А. Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН

- Оглавление -



КРАТКО О ДРУГИХ ОККУЛЬТНЫХ ТЕЧЕНИЯХ

КАББАЛА

Каббала, что значит "устное предание," представляет собой еврейскую теософскую систему, возникшую на заре христианства, постепенно пополненную оккультными идеями пифагорейцев, гностиков и неоплатоников. Очевидно, каббала явилась своего рода реакцией на бездуховный ритуализм и формализм иудейства.

Ближайшей целью является раскрытие тайного учения, якобы сокрытое в Торе (первых пяти книгах Библии, написанных пророком Моисеем), и пополнение его мистическими идеями, передававшимися устно. Для раскрытия тайного учения в Торе каббала разработала сложную методику цифрового исчисления в сочетании с переставлением букв в библейском тексте.

Каббала изложена в книгах разных эпох, принадлежащих разным авторам. Главные из них: "Сефер Иецира" (Книге создания), написанная вероятно в 6-ом или 7-ом веке, и "Зогар" (Блеск), написанная Моисеем да-Леона около 1300 года. "Сефер Иецира" занимается исследованием природы божества, "бесконечным ничто," которое открывает себя через эманацию и в этом процессе творит миры. Процесс этот соответствует 10-ти основным цифрам (сефиротами) и 22-м буквам еврейского алфавита, которые в своей совокупности образуют 32 тайных "пути премудрости." Сефироты понимаются как "живые существа," или ангелы, описанные пророком Иезекиилем (Из. 10). Буквы алфавита соответствуют трем параллельным мирам человечества, планетарным сферам и временам года. Подробности этого оккультного учения, где цифры и буквы рассматриваются как мистические отображения сверхчувственной реальности, крайне запутаны и противоречивы. В религиозном плане в основе каббалы лежит обычное для оккультных учений пантеестическое понимание божества.

Прикладная каббала разрабатывает методы "белой" магии, предсказания будущего, вызывания душ умерших, изгнания бесов, хиромантии, ношения амулетов и достижения мистического озарения. Каббалисты древности считались специалистами в алхимии и астрологии. Каббала придает большое значение мистическому значению чисел и букв и магической силе библейских Божеских имен.

16-й век можно считать временем особенного увлечения каббалой, что оказало большое влияние на ряд западных оккультных учений, в том числе на масонское учение, теософию и антропософию. Среди мыслителей, увлекавшихся каббалой, можно указать на Пико де-ла-Мирандола, Рейхлин, Парацельс. На почве каббалы возникли мессианское движение Саббатая Цеви и секта франкистов, а также хасидизм.

ГНОСТИЦИЗМ

Гностические секты (от греческого слова "гносис" – знание) возникли на заре христианства и вплоть до 3-его века представляли большую помеху для Церкви. Учения этих сект являются попыткой "возвысить" христианство и дополнить его ценностями языческой культуры – восточными оккультными верованиями и греческой философией. В этой попытке все христианское извращается самой невероятной фантастикой.

Представителей гностицизма делят на восточных, или сирийских, и западных, или александрийских. К первым относятся – офиты, Сатурнил, Василид, Кердоп и Маркиан, ко вторым принадлежат – Карпократ и Валентин. В восточном гностицизме заметно влияние персидского дуализма, согласно которому существуют два начала: добрый Бог, создатель духовного мира, и злой бог, создатель материального мира.

В западном гностицизме явно проглядывает платонизм и неопифагорианство с многочисленными ступенями эманирующего божества. Во главе всего гностики ставят высочайшее существо, называемое различными именами, которыми хотелось выразить его абсолютность: особую возвышенность, всемогущество, несравнимость, неопределенность и самозаключенность. Но перед глазами гностика лежал неустроенный, хаотичный мир. Нужно было выяснить происхождение его. Этот мир, для гностиков казалось, никак нельзя признать созданием высшего Бога, ибо тогда в нем пришлось бы искать и источник мирового зла. Нет, субстратом для мира может служить только материя, которую восточные гностики представляли в виде самостоятельного, живого, злого существа, а западные воспринимали как эманацию или тень Абсолюта, имеющую лишь призрачное существование. Однако инертная материя не могла сама собой произвести этот мир, где есть несомненно частица высшего божества. Выяснить происхождение такого мира, состоящего из искр света, погруженных во мрак материи, была проблемой, которую старались выяснить все ветви гностицизма.

При решении ее пришлось выдумать сложную систему эонов – "существ," эманирующих (истекающих) из Абсолюта наподобие ступенчатых водопадов. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух ("магическое" число, позаимствованное из каббалы). Чем дальше находился данный эон по отношению к Абсолюту, тем слабее действовало в нем божественное начало и сильнее ощущалась помраченность матери. Первым эном, эманирующим из Абсолюта, был Демиург. Он-то и создал мир, состоящий из духовных начал, смешенный с материей. Материя же – этот самый низший эон, однозначно воспринималась как зло. Духовно настроенные люди, которые независимо от своей воли оказались в плену дольнего мира, тяготятся узами мрака и желают вознестись к высшей ступени бытия и соединиться с жизнью Абсолюта. Это слияние достигается познанием тайн бытия, т.е. гнозисом.

Воспринимая материю как зло, гностики не могли признать действительности воплощения Мессии. Пневматическому существу, каким был Христос, нельзя было стать в непосредственную близость к злой материи. Отсюда возник докетизм (от "докэо" – казаться) – учение о том, что Христос лишь казался человеком, а на самом делы был духом.

Хотя к концу третьего века гностические секты постепенно сошли на нет, однако их идеи оказали значительное влияние на ряд последующих оккультных учений – масонство, теософию, антропософию, а также на философские школы Якомба Беме, Шопенгаура, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и другие.

Итак, гностические учения вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные промежуточные существа, эоны. У одних это Демиург, у других – Логос или София, у третьих – "мировая душа," "женственное начало" или еще нечто в этом роде. Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации божества – т.е. всё тот же оккультный пантеизм.

Надо с прискорбием заметить, что соблазн перебросить мост между всесовершенным Творцом и дольней тварью несколько задел и русское богословие благодаря трудам философа Владимира Соловьева. Целый ряд русских религиозных мыслителей, как например: прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булкаков, проф. Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института – подхватили гностические идеи В. Соловьева и целые сочинения посвящали темам Софии, мировой души и "женственному началу в Боге."

О других оккультных учениях – антропософии, розенкрейцерстве, кришне, эканкаре, учении Рерихов агни-йога и т.д. мы поговорим в отдельном приложении к данной работе. Здесь же упомянем лишь, что при некотором внешнем различии все они построены на пантеестическом догмате безличностного божества.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 662
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 20. В скуке Вечности ЕМУ нас не
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ОТ АВТОРА Как-то я побывал в красивом
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 21. Что в репертуаре Тут я с
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 22. 150 Расточительство, 150 говорит расчетливый Я
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. Вспоминая о Цветке Пасмурно, но все
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 23. Свободу Духу Улыбчивая сука пустует, и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 24. На всякого мудреца довольно простоты Вспомнив,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 19. Безрадостная термодинамика Возникшие в детстве вопросы,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 18. Папа, где ты Я подумал, а
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 16. Мне ясно, где прячется черт Я
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ГЛАЗ АКУЛЫ 1. Я 150
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Если НИЧЕГО, то где же Выход
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Счастливец в страхе   150 Счастливец,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Неправильность мира 150 во мне самом
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Хочу заглянуть в глаза Доброму Хозяину
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Пишу себе письмо под пальмой В



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь