НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия
Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772- 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем
творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти
Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты"
(1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801),
"Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др.
Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Беме. Н. воспел поэта
и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н.
выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в
бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна
объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и
любви, он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности
действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными
наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как
оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в
раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно
ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в
уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении
с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму
романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и
окружающей среды. Н. противопоставляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который
понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек
наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако воспринимая природу, он
познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то
находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково
воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая
новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства
неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому
внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает
границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями добром и
злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным
и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных
аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н.
уступает место христианству, которое, по мнению Н., способно духовно объединять людей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.