Авраам


Авраам
(древнеевр. ‘Abraham, греч. Άβραάμ, лат. Abraham — досл. «отец многих») — ветхозаветный патриарх.
В Библии. Рассказы об А. содержатся в гл. 12–25 кн. Бытия. До встречи с Богом, описанной в Быт 17, он носил имя Аврам (‘Abram — «отец возвышен»). В гл. 17 Книги Бытия Бог дает Авраму новое имя: «Авраам». Согласно генеалогиям Книги Бытия, А. — дядя Лота (прародителя моавитян и аммонитян), отец Измаила (прародителя арабов), дед Исава (прародителя идумеев) и Иакова (прародителя евреев).
Рассказ об А. начинается с того, что Бог велит А. покинуть родину (Месопотамию) и идти в чужую страну — Палестину, обещая, что отдаст эту страну потомкам А. Несмотря на то что Сарра, жена А., бездетна, Бог вновь и вновь заверяет А., что Сарра родит ему сына. А. поверил Господу, и «Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; впоследствии эти слова будут исключительно важны для богословия ап. Павла — Рим 4, 3–5, Гал 3, 6–7), и происходит чудо: у столетнего А. рождается сын Исаак. Однако в гл. 22 Книги Бытия Бог велит А. принести сына в жертву. А. безропотно подчиняется; в последний момент посланный Богом ангел спасает Исаака. Этот рассказ столетиями привлекал к себе внимание иуд. и христ. экзегетов. В христ. богословии жертвоприношение Исаака стало прообразом крестной жертвы Сына Божьего. А. — один из любимых героев иудео-эллинистической лит-ры, мидрашей и апокрифов. К началу н.э. наименование «дети Авраама» или «сыны Авраама» сделалось привычным обозначением евреев как народа Божьего (ср. Мф 3, 9). Однако в Рим 4, 11–12 ап. Павел называет А. «отцом всех верующих», независимо от их происхождения и соблюдения ими евр. закона. Поэтому Божье обещание, что А. станет «прародителем многих народов» и «благословением для всех народов земли», понимается в христ. экзегезе как предвозвещающее обращение всех людей к Богу А. (Гал 3, 8).
За пределами Библии А. не упоминается в древневост. текстах; упоминания об А. у эллинистическо-рим. авторов зависят (непосредственно или опосредованно) от иудео-христ. традиции.
М. Селезнёв
В патрологии. Отцы Церкви видят в А. не только родоначальника евр. народа, но и образ многих добродетелей. Различные события из жизни А. обретают в сочинениях Отцов Церкви символическую трактовку. Напр., переселение А. из Ура Халдейского в Землю обетованную рассматривается как прообраз пути очищения, ведущего к Богу. Таково, в частности, толкование свв. Амвросия Медиоланского (De Abraham 1, 2, 4), Иеронима (Epistolae 71, 2; 108, 31; 125, 20), Григория Нисского (Adversus Eunomium 12), Иоанна Лествичника (Scala Paradisi 3). Ветхость тела А., согласно Оригену (Commentaria in Romanos 3, 7), символизирует умерщвление плоти. Послушание Богу, явленное в жертвоприношении А., указывает, согласно Папе Клименту I (Epistula ad Corinthios prima 10, 1–6), на веру в воскресение плоти. Аналогичное толкование темы жертвоприношения А. дают Ориген (Homilia VIII in Genesim), Кирилл Иерусалимский (Catecheses 5, 5) и Августин (De Civitate Dei 16, 32). В самом акте жертвоприношения А. символизирует, согласно Оригену (Homilia VII in Genesim) и Августину (De Civitate Dei 16, 32), Бога Отца.
Л. Мирри
Почитание и иконография. В раннехрист. искусстве изображение А., приносящего в жертву Исаака (либо приближающегося с ним к алтарю), часто встречается в катакомбах и на саркофагах. В мозаиках IV–VII вв. появляется новая композиция: стоящий либо коленопреклоненный А. встречает ангелов. Ср.-век. изображения А. связаны с богосл. интерпретацией его жертвы (напр., на витраже XIII в. в соборе в Бурже А. представлен вместе с сыном, несущим дрова, сложенные в форме креста). Изображали также сюжет посещения А. тремя ангелами, символизировавшими Святую Троицу (позднее эта тема получила выражение в знаменитой Троице А. Рублева). Слова Св. Писания (Лк 16, 22) о переходе в лоно А. (т.е. принятии после смерти на небеса) отразились в визант. и готических изображениях А., держащего на коленях миниатюрных людей, которые символизируют спасенные души. В искусстве Возрождения образу А. стали посвящать живописные циклы (Лоджия Рафаэля в Ватиканском дворце). В искусстве барокко тема А. встречается у Дж. Тьеполо, Я. Тинторетто и др. художников. Из живописцев XX в. к образу А. обращались Ж. Руо и М. Шагал.
Память А. в Католической Церкви (по Римскому мартирологу) и в Русской Правосл. Церкви — 9 октября.
Лит-ра: Vincent L.H. Abraham pПre des croyants. P., 1952; Rasco A. Migratio Abrahae circa annum 1650 // Verbum Domini 35 (1957), 143–154; Kilian R. Vorpriesterschriftliche Abraham-Жberlieferungen. Bonn, 1966; BS 1, 89–112.

(EK)

Католическая энциклопедия. . 2011.


Синонимы:
    имя, посланник


Просмотров: 1378
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • Άγραφα δόγματα
  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Абрахам (Abraham) Карл
  • Анализ Бытия
  • анализ бытия (existentialanalyse)
  • Ангел Церкви
  • бог как источник и гарант познания
  • Бог-Отец
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Жертвоприношения у Евреев
  • знание-как и знание-что
  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ
  • Катехизис католической церкви
  • Книга Бытия
  • Князь Церкви
  • Маслоу Абрахам / Maslow, Abraham H.
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • тождество мысли и бытия
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Царства бытия
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь