|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.
Массовая коммуникацияпроцесс передачи и распростра нения социальной информации, носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения, М. к. является с исторической точки зрения объективным процессом культуронаследования, с точки зрения актуальности трансляцией информации внутри данного социума. Информация, распространяемая с помощью М. к., носит опосредованно-знаковый характер. Сам процесс М. к. обусловлен социальными потребностями и способствует социализации личности и функционированию культуры. Содержание М. к. детерминируется общественным строем и является отражением господствующего строя. Характер и формы М. к. как конкретно-исторического процесса тесно связаны с уровнем производительных сил, достигнутых человечеством, с новейшим этапом развития (развертывания), научно-технической революции. Характер и направление влияния М. к. на индивида зависят от выбора одной из двух принципиальных программ воздействия: манипулятивной и формирующей. Манипулятивная программа предполагает разделение объекта и субъекта коммуникации. Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую культуру, субъект-небольшая социальная группа коммуникаторов, создающая массовую культуру, являющуюся основным содержанием М. к. Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия принципиально разобщенных индивидов, а проблема формирования личности имеет сугубо утилитарное значение. Напротив, формирующая программа направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимым, индивидуальным началом. Объект и субъект коммуникаций в данном случае не разобщены (массы являются одновременно и объектом, и субъектом коммуникации). Формирующая программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. В рамках рассматриваемой программы М. к. служит интеграции культуры, организации активного общественного мнения, пробуждению творчески сознательного начала личности. Обе программы представляют собой теоретические абстракции, отсутствуя в чистом виде в практике М. к., реальную картину которой образуют их различные сочетания. Однако следует отметить в социалистическом обществе преимущественную ориентацию М. к. на развитое в рамках формирующей программы. В условиях демократизации общественной жизни страны выбор приоритетной программы воздействия коммуникаторов тесно связан с неотложной задачей расширения прав и повышения активности аудит.оии в развитии процессов М. к. Аудитория выступает носителем активного начала в коммуникационном процессе. Участие индивида в процессе М. к. характеризуется многосложными связями. Сущность аудитории М. к. как социального образования состоит в том, что в ней отражаются те специфические социальные взаимосвязи между членами общества, которые складываются в процессе массового общения с помощью средств М. к. в целях удовлетворения информационных потребностей. Изучение процессов М. к. носит междисциплинарный характер. Задача социологии заключается в исследовании социальных аспектов коммуникационных процессов, закономерностей их функционирования и развития. К средствам массовой коммуникации обычно причисляют кино, радио, телевидение, печать (прессу). Широкая трактовка термина включает в средства массовой информации М. к. рекламу, моду, дизайн и т. д. (см. Социология СМИ}. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|