ФИЛОДЕМ


ФИЛОДЕМ
         из Гадары (ок. 110—40 до н. э.), др.-греч. философэпикуреец, популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме, сохранили обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам учения ранних эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее развитие учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. искусстве» Ф. оправдывал существование поэзии как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О смерти» мы находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого конца.
        Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism, ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A. De Lacy, Phil.—Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen Bibliothek: Philodemos. Text und Ubersetzung, Bonn, 1937 (Diss.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФИЛОДЕМ
(?????????) из Г а д а р ы (1 в. до н.э.) – др.-греч. философ, глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно, в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф., философия, как и все др. области знания, есть эмпирич. наука. Воспроизводя в соч. "О святости" и "О богах" (в основном посвященных проблемам религии) эпикурейскую натурфилософию, Ф. считал учение о божеств. промысле предрассудком, оказывающим пагубное влияние на жизнь человеч. общества. В соч. "О знаках и обозначаемом ими" Ф. предвосхищал осн. положения индуктивной логики Ф. Бэкона. Соч. Ф. (впервые обнаруженные при раскопках Геркуланума, 1752) доказывают ошибочность взгляда, будто школа Эпикура после его смерти не развивалась. Соч. Ф. свидетельствуют также, что во 2–1 вв. до н.э. происходила ожесточенная борьба между эпикурейской школой, с одной стороны, стоицизмом и перипатетической школой – с другой.
Соч.: Herculanensium voluminum quae supersunt. Collectio prior, t. 1–11, Neapoli, 1793–1855; Gollectio altera, t. 1–11, Neapoli, 1861–76; в рус. пер. в кн.: Mаковельский ?., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946.
Лит.: Борический И., Логика Эпикура, "Изв. ЛГУ", 1930, т. 2; его же, Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.–Л., 1925; его же, Демокрит и Эпикур в борьбе за основы атомизма, "Архив истории науки и техники", 1936, вып. 8; Gоmpеrz Th., Philodem uber Induktionsschlusse, Lpz., 1865 (Herkulanische Studien, Bd 1); eго жe, Philodemus, uber Frommigkeit, Lpz., 1866 (Herkulanische Studien, Bd 2); Philodemi Volumina de Rhetorica, hrsg. von S. Sudhaus, Bd 1–2, Lpz., 1892–96; Philodemi qui dicitur libellus, ed. Ch. Jensen, Lipsiae, 1906; Diels H., Philodemos. Uber die Gotter, Bd 1–2, [В.], 1917; ?hilippson R., Zu Philodem ???? ????????? "Hermes", 1919, Bd 54; Philodemus of Cadara. On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and ?. A. de Lacy, Lancaster, 1941; Luschnat О., Zum Text von Philodemus Schrift de Musica, В., 1953; Gigante M., Filodemo "De morte", "La Parola del Passato", 1955, No 10.
А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ФИЛОДЕМ
    ФИЛОДЕМ (?????????) из Гадары (100—35 до н. э.) — греческий философ, поэт, последователь Эпикура. После смерти Зенона Сидонского возглавлял эпикурейскую школу в Афинах, в 70-е IT. 1 в. до н. э. переехал в Италию, где в 50—40-е IT. стал во главе эпикурейской школы в 1еркулануме (близ Неаполя), находившейся под покровительством Л. Кальпурния Пизона. Филодем был широко образован и преуспел, по мнению Цицерона (Pis., 70), не только в философии, но и в поэзии, риторике и музыке, что отличало его от других эпикурейцев. Был известен прежде всего как поэт (в Палатинской антологии — около 30 его эпиграмм), его влияние отмечают в творчестве Катулла, Горация, Пропорция и Марциалла. Автор многочисленных философских сочинений, которые стали известны в Новое время лишь после того, как при раскопках в Геркулануме (1752) была обнаружена эпикурейская библиотека. В 1793 была начата их публикация в Voluminum Herculanensium (см.: Schmid W. Zur Geschichte derherculanishen Studien.— “La Parola del Passato”, 1955,10, p. 478—500).
    Филодем — автор книг “О музыке” (РНегс. 411, 1497,1578), “О поэзии” (РНегс. 460, 463, 1074, 207, 1425, 914, 1676), “0 риторике” (РНегс. 1672, 1674, 1423, 1669). В сочинении “О знаках” заложил начала индуктивной логики, анализировал процедуры индукции, основанные на аналогии.
    В труде “Об Эпикуре” он рассматривал историю эпикуреизма от Эпикура до своего учителя Зенона Сидонского; в сочинении “О стоиках” подверг критике этику Диогена Синопского и Зенона-стоика; написал историю академической философии и историю антиллатонической традиции, составил перечень философов академической школы; написал несколько биографий философов, в т. ч. биографию Сократа.
    Этические трактаты Филодема “О пороках”, “Об образе жизни”, “О воздержании”, “О богатстве”, “О гневе”, “О свободе слова”, “О хорошем государе сообразно Гомеру” (посвящен К. Пизону) наряду с другими произведениями свидетельствуют, вопреки традиционному мнению о догматизме эпикуреизма, о развитии эпикурейской философии. К примеру, в трактате “О поэзии”, отрицая, как и его предшественники, нравственную и познавательную ценность поэзии, Филодем признавал ее как источник наслаждения. Наиболее важным этическим сочинением италийского периода считается трактат “О смерти”. По мнению М. Жиганте, в нем позиция Филодема-философа вступила в противоречие с его позицией как поэта: вопреки классическому эпикуреизму он писал о различии между кончиной мудреца и смертью обычного человека.
    В сочинении “О богах” Филодем излагал основные проблемы своей теологии: вид и форма богов, антропоморфизм, изономия, невмешательство, блаженство и бессмертие; критиковал провиденциализм стоиков; рассматривал учения Демокрита, Продика и перипатетиков о происхождении представлений о богах. В этом сочинении Филодем проявил себя большим знатоком мифологии. Он был вынужден защищать эпикуреизм от обвинений в безбожии и написал сочинение “О благочестии”, в котором разъяснялись особенности эпикурейского отношения к богам и подчеркивался благочестивый характер эпикурейской доктрины.
    Тексты и комментарии: Nuluminum Herculanensium Collectione. Col. prior, 1.1-11. Napoli, 1793-1855; Col. altera. 1.1-11. Napoli, 18611876. Каталог изданий текстов Филодема с коммент. см.: Giganfe M, Schmid W. Praefatio.— UsenerH. Glossarium Epicureum. Roma, 1977, p. XXI-XXXI.
    Отдельные соч.: Philodemus, On methods of inference [De signis], ed. with transi, and comm. by Ph. H. De Lacy. Napoli, 1978; Filodemo, II buon re seconde Ornero, ed., trad. e comm. a cura di T. Dorandi. Napoli, 1982; Uber die Musik, IV Buch, Text, Ubers, u. Komm. v. A. J. Neubecker. Napoli, 1986; L'ira, ed., trad. e comm. a cura di G. Indelli. Napoli, 1988; Storia dei filosofi. Platone e l'Academia (PHerc.1021 e 164), e comm. a cura di T. Dorandi. Napoli, 1991; MeklerS. (ed.). Akademicorum philosophorum index Herculanensis. B., 1958; On Choices and Avoidances, ed. G. Indelli, V. Tsouna-McKirahan. Napoli, 1995; [Memorie Epicuree], trad. e comm. a cura di C. Militello. Napoli, 1997; Kleve K. On the Beauty of God [De deorum victu], A Discussion between Epicureans, Stoics and Sceptics.— “Symbolae Osloensis”, 1978, p.69—83; Uber die Gotter, I und III Buch, griech. text und Eralut. v. H. Diels. Lpz., 1970; ArrighettiG. (ed.). Filodemo, De Dis III, col. XII-XIII 20; De Dis III, col. X-XL— “Studi Classici e Orientali” 7, 1958, p. 83sqq.; 10, 1961, p. 112sqq.; I frammenti del IV libro dell'opera Sulla morte. Roma, 1970; Kuiper T. Philodemos, Over den Dood. Amst., 1925; Philodemus, On Piety, Parti, ed. D.Obbink. Oxf., 1996; Sbordone F. Nuovi contributi alla “Poetica” di Filodemo (PHerc. 994).— “Cronache Ercolanesi” 2, 1972, p. 47—58; Idem. Va nuovi libro del a “Poetica” di Filodemo.— “Atti dellAccademia Pontaniana” 9, 1960, p. 231—258; Jensen С. Philodemus, Uber die Gedichte funftes Buch. B., 1923; [On frank criticism], introd., transi., and notes by D. Konstan, D. Clay et alii, Atlanta, 1998; Philodeme. Sur les sensations (PHerc. 19/698), ed. A. Monet.— “Cronache ercolanesi” 26, 1996, p. 27—126; Sudhaus S. Philodenu Volumina Rhetorica, I—U, Supplementum. Amst., 1964; The epigrams of Philodemos, introd., text, and comm. by D. Sider. N. Y.—Oxf., 1997. Рус. пер.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф. А. Петровского. М., 1960, с. 168—172. Лит.: Покровская 3. Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику.— В сб.: Древнегреческая литературная критика. М., 1975, с. 235—253; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, с.179—317; VooysC.J. Lexicon Philodemeum, 1934; GiganteM. Ricerche filodemee. Napoli, 1969; Idem. La bibliotheque de Philodeme et l'Epicurisme romain. R, 1987; Idem. Philodemus m Italy. The books from Herculaneum. Ann Arbor, 1995; GaiserK. Philodems Academica. Die Berichte uber Platon und die Alte Akademie in zwei herkulanesischen Papyri. Stuttg.—Bad Cannstatt, 1988; AsmisE. Philodemus' Epicureanism.- ANRW II 36, 4, 1990, p. 2369-2406; Dorandi T. Filodemo: gli rientamenti delia ricerca attuale.— Ibid., p. 2328—2368; Obbinkss. The mooring of philosophy: a review of Philodemus, On choices and avoidances, ed. by G. Indelli and V. Tsouna-McKirahan,— Oxford studies in ancient philosophy, 15, 1997, p. 259-281.
    M. M. Шахнович

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 930
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • История как проблема логики
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • сверх-Я (Uber Ich, Super-Ego)
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ФИЛОДЕМ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь