|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
БРАК— ритуал вступления мужчины и женщины в семейные отношения. Аллегория брака — синтез божественного и человеческого, неба и земли, души и тела, ян и инь. В Ветхом Завете иносказательно говорится о браке Бога с народом Израилевым, в Новом — о Церкви как Невесте Христовой. Католические монашенки осуществляли ритуал бракосочетания с Христом. Еще в период распространения культа Исиды в Древнем Риме совершали в храме обряд вступления в брак с Богом. Когда обнаружилось, что под видом последнего скрываются обычные люди, адепты Исиды были изгнаны из города. Через призму брака инь и ян китайский даосизм рассматривает все мироздание. Алхимический брак подразумевал соединение противоположных элементов, и не случайно название одного из самых известных алхимических трактатов — «Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера». Брак — это одно из семи христианских таинств. Супружеский союз устанавливается в образе духовного союза между Христом и Церковью. Испрашивается благодать на благословенное рождение и христианское воспитание детей. По российским дореволюционным законам совершать обряд венчания должен был священник того прихода, в котором числились жених и невеста. Светская регистрация брака пришла из протестантизма. Вступать в брак запрещалось монашествующим и посвященным в иерейский или диаконовский сан. В католицизме целибат распространялся как на черное, так и белое духовенство. В России браковенчание запрещалось от недели мясопустной (воскресенье перед Масленицей) до недели Фоминой (первое воскресенье после Пасхи), во время других постов, накануне воскресных дней, двунадесятых, храмовых и других местных приходских праздников, в преддверии 1 и 22 октября, 29 августа, 26 сентября, 9 мая, в дни коронации и восшествия на престол. Брак церковный является таинством, в течение которого сам Бог связывает мужчину и женщину, и узы их нерасторжимы. Поэтому долгое время развод представлял собой явление исключительное. В католицизме обряд браковенчания был установлен в XII в. и признан одним из христианских таинств на Тридентском Вселенском соборе 1545–1563. Российская форма таинства брака была окончательно определена на Стоглавом соборе 1551. Обкуривание ладаном при венчании толкуется как изгнание нечистой силы. Символика венков восходит к языческому культу плодородия. Кольца символизировали идею приковывания супругов друг к другу. Дурными знаками для брака считались следующие: если на кладбище оказалась вырыта могила, если невеста в день свадьбы не плачет, если свадебное шествие встретит траурную процессию, если брак заключается в мае (народная пословица гласила: «в мае жениться — детей хоронить», осуждали майские браки Овидий и Плутарх, поскольку невозможно было соединить траур и радость, черное и белое), если совпадают первые буквы фамилий новобрачных, если оказывался поврежден свадебный наряд (например, сломался каблук), терялось или ронялось обручальное кольцо, если перед молодоженами через дорогу прокатывался камень, если в брачную ночь не совершался половой акт. По языческим представлениям ряда народов вступать в брак следует непременно в новолуние. Полная луна дает полное счастье. По соответствующим приметам определялось, мальчик или девочка родится у молодоженов. Для этого, в частности, смотрели, на коне или на кобыле приедет за невестой жених. Другие наблюдения устанавливали, какой из супругов будет хозяином в доме: кто первым выйдет из церкви, вступит через порог, откусит больший кусок свадебного пирога. Блюда на свадебном столе отражали символику брака и эротических связей. Многие свадебные обряды связаны с требованием добрачной невинности невесты. Важное значение в символике свадьбы придается ритуалу перехода невесты из родительского дома в семью жениха. По сей день свадебная церемония остается одним из наиболее ритуализированных празднеств. Источ.: Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; Энциклопедия суеверий. М., 1997. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|