СТРУМИНСКИЙ Василий Яковлевич

[1(13).1.1880, с. Кошаринцы, ныне в Винницкой обл. Украины, - 18.7.1967, Москва], теоретик и историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР. (1945), д-р пед. наук (1961), проф. (1926). По окончании ист. отделения Моск. духовной академии (1903). преподавал в Перми - в духовной семинарии и жен. гимназии; в Оренбурге (с 1907) - в духовной семинарии, Учительском ин-те, Ин-те нар. образования (в 1919—26 ректор), в Казани (с 1926) - в Вост. пед. ин-те. Затем был на науч. работе в Программно-метод. ин-те (1932—37), Центр. НИИ педагогики при ВКИПе (1933—37), НИИ школ НКП РСФСР. (1938—44), Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР. (1944—67). В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории и практики единой трудовой школы II ступени, в т. ч. вопросы содержания образования в рамках комплексной системы обучения, а также политехнизма, дифференциации образования и др.

В 30-х гг. обратился к проблематике истории педагогики. Предложил классификацию пед. течений, основанную на взаимосвязи их социальных и пед. характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно-преобразующей роли педагогики; при этом считал социально-классовые факторы в её развитии доминирующими. По С., пед. процесс должен быть активным, основанным на «взаимодействии между воспитателями и воспитанниками», к-рое направлялось бы на развитие личности учащегося.

С сер. 30-х гг. занимался историей рус. школы и пед. мысли. Изучая период Киевской Руси, пришёл к выводу, что отеч. пед. знание формировалось не только под византийским и зап.-европ. влиянием (как было принято считать), но и на основе нар. педагогики.

Важнейшая науч. заслуга С. - публикация пед. наследия В. Ф. Одоевского, П. Г. Редкина, Н. X. Весселя и др. В цикле статей о педагогах-гуманистах, а также по истории нач. образования в России в 19 - нач. 20 вв. показал развитие демокр. идей в отеч. педагогике, противопоставленных офиц. школе (обществ.-пед. движение 70—80-х гг. 19 в., деятельность земских учреждений, обществ. нар. образования и др.). Исследовал жизненный путь и пед. творчество К. Д. Ушин-ского. Провёл большую текстологич. работу над его произведениями, открыл ряд неизвестных рукописей. С. подготовил к печати наиб. полное и систематичное собр. соч. Ушинского в 11 тт. (1948- 52), ввёл в науч. обращение архив Ушинского в 4 тт. (195?—62). Показал вклад Ушинского в разработку психол. и теоре-тико-познават. основ обучения, в особенности вопросов построения содержания образования.

Особое внимание в науч. работе уделял источниковедч. и историографич. аспектам, публикации материалов с развёрнутыми комментариями.

С о ч.: Настольная книга для работника просвещения трудовой школы, Оренбург, 1922—23; Психология. Опыт систематич. изложения осн. вопросов науч. психологии с точки зрения диалектич. материализма, Оренбург, 1923; Теоретич. дискуссия в сов. педагогике. Критич. очерки, М., 1930; Педагогика Киевской Руси как предмет ист. изучения (Обзор основных направлений и работ дорев. эпохи), «УЗ НИИ школ НКП РСФСР», 1940, т. 3, в. 1; Очерки по истории нач. образования в России, M., 19532 (соавт.); Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; Очерки жизни и пед. деятельности К. Д. Ушинского. (Биография)^., 1960.

Лит.: В. Я. Струминский. Биобиблиография, М., 1980. М. В. Богуславский.

Просмотров: 1447
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. К.Щ. УШИНСКОГО (ГНПБ им. К.Д. УШИНСКОГО)
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Моделирование (в пед.)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Предмет педагогики
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • Предмет педагогики
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
  • Предмет педагогики
  • Предмет социальной педагогики
  • Предмет социальной педагогики
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Уровни усвоения содержания образования
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь