Адаптация первоклассников к школьному оцениванию

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1026

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


1 КЛАСС
Многие младшие школьники не могут понять, почему отметка не столь высока, как хотелось бы, ведь они старались. Основным критерием оценивания для ребёнка и часто для родителе остаётся сумма затраченных усилий, старания, а не конечный результат деятельности.
Принято говорить об адаптации первоклассника к школе, при этом обычно процесс адаптации связывают с периодами принципиальных, качественных изменений в жизни человека, хотя на самом деле процесс адаптации идёт непрерывно.
Принято выделять два типа адаптационного поведения – активный и пассивный. Активная адаптация – это стремление изменить ситуацию, активно воздействовать на неё. Пассивная адаптация – это конформное принятие тех условий, которые диктует среда. Адаптивное поведение предполагает активное взаимодействие с новыми факторами среды ради превращения неблагоприятной ситуации в благоприятную. Если факторы среды таковы, что ребёнок не в силах изменить, то адаптивное поведение будет нацелено на изменение его отношения к данной ситуации. Семья может выбрать стратегию пассивной адаптации к отметке, что и делают многие родители.
Логика рассуждений в данном случае примерно такова: «В руках педагога сосредоточенны инструменты власти над ребёнком. Попытки семьи изменить ситуацию (например, высказать свои требования, недоумение по поводу действий учителя) могут обернуться в перспективе психологическим давлением педагога (или педагогического коллектива) на личность ребёнка». К сожалению, общество встречается иногда с формами психологического давления на детей в школе. Даже единичные случаи давления педагога заставляют родителей выбирать пассивные, конформные формы поведения в ситуации адаптации.
Если же мы предложим ребёнку не обращать внимания на отметку, в справедливости которой он сомневается, смириться с ситуацией, принять её такой какая она есть, то произойдёт следующее. Во-первых произойдёт снижение самооценки ученика. Во-вторых, незнание критериев оценивания приведёт к росту тревожности, а снижение самооценки и рост тревожности снизит эффективность учебной деятельности. Наконец, ребёнок поймёт, что сталкиваясь с непонятной и неудобной для себя ситуацией, необходимо принять её и не пытаться изменить.
Решать проблему адаптации младшего школьника к системе оценивания учебной деятельности должна в первую очередь школа, так как она заинтересована, чтобы отметку воспринимали как объективную оценку труда ребёнка. Для семьи важно, чтобы критерии оценивания были понятными и прозрачными. В этом случае родители смогут помочь ребёнку в процессе адаптации к системе оценивания его труда.
Рекомендации по организации уроков в первом классе
Название урока Рекомендации по его организации
1. математика Целенаправленно проводить наблюдения за предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификация по признакам (цвет, форма, размер).
В зависимости от характера дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться. На уроках используются игровые приёмы обучения. Для развития пространственных представлений полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.)
Изучение некоторых вопросов в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
2. музыка Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приёмы:
- пластическое интонирование;
- музыкально-ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
3.изобразительное искусство Художественная деятельность ребёнка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и экскурсии в парк и лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов дальнейших художественных занятий;
- экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественный музей;
- игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).
4. окружающий мир Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Они могут проводиться в классной комнате, спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке.
5. труд Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов, координации движений, формирование первоначальных приёмов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсии или игр.
Причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере. Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
• противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой. Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей;
• неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса;
• негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».


Процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение. Этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности – личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло.
Помимо детско-родительских отношений причиной возникновения тревожности могут выступать особенности взаимодействия в системе «учитель-ученик». К особенностям взаимодействия относятся: превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок.
И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не “угодить” им, приступить жесткие рамки. Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть, или сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.
Смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности, также может стать причиной развития тревожности. Так многие дети с приходом в учебные учреждения становятся беспокойными, плаксивыми замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. На возникновение и развитие тревожности у детей также влияет ситуация соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Автор материала: Алексеева Марина Александровна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Организация системы работы в адаптационный период с детьми раннего возраста
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Антонова Серафима. Три степени адаптации к детскому саду.
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Глушкова Елена Юрьевна. Памятка для родителей: «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
  • Михляева Дарина Владимировна. Содержание работы педагога-психолога в период адаптации
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Попова Ирина Николаевна. Проект «Адаптация ребёнка к школе»
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Иванова Марина Сергеевна. Сказки для адаптации
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Фомина Олеся Сергеевна. Проект в адаптационный период «Здравствуй, детский сад!»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Малыгина Ольга Геннадьевна. «Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника»
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Прищепёнок Наталья Сергеевна. Игровые методики в помощь логопеду
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Пучкова Любовь Александровна. Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях адаптации
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Адаптация детей 3-6 лет которые не посещающих ДОУ, или перешедших из обычной группы в новую речевую.
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Кошкарова Ирина. «Ребенок поступает в детский сад»
  • Тютина Наталья Владимировна. Коммуникативные игры и упражнения для успешной адаптации детей.
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь