СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

- одна из распространенных в совр. буржуазной ак-сиологии этических концепций, сторонники к-рой рассматривают систему ценностей как создаваемый человеком особый символический мир. В основе С. т. ц. лежит представление о человеке как о «символическом животном», открывающем новую сферу реальности и преобразующем свое бытие в соответствии с символической структурой, поскольку он «живет в мире символов, а не вещей». Возникновение С. т. ц. связано с идеями нем. философа-неокантианца Э. Кассирера (1874-1945), автора философии символических форм, к-рый утверждал, что «этический мир» человека возникает по мере создания им символов, имеющих функциональную ценность. Идеи Кассирера и легли в основу С. т. Ц., с к-рой в 60-х гг. выстувил австр. биолог, один из создателей общей теории систем Л. фон Берталанфи. По его убеждению, ни одна из трех принятых на Западе аксиологических теорий (натуралистическая, гуманистическая, онтологическая) до конца не объясняет природу этических ценностей, поскольку не учитывает символической деятельности человека. Акцентируя внимание лишь на таких универсальных ценностях, как выживание и счастье человека, эти теории упускают из виду, что человек может обрекать себя на страдания, жертвовать собой во имя достижения высших идеалов, т. е. выбирать ценности, подчас противоречащие биологическому выживанию, Только новая С. т. ц., ключевыми категориями к-рой являются «символ» и «система», может дать, согласно Берталанфи. истинное представление о природе ценностей. Если традиционные западные этические концепции стремились обосновать правила и каноны для индивидуального поведения, то С. т. ц., рассматривая символическую структуру как основу человеческой культуры, исходит из того, что ценности создаются и свободно выбираются самим человеком, ориентирующимся на систему символов, присущих данному об-ву. По мнению Берталанфи, гл. этическая проблема заключается в том, чтобы распространить законы морали на социальные организации. В то же время он отличает моральные императивы, относящиеся к социальным системам, от нравственных ценностей индивидов. Т, обр., в противоположность натуралистическому пониманию (Натурализм), выводящему "ценности из законов природы и «естественного» состояния человека, С. т. ц. апеллирует к соцнальной организации людей с присущей ей системой нравственных норм и моральных предписаний, оставляя, однако, в стороне вопрос об историческом характере нравственности и социальной обусловленности жизнедеятельности людей. Отсюда игнорирование специфики бытия людей и ценностных ориентации личности в разных общественных системах, ничем не оправданная абсолютизация роли символической деятельности людей, являющейся лишь одной из возможных форм выражения творческого потенциала личности, развертывание к-рого зависит от социальных условий ее жизнедеятельности.

Просмотров: 2114
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • Ограничение жизнедеятельности человека
  • ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ (теория)
  • Проблема добра и зла, общечеловеческих ценностей в католической мысли и философия Г. Марселя
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Следствия субъективной теории ценностей
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теория культурных ценностей
  • ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ
  • ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ
  • Тест определения жизненных ценностей личности
  • Ценностей система
  • ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМА
  • Ценностей система
  • ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
  • ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ
  • ЦЕННОСТЕЙ, СИСТЕМА
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Эксплуатация человека человеком
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь