|
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»реформистская теория, согласно к-рой социализм в совр. эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократич.» течение на базе «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике социалистич., коммунистич. строительства, революц. борьбе рабочего класса стал «ветвью, оторвавшейся от социализма». Понятие «Д. с.» употреблялось уже в реформистской лит-ре кон. 19 в. Им обозначалось одно из направлений «государственного социализма», отдававшее предпочтение бурж.-демократия., респ. гос-ву по сравнению с монархическим и рассматривавшее бурж. демократию в качестве единственно мыслимого условия осуществления социализма. Совр. концепция «Д. с.» оформилась к 50м гг. 20 в. как противостоящая теории и практике социалистич. революции и реального социализма и была провозглашена офиц. доктриной Социалистич. интернационала (Франкфуртская декларация, 1951). «Д. с.» исходит из осн. идеи, что социализм реализуем лишь на базе, в пределах и средствами демократии, вызревающей в лоне капитализма. Любые иные формы борьбы, по утверждению теоретиков Д. с., деформируют социалистич. цель и делают ее недосягаемой. Бурж. демократия предстаёт не просто как «путь» к социализму, но и как его «начало», и проблема заключается в её усовершенствовании, ибо социализм толкуется как «завершённая демократия». В конце 70-х гг. ряд партий Социнтерна изымает из своих программ понятие «социалистич. общество», введя взамен него понятие «социальная демократия». Существо перехода к новому обществ. состоянию усматривается теперь уже не в мирной трансформации капиталистич. системы, а в движении от политич. демократии к социальной, во врастании демократии в капитализм, к-рый в той мере, в какой он облачён в демократию, истолковывается как строй равенства, свободы, справедливости и солидарности. По мысли теоретиков «Д. с.», такой строй складывается в процессе перманентной реформы, призванной обеспечивать «максимально возможное всеобщее благоденствие», «свободу личности», «наиболее справедливое распределение нац. дохода» и содействовать «социализации х-ва». В качестве адекватного базиса «Д. с.» постулируется гос. контроль (частичное и косвенное регулирование экономич. развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой», предполагающей наряду с гос.-капиталистич. предприятиями сохранения частнохоз. капитализма. Согласно доктрине «Д. с.», контроль бурж. гос-ва над экономикой представляет собой социалистич. меру при соответствующей «демократич. процедуре» этого контроля; выработка её ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько от «этич. обновления» общества, «социального партнёрства» и достижения «общего согласия» о проведении социальных улучшений. В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную - между «диктатурой», с к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их утверждения о неприятии капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-политич. постулатом «Д. с.»- приверженностью к бурж. демократии. По своему классовому содержанию «Д. с.» выступает как прокапиталистич. теория, противостоящая науч. социализму.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|