Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44518

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

изготовить фотокопию рисунка и попытаться оставить оригинал в папке.
Во время занятий консультант сидит рядом с ребенком. На начальной стадии консультант мало говорит, если ребенок не выступает инициатором беседы. Дети с интровертной установкой имеют склонность молча работать над рисунками, и к этой склонности следует относиться с достаточным вниманием. Во время рисования дети с экстравертной установкой нередко стремятся передать динамику рисунка с помощью звуков. Такие дети любят поговорить. Реагировать на них необходимо в минимальном объеме, сосредоточивая внимание на рисунке. Консультант не выступает инициатором беседы и не ведет никаких записей. Он просто наблюдает за ребенком, за тем, как он относится к рисованию, отмечая размещение фигур, типы образов и символов, а также темы, возникающие на рисунках ребенка.
Консультант должен чутко реагировать на «тонкое тело» (Schwartz-Salant, 1986), на незримое, чувственно окрашенное пространство, которое формируется между ним и ребенком. В процессе рисования в бессознательной психике ребенка зарождается некая динамика, старые чувства находят выражение, появляются новые чувства и формируется взаимосвязь между переносом и контрпереносом. Поэтому консультанту необходимо учитывать едва уловимые изменения как в чувствах ребенка, так и в своих чувствах. Это помогает консультанту понять психологические проблемы ребенка и спокойно построить гипотезы. Немногословное понимание и одобрение помогают ребенку в дальнейшем продвижении. Иногда ребенок не в состоянии отойти от определенной темы, многократно повторяя ее в своих рисунках без заметного продвижения. В таких случаях консультанту приходится играть более активную роль в вербализации конфликта, как, например, в случае Билли, описание которого приводится в следующем разделе.
Поведение консультанта во время занятий
Все вербальные и невербальные формы поведения консультанта имеют чрезвычайно важное значение для успешного применения метода. Существенное значение имеет и вера консультанта в то, что данный метод поможет ребенку и его реализация имеет ряд несомненных психологических достоинств. Консультант создает атмосферу, которая отражает бесспорно

позитивное отношение, помогает установить доверие и позволяет ребенку рисовать и беседовать. Консультант должен проявлять гибкость, поскольку дети существенно отличаются друг от друга по манере взаимодействия с окружающими. Вначале консультант должен отслеживать направление деятельности ребенка. Если во время рисования ребенок разговаривает, консультант реагирует с помощью отображения чувств и ответов на вопросы. Если ребенок, занятый рисованием, ведет себя очень спокойно, тогда и консультант хранит молчание, ограничиваясь наблюдением за ребенком, его чувствами и образами, которые появляются на рисунках.
В конце каждого занятия консультант спрашивает: «Этот рисунок изображает какую-то историю? Ты можешь рассказать мне, что происходит на рисунке? У рисунка есть название?» Иногда целесообразно добиться амплификации с помощью следующих вопросов: «Какие события предшествуют этому рисунку? Что потом произойдет?» Кроме того, на заключительном этапе занятия уместно спросить ребенка о необычных наблюдениях, которые он сделал в процессе рисования. Например, можно задать такой вопрос: «Майк, я заметил, что ты затратил много времени на рисование дверной ручки. Ты можешь рассказать мне, о чем ты думал, когда рисовал и заштриховывал дверную ручку? Что делает дверная ручка (какое значение она имеет для тебя)? » Вопросы необходимо задавать в конце занятия, чтобы не прерывать поток творческой деятельности ребенка. Этот процесс заключает в себе нечто большее, чем простое занятие рисованием, поскольку дает ребенку возможность психологически преодолеть некоторые внутренние представления, проблемы и конфликты.
Особенности методики серийного рисования
Существуют три основных метода: недирективный, директивный и частично директивный. В данном контексте директивность относится лишь к тому, предлагает или не предлагает консультант ребенку конкретную тему или символ для рисования.
Недирективный метод. Некоторые дети приходят на занятия и, увидев бумагу и карандаш, приступают к рисованию прежде, чем консультант успеет заговорить. Эти дети легко реагируют на консультанта и терапевтическую атмосферу и, по-видимому, знают, что они хотят или должны рисовать. Они сразу приступают к психологической работе. На начальных

этапах консультант им нужен лишь как зритель. В работе с такими детьми необходимо применять недирективный подход, поскольку они уже включены в процесс собственного исцеления. Они интуитивно знают, как они должны поступить и что они должны рисовать.
Директивный метод. Некоторые дети выглядят сдержанными, замкнутыми, углубленными в себя. Они пребывают во власти стереотипных образов, испытывают противоречивые чувства и страдают от нерешительности. Предложение темы для рисования нередко помогает таким детям приступить к работе. Занятия с ними можно начинать с проведения серии тестов «Дом—Дерево—Человек» (Buck, 1948) и продолжать с помощью использования других направленных рисунков, пока дети не станут готовы самостоятельно рисовать, отвергать или замещать свои собственные образы, или пока консультант не почувствует неуместность дальнейшего руководства процессом рисования. Например, обращаясь к весьма раздраженному ребенку с просьбой нарисовать извержение вулкана, консультант осуществляет руководство не произвольно, а на основе психологической оценки основной эмоции, которую в настоящее время пытается преодолеть ребенок, или образа (символа), который имеет особое значение для ребенка в данный момент его жизни.
Частично директивный метод. Иногда определенный символ имеет особое значение для ребенка. Ребенок испытывает привязанность к этому образу и очень рано сообщает о нем консультанту. Такой образ нередко носит фрагментарный, ущербный характер и символизирует для ребенка целостность или здоровье. Этот символ олицетворяет основную силу, участвующую в развитии ребенка. Особый смысл для ребенка может иметь любой предмет: дом, гараж, цветок, дерево, червяк, нижний слой почвы, солнце, клетка, собака и т. д. При использовании частично директивного метода консультант обращается (каждые 4—6 недель) к ребенку с просьбой нарисовать этот, особый для него символ. В начале занятия консультант может сказать: «Саймон, я сегодня размышлял о клетке. Ты не мог бы нарисовать ее для меня? Что произошло с ней с тех пор, как ты последний раз нарисовал ее?» 4—6 недель составляют оптимальный период времени, в течение которого психика регистрирует изменение, а ребенок формирует новую установку или отношение к основной символической теме.

Примеры
Недирективный подход
Некоторые дети интуитивно знают, что им нужно рисовать и как лучше исцелить себя. Эти дети достигают существенного улучшения в течение 10—12 недель. Ретроспективный анализ пути их развития позволяет выявить три стадии: начальную, среднюю и завершающую. Каждая стадия характеризуется различными темами и образами. Для обеспечения оптимального развития ребенка консультант должен использовать на каждой стадии различные реакции и действия. Протокольные записи состояния двух мальчиков, Сэма и Билли, снабжены рисунками, которые поясняют эти стадии темы, а также модели реакций консультанта. Сэм (6 лет) и Билли (7 лет) происходят из семей, в которых родители находятся в разводе. Занятия в классах выявили в поведении мальчиков наличие серьезных проблем. За свою жизнь Сэм 14 раз менял место жительства. Мать Билли, покинув семью, полностью прервала с ним связь.
Начальная стадия (1—4 занятия). На этой стадии рисунки:
1. Изображают внутренний мир ребенка. Например, на рисунках Сэма показано столкновение тяжелых грузовиков с легковыми автомобилями, гибель людей, нарушение грузовиками транспортных развязок на автостраде и столкновение с домами (рис.2.5). На рисунках Билли изображен «Весь мир в огне»: повсюду происходит извержение вулканов, землетрясения раскалывают мир на части, разрушаются дома, в которых находятся люди, взрываются ракеты и бомбы. В обоих случаях бедствие и опустошение служат основными темами.
2. Отражают чувства безысходности. Темы первых трех рисунков нередко отражают пагубное воздействие психологической травмы на отношение ребенка к компетентности и мастерству. Чувство безысходности ясно обнаруживается в рисунке Билли, на котором он изображает себя погребенным в расселине горы во время землетрясения (рис.2.6). Героические фигуры, вероятно, стремятся спастись от гибели и совершить что-нибудь позитивное. Тем не менее на этой стадии негативные и деструктивные силы неизменно одерживают верх. На рисунке Билли герой выбрался из расселины, но погиб под ударом обломка скалы. На рисунке Сэма столкновения транспортных средств всегда происходят на автостраде.








исчезающего в большой выбоине посреди дороги». Билли сосредоточился на изображении чувства гнева. На его рисунке (рис.2.8) великан изрыгает изо рта потоки гнева и ярости. Однако на следующем рисунке (рис.2.9) он изобразил грусть и печаль: «Армия муравьев отнесла слезинку в безопасное место, чтобы она раскрылась, не причиняя вреда тем, кто находится в двух расположенных внизу домах».
2. Борьбу с амбивалентными чувствами. На дальнейших рисунках в равной мере были представлены позитивные и негативные силы: «На землю стремительно падает бревно, начиненное взрывчаткой, но сонм птиц подхватывает бревно, предотвращая таким образом столкновение» (рис.2.10). На другом рисунке Билли изобразил «злое дерево, выпустившее стрелу в Джека Простака, но снеговик закрыл голову Простака щитом, чтобы защитить его» (рис. 2.11).
3. Более глубокое отношение к помощнику. Теперь консультанта изображают на рисунках в виде позитивного, полезного образа. Сэм начал рисовать «человека, который летает в самолетах, нагруженных бревнами и необходимыми материалами для починки дорожных выбоин» (рис. 2.12). Билли нарисовал «дружелюбного великана, спасающего мальчика от потопа, который разразился после всемирного пожара» (рис. 2.13).
4. Раскрытие глубокой проблемы. При установлении терапевтических отношений ребенок начинает доверять консультанту и сообщает ему о некоторых из своих глубоких чувств и мыслей. На рисунке 2.14 Сэм написал: «Мне грустно» — и рассказал о своей грусти по поводу частых переездов, которые не нравились ему, потому что приводили к потере друзей и вызывали чувство страха перед новой школой. На одном из рисунков (рис. 2.15) Билли несколько раз написал слово «помогите», поскольку обнаружил, что герой рисунка «собирался покончить с собой год назад» (т. е. когда его покинула мать) и «теперь он иногда думает о самоубийстве». На этом этапе формирования терапевтических отношений для консультанта важно приступить к установлению непосредственной связи (т. е. интерпретации) между рисунками и жизнью ребенка. Например, в приведенной ситуации консультант мог бы высказать следующие соображения: «Наверное, тебе несладко пришлось, когда мама покинула дом, и поэтому тебе иногда хочется умереть, чтобы не страдать так сильно. Я рад, что ты рассказал мне о своих чувствах».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • How does the nature of our birth order
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • Ярмусевич Ирина Геннадьевна. «Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»
  • Technique counseling in a systems approach
  • Drawing "Man in the rain."
  • Art therapy training and self-reflection
  • Самохвалова Нина Александровна. Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Дубченкова Наталия Олеговна. Педагогические подходы к исследованию лидерских качеств детей дошкольного возраста
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Hughes Jake, Wood Katie, Tabor Carol. Navigate. Elementary. A2. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Нейромаркетинг: зачем IKEA сканирует мозг потенциальных покупателей
  • Ann Baker Tree or Three? An Elementary Pronunciation Course
  • Травина И.В. Круглякова Т.А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРИНЦИПОВ РАЗНОУРОВНЕВОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ
  • Проективная идентификация; Projective identification; Projektive Identifizierung
  • Копытин А.И. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Jonathan Marks English Pronunciation in Use. Elementary
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Hogan Kevin - The Science of Influence: How to Get Anyone to Say - Yes in 8 Minutes or Less!
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Бакулина Алена. Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Лошковых Марина Алексеевна. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ.
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • Hudson Jane Navigate. Pre-intermediate. B1. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Training: "Team unity"
  • Lacan Jacques. Seminar of January 14, 1975
  • Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Seminar of November 19, 1974
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Свобода выбора истощает психику
  • David Bohlke with Stephanie Parker, Ben Cevik with Steve Longworth, Claire Hart, Colleen Sheils, Karen Richardson Keynote Elementary. Student's book. Workbook. Teacher's Book.
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь