РИТМИКА (от греч. RHYTHMOS - порядок движения)

— ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений. Ритмическое воспитание способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Длительное время ритмическое воспитание использовалось в искусстве балета. Однако осмысление категории Р., сформировавшее новое представление о классических законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре. Р. изменила восприятие классической формы триединства - действия, времени и места и превратилась в самостоятельное направление, получившее название "нового искусства движения". Одним из создателей новой концепции движения является французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-71). Его идеи развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К.С. Станиславский (Россия) и др. Стройную систему ритмического воспитания разработал Жак-Далькроз в Институте музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с ним Штейнер создал концепцию "нового искусства постижения", получившую название эвритмии. Наиболее яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве американской танцовщицы А. Дункан (1878-1927), открывшей в 1905 школу в Берлине (Грюневальдская школа). Дункан рассматривала танец как естественное средство воспитания ребёнка, вводила понятия "воля к красоте", "движения, сообразных гармонии в природе" и др. Однако её идеи не находили понимания у сторонников классической балетной школы. Пытаясь найти поддержку в разных странах, Дункан переезжала со своей школой во Францию (с 1913 - в Париже), США (с 1914), Грецию (1921). В 1921 Дункан приехала в Россию, где её деятельность была воспринята как революционное искусство; её поддерживал А.В. Луначарский. Однако в условиях разрухи Дункан приходилось работать в сложнейших условиях. После трагической смерти Дункан школу возглавила её воспитанница Ирма Дункан (до конца 40-х гг.). Идеи Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают современные школы Дункан в Австрии и Великобритании, Центр естественного движения и Мюнхенская школа в Германии, Академия А. Дункан во Франции (Париж), Международный дункановский институт классического танца в Сан-Франциско (США) и др. В России развивалось собственное направление Р. Мн. русские ритмисты получили образование в Хелерау. Станиславский использовал идеи Дункан и Крэга. Основными центрами ритмического воспитания стали Институты ритма в Петербурге и Москве. Петербургский институт вёл историю с курсов ритмической гимнастики Жак-Далькроза (1912), преобразованных в школу ритмики О. Адамович (затем Н.В. Романовой) и в 1920 в институт. В Москве в 1914 созданы частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей под руководством Н.Г. Александровой, в 1918 они влились в Московский институт ритма, который возглавила Александрова. В начале 20-х гг. институт обслуживал св. 70 учебных и воспитательных учреждений. Его сотрудники разрабатывали направления: ритм в музыке, движении, слове, архитектуре, производственных процессах; ритм как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-лечебное средство и т.д. Систему гармонической гимнастики предложила Л. Алексеева. Ансамбли "алексеевок" (последовательниц Алексеевой) и "босоножек" сохранились до наших дней. Параллельно уникальную методику "музыкального движения" создавали артисты коллектива "Государственная студия Гептахор" (1918-34, ведёт историю со студии "Молодой Гептахор", осн. в 1914) под руководством С.Д. Рудневой. Осн. содержание метода "музыкального движения" - целостный подход к Р., музыке и движению, обучение детей владеть своим телом и эмоциями, развитие эмоциональной сферы и образного мышления личности. К середине 20-х гг. Р. стали критиковать как буржуазную форму культуры. В 1923 с переводом Московского института ритма в Ленинград была фактически ликвидирована московская школа Р. В 1925 предпринимались попытки возрождения Р. с учреждением при Государственной академии художественных наук Московской ассоциации ритмистов. Однако в 30-е гг. Р. была устранена из школьных программ. В середине 40-х гг. Руднева разрабатывала на основе Р. программы художественной гимнастики для 1-11-х классов женских школ. Свои педагогические взгляды она изложила в пособиях: "Методика музыкального воспитания в детском саду" (1961 и 1969), "Ритмика. Музыкальное движение" (1972, совместно с Э.М. Фиш) и др. Её методику развивают современные детские музыкальные студии и школы, учреждения дополнительного образования детей, а также Ассоциация музыкального движения. См. также Жак-Далькроз

Просмотров: 1896
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Воспитание лидеров движения за здоровый образ жизни
  • ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
  • ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ
  • ДВИЖЕНИЯ
  • ДВИЖЕНИЯ
  • ДВИЖЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ
  • ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль
  • ЖАК-ДАЛЬКРОЗ(JAQUES-DALCROZE) Эмиль (1865-1950)
  • ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА
  • ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (в теории культуры)
  • МИОКЛОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
  • Момент движения
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ
  • Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)
  • Система зрительного восприятия движения «глаз—голова»
  • Система зрительного восприятия движения «изображение-сетчатка»
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СТАТИСТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь