АБУЛЬХАНОВА

Ксения Александровна (р. 1932) — российский психолог, философ, специалист в области методологии психологии, психологии мышления, психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д-р философских наук (1974 ), профессор (1993), д. чл. РАО (1993). Закончив психологическое отделение философского фак-та МГУ (1956), работала в секторе философских проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с 1974 по наст. вр. -в ИП АН СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией методологии, теории и истории психологии, в наст. вр. — зав. лабораторией психологии личности. Будучи ученицей С.Л. Рубинштейна, в 1950-е гг. начала исследовательскую работу в области психологии мышления. В 1960—1970-е гг. разрабатывала проблемы методологии психологии. В монографии О субъекте психической деятельности (1973) и докт. дис. применила принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновала подход к индивиду как субъекту психической деятельности, исследовала детерминацию психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкретизируя понятие жизнедеятельности, А. исследовала проблему жизненного пути личности, изучая особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития (Диалектика человеческой жизни, М, 1997; Стратегия жизни, М, 1991). Опираясь на работы Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплова и др., А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии), на основе которой осуществлялось исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей, а именно к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Была также разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая ее трехкомпонентную структуру: осознание, переживание, практическая регуляция времени. В эмпирических исследованиях сопоставлялись абстрактно выделенные структуры организации времени с их реальным функционированием у испытуемых применительно к разным возрастным и профессиональным выборкам. При этом использовались типологические, биографические, социально-психологические(полевые) и кросс-культурные методы исследования. Результаты исследований позволили выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни развития структур организации времени жизни субъектов в зависимости от разнообразных условий. Еще одно направление научных исследований А. касается разработки концепции социального мышления российской личности и ее менталитета. В.А. Кольцова

Просмотров: 2112
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • биографические методы (в психологии)
  • Возникновение психологии как науки
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • микроструктурный подход в психологии
  • Научающее направление в психологии
  • Нозоцентрический подход в психологии
  • Нормоцентрический подход в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • Эволюционистское направление в психологии
  • Экологический подход в психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь