А. Милеант. СЕМИГЛАВЫЙ ДРАКОН

- Оглавление -


Часть 2
ГЛАВНЕЙШИЕ ВОСТОЧНЫЕ КУЛЬТЫ
ИНДУИЗМ

Индуизм возник за 1500 лет до Р. Хр., после вторжения арийских племен из центральной Азии в Индию. С тех пор он прошел многие стадии эволюции и дробления. Арийские завоеватели принесли с собой Ведизм – веру во всевозможных богов, количество которых постоянно увеличивалось. Арийцы верили в переселение душ и практиковали обряд очищения огнем и кремацию умерших. Поначалу языческие верования арийских завоевателей передавались устно, но за 1000 лет до Р. Хр. они стали письменно оформляться в сборник поэм и молитв, получившем наименование Вед, или Веданта ("мудрые изречения," или "знания"). Этот сборник наложил глубокую печать на религиозно-философское формирование последующего индуизма. Многие божества древнего индуизма, весьма сомнительного морального уровня, стали покровителями разных форм садизма и полового извращения. На почве учения о переселении душ возникла индусская кастовая система.

С шестого столетия до Р. Хр. начинается упанишадский период, когда индийское религиозное мировоззрение приняло более пессимистичный характер. В этот период развился индийский аскетизм и вырос авторитет гуру, как религиозного учителя. Стали формироваться основные принципы современного индуизма, а грубое языческое многобожие стало склоняться к принципу монизма , согласно которому всё – и Бог и мир, в сущности – одно и то же. Эта пантеистическая идея легла в основу индуизма и стала его краеугольным догматом. Земная жизнь стала рассматриваться как непрерывная цепь переселений души (сансара , метампсихоза ), и целью жизни стало стремление освободиться от карательного закона кармы. Полная свобода (moska/mukti) от циклов жизни осуществляется тогда, когда душа человека (atman) сливается и полностью растворяется со вселенской душой Брахмана. На этой идее базируется брахманская ветвь индуизма. Приблизительно в этот же период возник и Буддизм, как реакция против злоупотреблений касты брахманов.

Последняя стадия развития индуизма началась после возникновения христианства, когда литература Вед приняла значение священного писания. Религиозный философ Шанкара развил идею maya, – т. е. что все видимое нами – предметы и события – это иллюзия. Аскетизм стал еще более суровым, а сознание морального долга, dharma, стало на путь к освобождению от призрачности мира и к слиянию с "Единым." Бог-Брахма принял первенствующее место среди божеств, а "Господь" Кришна (десятое воплощение бога-Вишну) стал объектом всеобщего почитания.

Хотя на всем протяжении своего существования индуизм избегал прозелитизма, начиная с 1890 годов он начал пускать свои корни в США, когда Swami Vivekananda, ученик индийского реформатора Ramakrishna, создал в Нью-Йорке Общество Веданта. С тех пор возникло множество обществ индийского направления: Трансцендентальная медитация, Всемирное Общество Кришнского Самосознания, the Divine Light Mission, общество Eckankar. Множество современных сект, культов и "восточных" течений насыщены идеями индуизма: теософия, Christian Science, антропософия, масонство, Baha'I Faith, Church of Scientology... Одновременно с этими учениями появилось большое количество самопосвященных гуру, которые широко рекламируют свои методы самопознания и раскрытия внутреннего потенциала.

Учение. Ведийская литература представляет собой компиляцию самого разнородного религиозно-философского материала и народного эпоса. Первая часть Вед (Rig Veda) содержит гимны, формулы жертвоприношения, легенды, молитвы, насыщенные идеями языческого политеизма. Вторая часть Ведийской литературы Упанишады, или Веданта, которая появилась позже, содержит в себе религиозно-философское мировоззрение индуизма. Хотя древний индуизм включал неисчислимое количество всевозможных "божеств," со временем они стали пониматься как разные проявления единого принципа. Индийское изречение: "Брахман един и нет другого кроме него," – как будто звучит монотеистически. Но Брахман не трансцендентная Личность, а принцип, лежащий в основе бытия. Трое из множества древних языческих божеств приобрели в индуизме особое значение. Так, Брахман стал пониматься как бог-творец, Вишну – как бог-сохранитель, а Шива – как бог-разрушитель. Конечно, ничего общего с христианской Троицей здесь нет. Все они – отображения того же безличного первичного принципа бытия. Причем Вишну стали приписывать способность "воплощаться" и принимать человеческий облик.

Так как мир состоит из чистой энергии, то материальность предметов является лишь нашей иллюзией. Как сон существует в представлениях спящего, так и наш мир – это своего рода сон божества. Бог есть душа мира (Mahatman), а каждая "отдельная" душа (Atman) является его отображением.

В индуизме большое значение придается карме и переселению душ (о чем мы уже говорили). От индуизма это учение проникло в теософию, движение "Новый век" и в остальные "восточные" культы.

Индуизм не имеет единой системы спасения. Вместо него философия йоги (мистического озарения и слияния с мировой душой) предлагает разные пути, любой из которых человек может выбрать в зависимости от своих способностей и склонностей. Цель всех видов йоги – раскрыть свое "божество." Разные пути ведут к той же цели – одни более быстрые и легкие, другие более продолжительные. Непросвещенный вынужден перевоплощаться тысячи раз, пока он достигнет успокоения в нирване.

Существование рая и ада не отвергается, но они не воспринимаются конечными пунктами, а скорее, как переходные состояния в циклах реинкарнации.

Поскольку человек является частью мировой души и потому "богом," то грех считается иллюзией, а чувство моральной вины и ответственности перед Судьей – понятиями суеверной толпы. Vivekananda сказал: "Грех – это считать кого-нибудь грешником." Веря в это, последователь индуизма не чувствует ни малейшей нужды каяться и исправлять себя по богооткровенным заповедям. Целью жизни и многочисленных перевоплощений является нирвана – слияние с Брахмой и растворение в нем, т.е. уничтожение личного бытия и фактически вечная смерть. Это объявляется высшим блаженством.

В то время как каждая религия имеет свою иерархию и систему управления, в индуизме царит полнейшая анархия. Индуизм может выражаться в самых разнообразных ритуалах – от возвышенных и одухотворенных до самых пошлых и жестоких. В одних ветвях индуизма можно встретить полное отвращение к пролитию крови, в других – самые кровожадные жертвоприношения, от строжайшей аскезы до самого разгульного разврата. Не существует в нем ни единого морального кода, ни централизованного богослужения.

"Истина одна! Это люди выражают ее по-разному," – гласят священные писания индуизма. Данное изречение весьма метко выражает сущность индуизма – как самой изменяющейся и самой приспосабливающейся лже-религии человечества. Индуизм не отрицает никакой религии, потому что считает все единым. Впитывая в себя в течение своего долгого существования самые разные верования, индуизм насыщен противоречиями, что нисколько не смущает его приверженцев.

Но при всей аморфности и изменяемости индуизма нельзя сказать, что он совершенно чужд догматов. Сама его всеобъемлемость и толерантность вытекает из его краеугольного принципа, что все – одно. Из него вытекают и все особенности индуизма– разнообразие и противоречивость его религиозно-философских идей, а также отсутствие определенных моральных норм.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 729
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 52. Предохранительная слепота Я вспомнил колокольный звон,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 58. Роскоши Выбора тоже конец Если быть
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 59. Кукловод Вокруг меня 150 последний момент
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 60. Состав рецепта Пытаюсь вспомнить сны, когда
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 61. Нет, это только сон Снова, как
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: К ПЕНИЮ ПТИЦ 1. Оглядываюсь,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 45. Три Брата Бывает, я кажусь себе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Неверный К этому я пришел в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 57. Записываю всех в Свидетели После всего
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 56. Ожидают не нас Итак, странная совокупность
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 55. Сотворение Внутреннего Мира Мотивация 150 рабыня
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 54. Награда за хорошее поведение Я начинал
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Тревожащая тайна неизвестности Я понял, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 48. Молю Бога об альтернативе На дворе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 53. Не могу молчать Начиная свое исследование,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 49. Инвентаризация Как этой двойственности не быть,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь