загрузка...

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин

Вводные замечания. Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек – человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Порядок работы. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы (40). Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Обработка результатов
  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (К0) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:

Кк Ко Шкальная оценка
0,10-0,45 0,20-0,55 1
0,45-0,55 0,56-0,65 2
0,56-0,65 0,66-0,70 3
0,66-0,75 0,71-0,80 4
0,75-1,00 0,81-1,00 5

При анализе полученных результатов необходим учитывать следующие параметры:

  1. Плучившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
  4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Вопросник КОС
  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Дешифратор
Склонности Ответы
положительные отрицательные
Коммуникативные Вопросы 1-го столбца Вопросы 3-го столбца
Организаторские Вопросы 2-го столбца Вопросы 4-го столбца

Просмотров: 5078
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Профориентационные методики






Другие новости по теме:

  • «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» Потемкиной
  • Деловые качества руководителя
  • Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
  • Индивидуально-типологический опросник ИТО
  • Искусство вести разговор с мужчиной
  • Личностный опросник Айзенка (форма А)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика Айзенка EPQ
  • Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
  • Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
  • Опросник аффилиации А. Мехрабиана
  • Опросник для изучения темперамента Стреляу
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Опросник для родителей для определения склонностей ребенка
  • Опросник ОСТ Русалова (детский вариант)
  • Опросник Русалова (ОСТ)
  • Опросник Юнга
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина)
  • Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
  • Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
  • Понятие трудового коллектива
  • Тест «Владеете ли вы аудиторией?»
  • Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)
  • Тест на демонстративность
  • Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
  • Тест-опросник КОС
  • Тест-опросник оценки «Социально-коммуникативной компетентности социального работника»
  • Уманский Лев Ильич (1921 – 1983)
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Экспресс-диагностика организаторских способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       




    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.




    загрузка...


    Locations of visitors to this page



    Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
    Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
    АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
    Диагностика детско-родительских отношений
    Конкурс «А ну-ка девушки»
    КОСКОМ 2
    Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
    Методика «Лесенка»
    Методика Дом - Дерево - Человек
    Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
    Оценка отношений подростка с классом
    Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы
    Пример психологического заключения ребенка
    Пример характеристики ученика 11 класса.
    Программа «Радуга»
    Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад
    Психологический инструментарий по работе с подростками
    Психологическое консультирование
    Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). Автор Собчик Л.Н.
    Тест «Кактус» М.А. Панфилова
    Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
    Тренинг «Сплочение коллектива»
    Функции семьи
    ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
    Рейтинг@Mail.ru       Обратная связь