Абрамова Татьяна Леонидовна. Игровое пособие «Радужная мозаика»

Игровое пособие «Радужная мозаика»

Одним из приоритетных направлений коррекционно—развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки, развитию зрительного восприятия. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.

 

Скачать конспект

У детей с косоглазием и амблиопией за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения в микроплоскости, овладении пространственными терминами.

Работая над проблемой – коррекции нарушения зрения, считаю, что одним из эффективных средств развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики может стать игровое пособие «Радужная мозаика».

В нем использовано игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками. Формирование мелкой моторики приобретает у детей дошкольного возраста одно из главных значений в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В игровом пособие ярко выражена наглядность, в виде полосок одинаковой величины разных цветов спектра, больших и маленьких кармашков разных цветов спектра, набора бабочек разных цветов, изображения предметов разной величины и разного цвета.

Я начала использовать в своей работе по коррекции зрения это дидактическое пособие, которое впоследствии усовершенствовалось, добавлялись элементы, разрабатывались упражнения, которые делают игру интересной, эмоционально — окрашенной, развивают цветовосприятие, совершенствуют мелкую моторику рук и развитие зрительно- двигательной координации и конечно исключают монотонность и скуку.

Общие цели и задачи к игровому пособию:

- Формирование и развитие цветовосприятия

- Развитие умения сравнивать предметы по величине

- Совершенствование мелкой моторики рук и развитие зрительно- двигательной координации.

- Формирование и развитие ориентировки в микропространстве

- Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки

- Формирование навыка составления самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и творческого характера.

- Активизация ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения.

- Формирование умения сотрудничать друг с другом (работать парами) и с взрослыми

Данное игровое пособие состоит из нескольких частей.

  1. Игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками.
  2. Игровое поле с липучками и семью полосками одинаковой величины разных цветов спектра: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая.
  3. Игровое поле, поделенное на семь частей, прикрепленных между собой шнурками разных цветов. На каждой из частей основные оттенки цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
  4. Игровое поле с липучками. Набор бабочек разных цветов (9 штук)
  5. Большие и маленькие кармашки разных цветов спектра, соединенные между собой пуговицами и кнопками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  6. Изображения предметов разной величины и разного цвета.

Основные функции игрового пособия «Радужная мозаика».

Игровое пособие «Радужная мозаика» является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель заботится об усложнении игры, придумывает различные упражнения, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес можно вместе с ними придумать более сложные правила.

Развитие связной речи:

- учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова

- учить детей строить высказывания, состоящие из предложений (Пошел цыпленок … Там он встретил… Они стали…)

– учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы по предложенным на игре персонажам с помощью воспитателя

- составлять по персонажам небольшие рассказы сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

–коллективное составление рассказа при непосредственной роли воспитателя

–развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности,

Развитие умения сравнивать предметы по величине:

- развитие умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые

- развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большую…, маленькую..», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?» и т.д.

- упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов

- зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения

Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:

- учить определять положение предметов по отношению друг к другу: справа-слев,, вверху-внизу.

- брать предметы рукой и располагать их в микроплоскости по указанию педагога

- познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи

- учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) сторону, середину, верхний правый (левый) угол, нижний левый (правый) угол и т.д.

- учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому

- определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве

- учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п.

– учить располагать предметы на плоскости: посередине, слева, справа, друг за другом, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.

Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки:

- находить предметы определенного цвета, величины

  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов

- формировать умение узнавать и называть цвет реальных предметов

- учить делать обобщения, совершенствовать умения группировать предметы по признакам

Развитие зрительного восприятия:

- развивать цветовосприятия, различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий и т. д.)

  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов

- находить предметы определенного цвета, величины

- группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые предметы»

– учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.

- правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов

Развитие и осязания мелкой моторики:

- формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.

Данное пособие предназначено для работы тифлопедагогов, психологов, логопедов и воспитателей, для индивидуальной и подгрупповой работы.

Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, используется с разными зрительными и речевыми патологиями.

Эта игра активно используется в нашем учреждении при работе на индивидуальных занятиях с детьми, для формировании сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, зрительного внимания, зрительной памяти, развитие мелкой моторики, развитие цветовосприятия, развития пространственной ориентировки в микропространстве. Игра вызывает живой интерес у детей, дети с увлечением выполняют игровые упражнения.

Игровое пособие «Радужная мозаика» выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Игровое пособие развивает сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом, величиной предмета позволило создать систему упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия.

Содержание игрового пособия «Радужная мозаика» формирует у детей правильное отношение к предметам окружающего мира.

С помощью игрового пособия развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В упражнение "Угадай, что задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Эстетическое воспитание. Дидактическое пособие соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям: оно представлено перед нами в ярких красках, привлекает внимание, вызывает желание играть с ним.

Физическое воспитание. Игровое пособие создаёт положительный эмоциональный подъём, требует определённого напряжения нервной системы. В данном пособие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки

Список используемой литературы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
  2. Плаксина, Л.I4. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. — М., 1998.
  3. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С В Сташевский. — М., 1990.
  4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
  5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
  6. “Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения” Методическое пособие. Научный редактор: Ремезова Л.А. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной технологии Самарского ГПУ, Тольятти, 2002
  7. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина.
Просмотров: 623
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Кравец Лариса Евгеньевна, Афанасьева Екатерина Сергеевна. Познавательно – игровое мероприятие для детей и родителей второй младшей группы «Морячок» на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Уткина Татьяна Евгеньевна. Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Сказочный лес».
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Одышева Евгения Юрьевна, Григорьева Анна Александровна. ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ «ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь