Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 376 «Дельфиненок»

Автор-составитель:

Ерсонина Е.Н – старший воспитатель высшей квалификационной категории. г. Новосибирск

В качестве приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста выделяют следующие:

Скачать конспект

  • создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
  • формирование умений выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
  • совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать его в речи. Основной метод сенсорного воспитания — обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, Форма, пространственные отношения, цвет и т.д.

Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями, ребенок начинает легче ориентироваться в окружающем мире, помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить полученные знания и умения затем в рисунках, поделках и т.д.

Одним из средств реализации сенсорного воспитания стало разработанное нами учебно-наглядное пособие «Стенд восприятия цвета». Стенд состоит из четырех частей, окрашенных в основные цвета, на которых размещены предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета.

Основные задачи:

  • формировать первоначальные представления об эталонах цвета;
  • развивать зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета;
  • стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет»;
  • упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности;
  • знакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак

Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса.

Другими важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д.. По содержанию эти игры весьма разнообразны, направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.

При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого — безошибочность действий при восприятии цвета (формы, величины), у третьего — тщательность и аккуратность в процессе работы и т.д.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.

Игра «Спаси мышку»

Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники- «двери» аналогичных цветов.

Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога — «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

Игра «Сложи картинку»

Цели: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, вагона, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

Дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей.

Игра «Чудо-паровоз»

Цели: учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также черный и белый); выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; продолжать развивать мелкую моторику.

Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета).

Предложить детям помочь паровозику — починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания:

  1. подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;
  2. подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);
  3. подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, надо просить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

Игра «Бабочка»

Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленые цвета.

Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 3 шт. на каждое крылышко).

Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:

  1. подобрать узор такого же цвета, как цвет крылышка бабочки;
  2. подобрать узор контрастного цвета (по просьбе взрослого);
  3. подобрать узор любого цвета, но попросить ребенка назвать цвет узора и крылышка.

Игра «Найди цветок для бабочки»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы — посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков.

Игра «Водопой»

Цели: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных.

Материал: игрушечные домашние животные: корова, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.

Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить животных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке» и т.д.

Игра «На лыжне»

Цели: учить сопоставлять предметы по двум существенным признакам: цвету и величине; знать и обозначать словом три величины: «длинные», «покороче», «короткие» (лыжи или лыжные палочки); выбирать лыжи определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой же длины (длинные, покороче, короткие); знать, называть существительные «лыжи», «лыжные палки», глагол множественного числа «катаются».

Материал: картина с изображением членов семьи на лыжах; плоскостное изображение лыжных палочек разной величины и Цвета.

Предложить ребенку раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать величину лыж и лыжных палок папиных, маминых и ребенка.

Игра «Найди друга»

Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.

Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

Игра «Фигура — заплатка»

Цели: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур соответствующей формы из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность, речь.

Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов соответствующей формы.

Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия.

Игра

«Помоги лесным жителям найти свой дом»

Цели: учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома.

Материал: плоскостные изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.

Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.

Просмотров: 566
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Руина Ольга Николаевна. Дидактический материал по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста своими руками (цвет, форма, величина)
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Интерактивная дидактическая игра «Цвета»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Цвета Солнца. Стихи для детей.
  • Шиморянова Елена Николаевна. Технологическая карта НОД. Тема «Какого цвета настроение»
  • Большакова Виктория Алексеевна. Летний праздник. «Какого цвета лето»
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет «Тайный мир цвета»
  • Земскова Ольга Сергеевна. Образовательный проект «Три говорящих цвета»
  • Петросян Мадлена Михайловна. Образовательный проект «Три говорящих цвета»
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Корнеева Ольга. Сборник стихотворений для детей от Ольга Корнеева 'Учим цвета'
  • Калимуллина Эльвира Фанисовна. Конспект занятия по английскому языку в средней группе 'Color's' - 'Цвета'
  • Черданцева Елена Фёдоровна. Конспект занятия Тема занятия: «Цвета»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Игра-презентация 'И цвет и форма и размер'
  • Иголкина Елена Константиновна. Дидактическая игра «Подбери цвет»
  • Макаревская Людмила Александровна Скобелева Евгения Сергеевна. Конспект интегрированного бинарного итогового занятия старшей группы общеобразовательной направленности для детей 5-6 лет «Волшебный цветок»
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Вафина Гульшат Салаватовна. Презентация - Цвет в рекламе
  • Старикова Наталья Валерьевна. План-конспект занятия в средней группе «Коричневый цвет»
  • Редактор. Как выучить названия цветов по-английски быстро и весело?
  • Голубева Ирина Михайловна. Сценарий праздника 'В королевстве цветов' (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Татьяна Валентиновна Франчук. Презентация занятия по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры 'Собери букет цветов'
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Горляк Андрей Иванович. Как ребёнку запомнить расположение цветов на флаге России
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь