Терапевтические условия развития ребенка

Недирективная игровая терапия это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Цели недирективной игротерапии в общем смысле согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Так как данный вид игровой терапии сосредоточивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. В этом смысле цель игровой терапии состоит в том, чтобы помочь ребенку:

  1. Стать более ответственным в своих действиях и поступках.
  2. Развить более позитивную Я-концепцию.
  3. Стать более самоуправляемым.
  4. Выработать большую способность к самопринятию.
  5. Овладеть чувством контроля.
  6. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей.
  7. Развить внутренний источник оценки.
  8. Обрести веру в себя.

Необходимыми условиями для терапевтического роста ребенка становится обеспечение его позитивного опыта в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает. Основные принципы игрового терапевта, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка – это естественность, безусловное принятие, сенситивное понимание.

Естественность подразумевает такую систему отношений в игровой терапии, где психолог не принимает на себя какую-либо роль и не действует по заранее намеченной схеме. При подобном терапевтическом подходе вся игротерапия происходит через установление отношений. Данный процесс зависит от того, насколько терапевт знаком с собственными чувствами и установками. При этом естественность требует от психолога развитого самопонимания, самопринятия, умения выражать в отношениях собственные чувства. В ходе терапии психолог ждет, пока ребенок придет в согласие с самим собой, выразит свои проблемы, найдет новые способы общения с окружающими, новые способы жизни. «Ожидание – это позитивная сила, это обязательство веры, всеми силами выражаемое терапевтом. И в этом – разительный контраст с психоаналитическим подходом, где терапевт моментально заявляет о своем праве руководить терапевтическим процессом и вынуждать ребенка к отношениям зависимости».

При использовании недирективной игротерапии в работе с тревожными дошкольниками принцип естественности может стать одним из единственно возможных способов построения отношений между ребенком и психологом. Связано это, на наш взгляд, с тем, что высокотревожные дети с нежеланием вступают в новую ситуацию взаимодействия. Причем практика показала, что даже при условии, что ребенок будет знаком с психологом и с самим процессом игры, это не снизит его уровень тревожности при посещении игровой комнаты в первый раз. Поэтому дети с высокой тревожностью либо начинают играть в безопасные, знакомые для них игры, либо действуют осторожно и хаотично, четко ориентируясь на реакцию психолога. Однако нельзя не отметить, что часто встречаются дети, которые на первых сеансах отказываются не только играть, но и вообще вступать в какие бы то ни было взаимоотношения с терапевтом. Подобная тактика поведения может появиться у тревожных детей даже в случае их добровольного согласия на работу в игровой комнате. Начинающие игротерапевты часто считают такое поведение ребенка результатом собственных ошибок и поэтому пытаются «заставить» ребенка играть или направить, отструктурировать уже совершаемые ребенком действия, так как по их мнению работа начинается с того момента, когда ребенок начинает действовать в игровой комнате.

Подобное ошибочное мнение психолога не позволяет высокотревожному ребенку почувствовать себя комфортно, с одной стороны, а с другой – такая тактика поведения терапевта не позволяет ребенку стать участником нового процесса взаимодействия «взрослый – ребенок» с установлением новых взаимоотношений. Естественно, что в таком случае ребенок ведет себя привычным образом и в результате сеансов игротерапии не удается снизить его уровень тревожности. Только при условии понимания психологом того, что терапевтический процесс начинается с признания права ребенка делать или не делать что-либо в игровой комнате, возможно дальнейшее позитивное развитие отношений.

Пример 1

В игровой комнате – Рома, 6 лет, замкнутый, высокотревожный ребенок.Садится на диванчик на безопасном расстоянии от шкафчиков с игрушками и начинает их потихоньку рассматривать.

Психолог. Ты не знаешь, с чего начать?

Рома молчит. Довольно скоро перестает разглядывать обстановку. Просто молча сидит.

Психолог. Ты хочешь помолчать?

Рома не отвечает. Продолжает еще какое-то время сидеть, изредка поглядывая на психолога.

Психолог. Я вижу, ты сидишь.

Рома. Да. А можно я возьму вон это?

Психолог. Конечно.

Рома подходит к шкафчику, берет машинку, возвращается на диван и начинает с ней играть.

В данном случае только постепенное, ненавязчивое поведение психолога в рамках принципа естественности позволило начать построение отношений. Причем хотелось бы отметить, что терапевтический процесс начался не с того момента, когда Рома взял машинку, а уже с первых минут пребывания ребенка в игровой комнате.

Не менее сложным для построения конструктивных отношений является мнимая активность ребенка. Здесь также важно взаимодействие терапевта и ребенка в рамках принципа естественности.

Пример 2

В игровой комнате – Таня, 6 лет, беспокойный, высокотревожный ребенок По пути в игровую комнату взяла психолога за руку и не переставая, один за другим, стала задавать вопросы: «А куда мы идем?», «А что такое игровая комната?», «А что мне там будут делать?», «А там еще будут другие дети?., а взрослые?» и т. д. В игровой очень осторожно трогает разные игрушки, беспрестанно спрашивая: «А можно...» Получая ответ: «Как хочешь», переходит к следующей игрушке. Так продолжается довольно долго.

Таня. А я хорошо себя веду?

Психолог. Ты уже потрогала много игрушек.

Таня. А почему вы мне не говорите что делать?

Психолог. Ты можешь играть здесь по-разному.

Таня, больше не спрашивая разрешения, берет Барби и начинает играть.

Любое взаимодействие терапевта с ребенком, в том числе и реализация принципа естественности, не представляется возможным без использования принципа сенситивного понимания, подразумевающего в игровой терапии такой вид эмпатии, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы. При этом терапевт не оценивает действия ребенка в игровом процессе, а пытается взглянуть на ребенка с его точки зрения. Это может стать критическим фактором терапевтических отношений в игровом процессе, так как поддерживает в ребенке чувство безопасности, что позволяет изменить его отношение к миру. При этом точный смысл сенситивного понимания означает, что терапевт должен установить высокий уровень эмоционального взаимодействия с ребенком на основе возникновения у терапевта чувства личной идентификации. Этот процесс требует от взрослого полного посвящения себя отношениям с ребенком. В отличие от аналитической терапии, где осуществляется постоянный анализ прошлого, в недирективной терапии акцент делается на отношениях, существующих в настоящий момент.

В процессе работы с высокотревожными детьми достаточно трудно реализовать данный принцип, но именно его удачное использование часто позволяет добиться эффективных результатов в создании возможности для понимания ребенком мира собственных чувств и чувств окружающих.

Просмотров: 2820
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Директивная игровая терапия
  • Дошкольный возраст
  • Игровая терапия
  • Игрушки и игровой материал
  • Как создать доверительные отношения с ребенком и поддержать его?
  • Можно ли позволить ребенку привести в игровую комнату приятеля?
  • Оборудование игровой комнаты
  • Почему дети лгут?
  • Приглашать ли в игровую комнату родителей, братьев и сестер?
  • Принимать ли от ребенка подарки во время игровой терапии?
  • Программа Это Я
  • Просить ли ребенка убирать за собой?
  • Смешанная игровая терапия
  • Сообщать ли ребенку, почему его привели на игровую терапию?
  • Стадии процесса недирективной игровой терапии
  • Терапевтические ограничения в игротерапии
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Участвовать ли в игре ребенка?
  • Формирование самосознания у ребенка раннего возраста
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок говорит, что вы разговариваете чудно
  • Что делать, если ребенок молчит
  • Что делать, если ребенок настойчиво добивается похвалы
  • Что делать, если ребенок несамостоятельный
  • Что делать, если ребенок отказывается уходить из игровой комнаты
  • Что делать, если ребенок пытается стащить игрушку
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви
  • Что делать, если ребенок хочет обнять терапевта или забраться к нему на колени
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду
  • Что делать, если терапевт неожиданно вынужден отменить прием



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь