Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 6066

Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Оглавление
Об авторе теста. 2
«Рентгеновские лучи разума»? 3
Не все так гладко. 3
Пятна рассматривают дети. 3
Болезни и тест. 3
Как определить чудака. 3
Тест роршаха — в практику. 3
Таблицы роршаха. 3

Вверху одна из самых красочных, содержащих много деталей таблиц теста Роршаха. Никаких толкований ее не приводим, оставляя желающим возможность испытать себя.
Внизу таблица III теста Роршаха. Под ней три необычные интерпретации. 1. Испытуемый (больной шизофренией с острым чувственным бредом) объединяет в одном ответе центральное красное пятно, нижний черный участок и белый промежуток между ними. Он увидел во всем этом «медведя на горшке». Налицо три странности: выделение пятен необычной конфигурации; смещение фигуры и фона; алогичность самой ситуации. 2. Другой испытуемый (чудак) выделил в той же таблице только три красных пятна: «пряди волос» и «галстук-бабочку». Их он дорисовал до «человека». Изображение строится в белом пространстве над таблицей и выходит за ее пределы. 3. «Поминальное целование» — именно так истолковала перевернутую на 180° таблицу больная шизофренией с острым чувственным бредом. Она увидела в пятнах трех человеи: в центре «умершую старушку» (в саване, украшенном красной лентой) и двух целующих ее «родственниц». Очертания «тела старушки» не соответствуют контурам пятен. Специалисты определяют такие толкования как ответы с нечеткой формой. В интерпретации отражено тревожное состояние больной.
Наука и жизнь 6,1989.
Диагноз по чернильным кляксам.
«Очень высокий интеллект с ярко выраженным научно-теоретическим талантом, высокой продуктивностью и хорошей способностью к наблюдению. Прилежный работник, ориентированный на качество. Литературно одарен...»
«Низкий интеллект, близкий к дебильности. Понимает только банальные связи, но хочет сделать больше, чем она может, и терпит все время поражения, с которыми не мирится».
Эти личностные характеристики получены не в результате длительного наблюдения за поведением людей, а на основании трактовки ими черных или цветных пятен неопределенной формы. Испытуемых спрашивают: на что похожи эти пятна! Каждый ответ оценивают по определенной схеме и на основании полученных характеристик судят об интеллекте и особенностях личности испытуемых.
Приведенные выше цитаты взяты из заключительной главы руководства Э. Бома, посвященного тесту Роршаха. Заключению предшествуют более 400 страниц убористого немецкого текста, описывающего, как пользоваться методикой и как приходить к таким выводам. Руководства на английском языке не менее громоздки. Двухтомник, вышедший под редакцией Б. Клопфера в 1954—1956 годах, содержит около 1500 страниц. Количество монографий по этой методике насчитывается десятками, количество статей — тысячами.
Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технической и литературной одаренности, оригинальности или банальности мышления, способности к критике, установление особенностей эмоционального реагирования и преобладающего фона настроения, обнаружение лиц, склонных к созданию аварийных ситуаций на транспорте, определение неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органического поражения мозга. Это далеко не полный перечень того, что позволяет якобы определить тест. Многие авторы полагают, что методика Роршаха раскрывает ревностно хранимые секреты личности. Тест не знает возрастных ограничений: его можно предъявлять и детям, едва овладевшим речью, и глубоким старикам. Результаты теста невозможно произвольно исказить, так как испытуемый обычно не знает, какие ответы считаются «хорошими», а какие «плохими». Одним словом, сторонники этой методики описывают ее как некий таинственный всепроникающий инструмент, вскрывающий всю подноготную личности. Так ли это на самом деле!
Кандидат медицинских наук Б. БЕЛЫЙ.
Об авторе теста.
Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе (Швейцария). Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой – русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил он там каникулы у друзей, в третий раз в течении семи месяцев работал в частном санатории в Крюкове под Москвой. Свои опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 году и через 8 лет изложил их в рукописи «Психодиагностика». Поначалу книга получила отказ у шести или семи издателей, но в конце


Герман Роршах (1884—1922 гг.) - автор психологического теста, который уже более полувека вызывает споры среди специалистов.

концов в 1921 году ее удалось напечатать, правда, приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главными оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.
Судьба этой монографии сначала была печальной. Из 1200 экземпляров первого издания продали всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 году Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд.
По отзывам современников, Г. Роршах был многосторонне одаренным человеком. Кроме родного немецкого, он свободно говорил на французском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он был очень работоспособен, работал с удивительной легкостью, как бы играючи. Всю свою жизнь Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения на открытие столовой для голодающих детей на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После смерти Роршаха известный швейцарский психиатр Е. Блейлер написал его жене:
«Ваш муж был гениален».
«Рентгеновские лучи разума»?
Что же принципиально нового внес Роршах? Почему его тест получил всемирное признание? В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.
Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. Д.) он при этом использует.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Белый Б. И. - Тест Роршаха. Практика и теория
  • Роршаха тест; rorschach test
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Рауш де Трауберг Н.К. Условия проведения теста Роршаха
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Братченко С., Миронова М. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ
  • Крылов А.А., Коростелева Л.А. Психологические проблемы самореализации личности.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать?
  • Роршах Герман. Психодиагностика.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Мечты делают людей несчастными
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Графический тест личности
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • 10 признаков умных людей
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Кое-что об отношениях людей
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Интересный тест Зигмунда Фрейда
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь