Психоанализ

(от гр. психе - душа анализис - расчленение) - "1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей действий и переживаний человека, обусловленных неосознаваемыми (безотчётными на момент их возникновения) мотивами. 2) Направление, созданное в 1890-х годах австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом, с целью лечения неврозов и разрабатывающееся далее им самим, его учениками и последователями. 3) Психологические теории общего психического развития, сформулированные Фрейдом, его учениками и последователями параллельно с открытием и разработкой психоаналитического лечения.83 Основное отличие психоанализа времён Фрейда от современного психоанализа состоит в том, что З.Фрейд искал "физическую", внешнюю, причинно-следственную связь между событиями биографии анализируемого и проявлением болезненных симптомов, в то время как целью современного анализа служит понимание смысла того или иного симптома, причём смысл обретается в процессе его поиска, а не задан заранее. Современный анализ родственен герменевтике и деконструкции текста. "Герменевтика - это искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; теория и общие правила интерпретации текстов"84 Материал, возникающий в процессе психоанализа (речь анализируемого, рождённая цепью ассоциаций) толкуется как знаковая последовательность, как текст, знаки которого образуют единство по определённым правилам. Деконструкция - выявление структур текста, их расслоение, разборка, "разложение с целью дальнейшей реконструкции, рекомпозиции ради постижения того, как была сконструирована целостность"."Разрушая привычные ожидания, дестабилизируя и изменяя статус традиционных ценностей, деконструкция выявляет теоретические понятия и артефакты, уже существующие в скрытом виде. Основные объекты деконструкции - знак, письмо, речь, текст, контекст, чтение, метафора, бессознательное и др"."При конструктивном типе чтения текста интерпретация символов предполагает детерминизм [обусловленность], каузальность [причинно-следственную зависимость] развития событий. [Так "прочитывал" бессознательное З.Фрейд]. При новом прочтении бессознательного, прочтении как деконструкции, "причины и следствия разрываются, язык не полагается следствием мыслительного содержания, он обладает определённой долей самостоятельности"."Речь идёт не о локальных открытиях, но об изобретении нового мира, новой среды обитания, новых желаний на фоне усталости и исчерпанности уже не работающих деконструируемых структур". Отечественный культуролог И.Ильин утверждает, что смысл деконструкции как "специфической методологии исследования текста" заключается в выявлении "внутренней противоречивости" текста, "в обнаружении в нём скрытых и незамеченных "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых практик прошлого, закреплённых в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи. Всё это и приводит к возникновению в тексте так называемых "неразрешимостей", т.е. внутренних логических тупиков, как бы изначально присущих природе языкового текста, когда автор думает, что отстаивает одно, а на деле получается нечто совсем другое. Выявить эти "неразрешимости", сделать их предметом тщательного исследования и является задачей деконструктивистского критика". Примером техники деконструкции может послужить предложенный французским лингвистом Жаком Дерридой "анализ традиционных бинарных оппозиций, в которых левосторонний термин претендует на привилегированное положение, отрицая притязание на такое же положение со стороны правостороннего термина, от которого он зависит. Цель анализа здесь состоит не в том, чтобы поменять местами ценности бинарной оппозиции, а скорее в том, чтобы нарушить или уничтожить их противостояние, релятивизировав [показав относительность] их отношения".87 Например, студентка может сказать преподавателю, что она не могла достаточно подготовиться к экзамену, потому что у неё есть маленький ребёнок. Студентка выстраивает оппозицию: маленький ребёнок - слабая подготовка к экзамену. Построение такой структуры несёт защитную функцию, студентка скрывает от самой себя неспособность организовать подготовку к экзамену, поддерживая при этом образ заботливой мамы. Кроме того, налицо "вызов" преподавателю, который, как кажется студентке, принижает безусловную ценность ухоженного и необойдённого вниманием матери ребёнка, тем, что подчёркивает необходимость добросовестной подготовки к экзамену. Деконструкция в данном случае заключалась бы в донесении до сознания студентки, что причинно-следственная зависимость между наличием ребёнка и плохой подготовкой к экзамену существует лишь в её воображении и носит функцию психологической защиты.

Просмотров: 799
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Гипноз как инструмент исследования
  • ДИСКРЕТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА
  • Душа как Солнце
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КВАЛИТАТИВНЫЙ (КАЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
  • КВАЛИТАТИВНЫЙ (КАЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
  • КВАНТИТАТИВНЫЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
  • КВАНТИТАТИВНЫЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • Письмо как жанр
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СМЫСЛ ТЕКСТА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь