загрузка...

загрузка...
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
Диагностика детско-родительских отношений
Конкурс «А ну-ка девушки»
КОСКОМ 2
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Методика «Лесенка»
Методика Дом - Дерево - Человек
Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
Оценка отношений подростка с классом
Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
Пример психологического заключения ребенка
Пример характеристики ученика 11 класса.
Программа «Радуга»
Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
Психологический инструментарий по работе с подростками
Психологическое консультирование
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Собчик Л.Н.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
Тренинг «Сплочение коллектива»
Функции семьи
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Общесоциологическая теория

наиболее высокого уровня общности теория в структуре социологии, которая отражает основные, определяющие закономерности и тенденции становления, развития и функционирования социальных общностеи. Эта теория является фундаментальной по отношению как к прикладным социологическим исследованиям, так и к отраслевым областям социологического знания, а также к специальным социологическим теориям, фиксируя через посредство всех этих теорий социологические законы как бы в «чистом виде», на основе идеализации и абстрагирования. На основе О. т. разрабатывается понятийно-категориальный аппарат социологии, развивается система социологического знания и познания, конкретная методология, методика и техника социологических исследований, интегрируются все отрасли и направления социологического знания в единую целостную систему научную социологию. Она же является связующим звеном социологии с общеметодологическими науками (см. Исторический материализм) и другими формами частнонаучного обществознания, а также с практикой. Эмпирическим базисом О. т. являются данные прикладных, отраслевых и специальных социологических исследований. Если отраслевые, прикладные и другие социологические исследования отражают объекты своего анализа с учетом конкретных пространственных, временных, социально-культурных факторов и условий их существования, то задача О. т.представить их в качестве идеализированных объектов или абстрактных предметов и т. д., т. е. логически смоделировать их в «чистом» виде, «очистить» от случайного, показать общее и особенное, вскрыть существенные связи, отношения и закономерности изучаемых социологией объектов. Это позволяет исследователю двигаться не только от эмпирического объекта к знанию, к теории (что, как известно, является естественным историческим путем становления научного знания), но и идти от теории, от знания к объекту, т. е. как бы «априорно» предвидеть и предсказывать некоторые свойства и закономерности развития социальных объектов, не прибегая к их непосредственному эмпирическому обследованию, а лишь опираясь на знание (теорию) ранее изученных сходных объектов. Роль и значение О. т. в структуре социологии как науки можно условно сравнить с теоретической физикой или общей биологией в системе соответствующих наук (физика, биология), которые исследуют общие закономерности в своих предметных областях, связывают теорию с практикой, а также с другими смежными отраслями науки, в том числе и с философией как своей общеметодологпческой и мировоззренческой основой. Хотя предмет социологии определен и она институционализировалась как самостоятельная общественная наука, тем не менее следует отметить, что в советской социологической литературе еще не выработана общепринятая концепция предмета О. т., а значит, и сама эта теория. Некоторые авторы отождествляют О. т. с научным коммунизмом, называя его «формационной социологией», другие рассматривают исторический материализм в качестве О. т., пытаясь разграничить в нем социально-философскую теорию как составную часть философии марксизма и науку об обществе как О. т., образующую высший структурный уровень системы марксистсколенинской социологии. Подобный подход, на наш взгляд, неправомочен, т. к. имеются существенные различия между философской и частнонаучной формами знания. Становление научной социологии органично связано с диалектико-материалистической философией, методология и научные принципы которой покончили с абстрактными, внеисторичными, априорными идеалистическими теориями общества. Марксизм впервые поставил «социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, ...установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс» (Ленин В. И. // Поли. собр. соч. Т. 1. С. 139). Исторический материализм разрешил проблемную ситуацию, сложившуюся к XIX в., которая обусловила развитие двух основных направлений в современном познании общества и человека, базирующихся на принципах материализма и идеализма. Возникший в первой половине XIX в. кризис социального познания обнаружил несостоятельность как абстрактно-философских концепций общества и человека (философия, философия истории), так и описательного эмпиризма историографии и стал одной из причин возникновения буржуазной социологии и материалистического понимания истории. Исторический материализм с философских позиций ответил на возникшие проблемы что такое общество, как оно возникает, каковы механизмы его развития и критерии, раскрыл общие принципы и методы его познания. Эти же вопросы (причем в значительной мере в философском аспекте) безуспешно решала с идеалистических позиций возникшая буржуазная социология, начиная с О. Конта, чей «великий закон трех стадий» скорее был философским, а не социологическим «открытием». Поэтому и исторически, и логически материалистическое понимание истории на том этапе недифференцированного обществознания в определенной мере выполняло роль О. т. Исторический материализм как самая общая социально-философская теория с позиций материализма раскрывает сущность общества как целостной системы, развивающейся на основе исторических типов способов производства, что ведет к смене конкретно-исторических форм общества общественно-экономических формаций. Исторический материализм раскрыл взаимосвязь и взаимозависимость общественных отношений, содержательное богатство их типов и форм и показал, что совокупность этих отношений не только образует конкретно-историческую форму общества, но и определяет исторические типы людей личностей, субъектов общественных отношений. Социально-философская теория марксизма раскрыла закономерности общественного развития, показала взаимосвязь общества как целого с образующими его подсистемами (базис, надстройка, социальная структура, культура и т. д.), что позволило рассматривать любое социальное явление или процесс в контексте целого (общества), через совокупность определяющих его детерминант. В 20-е гг. XX в. исторический материализм рассматривали как О. т. марксизма. В конце 50-х начале 60-х гг., когда возродились ликвидированные сталинизмом социологические исследования в нашей стране, стала все четче определяться предметная область марксистско-ленинской социологии, в ходе дискуссий о ее предмете и структуре была признана иерархическая структура социологического знания, в которое (при наличии различных вариантов) включались исторический материализм как О. т., социологические теории среднего уровня (специальные социологические теории), конкретно-социологические исследования и т. п. Между историческим материализмом и социологией существует связь: без социально-философской теории общества научно обоснованные социологические исследования невозможны. Эта связь осуществляется в мировоззренческом, гносеологическом, логическом и методологическом аспектах, она выражается в общеметодологической направленности социологического познания, в установлении общих ч локальных связей между явлениями, причинно-следственных зависимостей, взаимоотношений общего особенного единичного в границах целого, она воплощается в использовании всеобщих принципов, законов и категорий марксистско-ленинской философии для познания социологических объектов. Об этой органической связи между социально-философскими концепциями общества, общими гносеологическими принципами и социологическими теориями и исследованиями свидетельствует и история буржуазной социологии, где каждая школа или направление вынуждены принимать в качестве методологии определенные философские, социально-философские либо, даже, естественно-научные концепции (например, органицизм, социал-дарвинизм, эмпирическая школа) или же конструировать их в рамках собственной социологической системы («философия социологии» Г. Зиммеля). В последнее время в связи с развитием социологических исследований, с углублением предметной специализации социологии накоплен достаточный научный материал, дающий все основания не рассматривать сложившуюся теорию исторического материализма как О. т. и не включать ее в структуру социологии. Уже в 50-х гг. были признаны несостоятельными попытки разграничения «философского» и «социологического» аспектов в историческом материализме за невозможностью провести четкие границы между ними, тем более что исторический материализм не самостоятельная наука, а составная часть органически единой философии марксизма. Следует учитывать также предметную специфику исторического материализма и социологии как философско-мировоззренческой и частнонаучной форм знания. Включение исторического материализма в социологию на том основании, что исторический материализм методология социологических исследований, также неправомочно, поскольку последний в такой же мере является методологией для других наук об обществе, однако на этом основании никто не включает его в качестве структурного уровня какой-либо частнонаучной дисциплины. В противном случае исторический материализм можно было бы рассматривать и как структурный элемент научного коммунизма, исторической науки, этики и пр. Предметом исторического материализма является всеобщее в истории, социологии общее, особенное и единичное в социальной жизни общностей. Исторический материализм фундаментальная наука об историческом процессе, социология фундаментально-прикладная наука об обществе. Они различаются и по методам философские методы не заменяют специально-научных. Перечисленные различия не дают оснований рассматривать исторический материализм как О. т., тем более что она несет специфическую нагрузку в структуре социологической науки как нефилософская теория, без которой предмет науки социологии будет неполным. В нашей социологии, по сути, еще не создана О. т., она не существует как целостное образование, организующее понятийный аппарат данной науки и выступающее в качестве ее ядра, основы. Таким образом, нашей социологии еще предстоит выработать О. т., охватывающую общие, массовые закономерности и тенденции возникновения, становления и развития социальных общностей, их социальной жизни.

Просмотров: 1263
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.






Другие новости по теме:

  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Исторический материализм
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории)
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, или материалистическое понимание истории
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ (материалистическое, или экономическое, понимание истории)
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Ортодоксальный марксизм (развитие) в социологии
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (СРЕДНЕ-УРОВНЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)
  • Социология марксизма (исторический материализм)
  • Социология марксизма (исторический материолизм)
  • СТРОГАЯ ВЕРСИЯ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       




    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.






    Locations of visitors to this page



    Рейтинг@Mail.ru       Обратная связь