загрузка...

загрузка...
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
Диагностика детско-родительских отношений
Конкурс «А ну-ка девушки»
КОСКОМ 2
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Методика «Лесенка»
Методика Дом - Дерево - Человек
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Оценка отношений подростка с классом
Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
Пример психологического заключения ребенка
Пример характеристики ученика 11 класса.
Программа «Радуга»
Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
Психологический инструментарий по работе с подростками
Психологическое консультирование
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Собчик Л.Н.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
Тренинг «Сплочение коллектива»
Функции семьи
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
psyoffice.ru » Фрустрация

Фрустрация

Фрустрация
15. Официальное определение понятая фрустрация.
     Понятию фрустрация, в отличие от понятия стресс, на внимание исследователей повезло значительно меньше. Работ посвященных его анализу написаны единицы, неопределенность в понимании его сути похожа на море с небольшим островком, на котором. Робинзоном приютился. Розенцвейг со своим тестом. Фрустрацию (от лат frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство) определяют в официальной литературе как состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. То ли у автора этого определения все цели достижимы и он уже там, где от каждого по его возможностям, каждому по его потребностям», то ли он весь во фрустрациях «как в шелках». Он явно не ведает, что пишет, но, как отмечает Ф. Василюк [1], большинство исследователей считает необходимыми признаками фрустрирующей ситуации:
          а) наличие сильной мотивированности достичь цель,
          б) наличие преграды, препятствующей этому достижению.
     То есть, считают аналогично. Однако, не смотря на то, что это мнение большинства, с таким определением согласиться невозможно, ибо под него подпадают, помимо прочего, и все те, кто находятся в состоянии стресса. С другой стороны, этим определением описывает также и ситуация невротического конфликта, известная как «не может, но очень хочет»
     В английском языке слово frustration означает а) расстройство, срыв (планов), б) крушение (надежд), в) разочарование. В этом его суть. Анализ этого кризисного состояния проведем на ситуации, которая моделирует весь процесс от старта и до финиша этого состояния.
16. Ситуация, моделирующая процесс фрустрацногенеза.
     Вернемся в недавнее социалистическое прошлое. Выйдя в прекрасном настроении из своего НИИ, в котором сегодня вам выдали зарплату, вы увидели неподалеку очередь. Продавали очень красивую, очень вам нужную и очень дефицитную вещь. Денег у вас достаточно для того, чтобы ее купить. Очередь относительно небольшая Вы становитесь в конце. Очередь движется. Чем ближе вы подходите к прилавку, тем сильнее ощущаете себя обладателем заветной вещи. И вот вы уже перед продавцом с необходимой суммой денег в руке. Но продавец сообщает вам, что весь товар продан, что вам он не достался. В этот момент и возникает у вас то состояние, которое называют фрустрацией.
17. Возникновение фрустрации.
     Анализируя приведенную ситуацию, мы находим, что для возникновения состояния фрустрации не обходимы следующие условия:
          а) наличие у человека субъективно значимой положительной потребности,
          б) резкое падение субъективной оценки вероятности удовлетворения этой потребности, после возможного, но это не обязательно, подъема. Смотри рис 2.
 
 Изменение субъективной оценки вероятности удовлетворения потребности, завершающееся фрустрацией
 Рис 2 Изменение субъективной оценки вероятности удовлетворения потребности, завершающееся фрустрацией
     Следует обратить внимание на то, что вероятность удовлетворения потребности в данном примере менялась не объективно, а субъективно - в воображении человека. Объективно она сохранялась на изначально низком уровне, и была равна той вероятности, которая у человека была до встречи с очередью. На основании сказанного можно сделать вывод, что попадать в состояние фрустрации будут скорее те люди, которые склонны оценивать неопределенную ситуацию нереально, преувеличивающие свой шанс на успех. Подобной склонностью обладают эмоционально незрелые личности. Чаще это женщины, а не мужчины, дети, а не взрослые. Среди них могли бы оказаться и неисправимые оптимисты, но субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности у них не падает при любых поворотах, поэтому и фрустрация не возникает. А вот пессимисты оказаться среди них не могут по определению. Разве что начинающие. Ибо у них субъективная оценка вероятности настолько низкая, что падать ей уже некуда.
18. Течение фрустрации.
     Фрустрация начинается с резкого, бесконтрольного со стороны сознания эмоционального возбуждения, прямо пропорционального величине положительной потребности и величине (а также скорости) падения субъективной вероятности удовлетворения этой потребности
     Резкое падение вероятности удовлетворения значимой потребности создает для человека внезапно возникшую проблемную ситуацию. Эту ситуацию еще можно отнести и к аффектогенным ситуациям. Продуцируется огромное количество энергии на решение этой, объективно нерешаемой проблемной ситуации. Поскольку рационального выхода из этой ситуации нет и быть не может, эта, фактически бесцельная энергия, находится в крайне неустойчивом состоянии и быстро разряжается в какой-то случайной, иррациональной, энергетически насыщенной деятельности, напоминающей аффективную вспышку. Энергетическая разрядка служит псевдорешением этой проблемной ситуации. Здесь также возможны три (почти как у Розенцвейга) варианта.
     Вариант I. Неотсроченная агрессия, направленная на окружающих, количественно пропорциональная неустойчивому субъективному представлению фрустрированного человека об их вине в сложившейся ситуации.
     Например, в данном случае фрустрированный человек кидается на продавца, который якобы припрятал часть товара под прилавком, и вырывает ему на голове волосы, разрывает верхнюю одежду, а также наносит ему легкие телесные повреждения. Агрессия может быть направлена и на покупателя, якобы купившего товар без очереди, и на мебель, т.е. на прилавок, стулья, зеркало. Фрустрированные поражением своей футбольной команды, некоторые болельщики переворачивают автомобили, бьют витрины магазинов и т.д. и т.п.
     Вариант II. Аутоагрессия, т е агрессия направленная на себя, выражающаяся в моральном мазохизме, в самообвинениях и в самобичевании, вплоть до самодеструкции - нанесении себе увечий или самоубийства.
Примерный вариант для приведенного случая. Фрустрированный человек сосредотачивается на негативе, вспоминая о всех тех случаях, когда ему «не досталось», сравнивает себя с более удачливыми сотрудниками НИИ. «Все, все имеют. Мне же стоит стать в очередь, так товар сразу же кончается. Я неудачник, я конченный. И зачем только меня родили. Я так больше не могу. Это не жизнь. Кому она нужна.
     Вариант III. Если разрядка не происходит по первому, либо по второму варианту, она, затягиваясь, становится относительно отсроченной. Человек находится среди людей в состоянии «крайне взвинченного». Объект, на который, спустя некоторое время, все таки «выпадете разрядка этой безадресной энергии, образовавшейся благодаря фрустрации, часто оказывается случайным, не имеющим ни малейшей связи с ситуацией. В которой произошла фрустрация. Разрядив агрессию на случайном объекте, человек сам не понимает, зачем он это сделал. «Попался, мол, под горячую руку». Но, и на это следует обратить внимание, безадресная энергия фрустрации никогда не является источником эмоционального напряжения, так как никогда ее разрядка не блокируется.
19. Защита от фрустрации.
     Итак, фрустрация - это состояние эмоционального возбуждения, которое возникает у человека при неожиданном, резком крушении его надежды на реализацию значимой положительной потребности, либо при внезапной реализации значимой отрицательной потребности. Возникшая при этом безадресная энергия разряжается через иррациональную агрессию. Тем самым фрустрация может стать источником преступлений различной степени тяжести, вплоть до тяжкого. А поэтому фрустрация заслуживает негативной оценки и разработки мер по защите от возможности ее возникновения.
     После фрустрации бороться с ней поздно. Борьба с фрустрацией должна быть превентивной. Прежде всего, необходимо сделать человека неспособным оказываться в состоянии фрустрации. (сделать человека возможным преодолевать состояние фрустврации). В случае необходимости - провести тренинг следующих его возможностей.
          1. Умение обесценивать свои, даже значимые, потребности. Подобно тому, как это сделала Лиса в басне Эзопа «Лиса и виноград».
          2. Умение критически оценивать свои шансы на успех - не страдает ли он их переоценкой.
          3. Гибкости воли и принимаемых решений. Умение отказываться от намеченного при неблагоприятных обстоятельствах.
       4. С другой стороны, необходимо следить за тем, чтобы своими непоследовательными действиями не фрустрировать своих сотрудников. Показателен следующий пример.
     Рабочий три года подряд уходил в отпуск в зимний период. И вот, с КзоТом в руках, он убеждает мастера, что ему положен отпуск летом. Мастер соглашается. Вывешивается предварительный график отпусков. Рабочий удовлетворен - в этом графике он идет в отпуск в июле. С гордостью оповещает всех своих знакомых, покупает путевку на отдых в Крыму всей семьей. Тем более, что у жены его, учительницы, отпуск всегда летом. Однако, за месяц до ухода в отпуск, вывешивается окончательный график отпусков, составленный уже начальником цеха, у которого есть свои понятия, кому когда идти в отпуск. В этом графике отпуску рабочего в еще относительно теплом октябре. Рабочий пишет заявление на увольнение и ломает свой дорогостоящий станок. С мастером, который попытался его успокоить, завязывается драка, в результате которой мастер оказывается в больнице. Так психологически безграмотными действиями начальник цеха поставил под угрозу работу участка, лишил участок станка, мастера и высококвалифицированного рабочего.
     5. Еще очень важный момент. Необходимо чувствовать фрустрированность человека и быть достаточно дипломатичным, чтобы не оказаться тем случайным объектом, на котором он разрядит свою безадресную энергию фрустрации.
Содержание
1. Современные точки зрения на энергию
2. Понятие энергии в динамичной психологии.
3. Регуляция процессов производства и потребления энергии.
4. Страх и тревога.
5. Распределение произведённой энергии и энергетические траты.
6. Психология жировых отложений человека
7. Энергетика бессознательных побуждений.
8. Судьбоаналнтнческая концепция сновидений.
9. Различные взгляды на понятие стресс.
10. Условия возникновения состояния стресса
11. Три этапа в развитии стресса.
12. Психотерапия стресса.
13. Посттравматический стресс.
14. Психотерапевтическая поддержка посттравматической реабилитации.
 ФРУСТРАЦИЯ
15. Официальное определение понятая фрустрация.
16. Ситуация, моделирующая процесс фрустрацногенеза.
17. Возникновение фрустрации.
18. Течение фрустрации.
19. Защита от фрустрации.
20. Общепринятая точка зрения.
22. Аффектогенная ситуация
22. Физиологический аффект и особенности его разрядки.
23. Обстоятельства благоприятствующие физиологическому аффекту.
24. Пример совершения убийства в состоянии аффекта.



Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.






Locations of visitors to this page



Рейтинг@Mail.ru       Обратная связь