутецкнй В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
Кузин В. С. Психология. М., Высшая школа, 1974.
Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Изд-во ЛГУ, 1961.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1972.
Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1977.
Общая психология /Под -ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1977.
Петровский А. В. Беседы о психологии. М., Педагогика, 1978.
Петровский А. В. Способности и труд. М., Знание, 1966.
Платонов К. К. Занимательная психология. 2-е изд., доп. М., Молодая гвардия, 1964.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение, 1966.
Страхов И. В. Психология педагогического такта. Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1966
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АЛН РСФСР. 1961.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи и готовность к школе
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
  • Магданова Татьяна Юрьевна. Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания.
  • Тумашева Мария Петровна. «Формирование экономической основы гражданской идентичности через проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Руденко Анастасия Валерьевна. Особенности памяти у детей с ЗПР
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Франкл В. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ О ЛИЧНОСТИ
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Лёвочкина Алла Алексеевна. Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Казначеева Нина Ивановна. Памятка для родителей - Психологические особенности детей раннего возраста
  • Карягина Людмила Александровна. Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Старочкина Татьяна Павловна. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь