Педагогический тренинг в школе. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя?

Практическая психологическая подготовка школьного учителя до сих пор остается нерешенной проблемой. В педагогических университетах и колледжах, кроме получения знаний по содержанию и методике обучения детей, студенты изучают общую, возрастную, детскую и педагогическую психологию и некоторые разделы психодиагностики. При этом педагогические знания дополняются и конкретизируются в ходе педагогической практики в школе, являющейся обязательной для всех слушателей учебных заведений педагогического профиля с целью формирования у них практических навыков овладения методикой преподавания. Специальной же психологической практики для студентов не существует и знания по психологии остаются у них только «в голове», не переходя «в руки».

Последствия такого положения дел: преобладание в общении с учениками формального стиля и недостаток интимно-личностного, неумение понять индивидуальность учащегося, отсутствие навыков развивающего воздействия, невладение учителями внутренними средствами профессиональной психотехники и саморегуляции. Только немногие учителя, приходя в школу, успешно нарабатывают психологический опыт самостоятельно, большинство же сталкиваются с проблемами в общении со школьниками, конфликтуют с ними и их родителями, применяют преимущественно директивные средства воздействия, находятся в состоянии хронической усталости и истощения.

Действительно, можно прослушать много лекций и прочитать несколько толстых книг, например, по педагогической конфликтологии, и в то же время чувствовать себя абсолютно беспомощным в момент обострения отношений с агрессивным подростком.

Молодая учительница пришла на консультацию к школьному психологу. Она страдала от мучительного чувства вины: на глазах у всего класса она ударила ученика. «Это моя ошибка, – говорила она. – Учитель не должен так поступать! Как я теперь войду в класс?»

Давайте разберем этот пример. Учительница столкнулась по меньшей мере с тремя психологическими проблемами: как «держать» дисциплину в классе, как психологически грамотно «погасить» агрессивность подростка и, наконец, как отрегулировать свои собственные эмоции и успокоиться. Всему этому ее не научили в педагогическом вузе и в течение многих лет работы в школе она будет по крохам собирать психологический опыт, совершая бесчисленные ошибки.

Как же необходимо организовать психологическую подготовку школьного учителя и что должно выступить предметом такой подготовки?

Во-первых, знания по психологии учителю не нужны. Такие знания могут быть полезны для психолога, а учителю они будут даже мешать в работе. Если учитель начнет размышлять о том, что такое память и в соответствии с какими психологическими закономерностями она развивается у детей определенного возраста, он не сможет организовать урок по запоминанию учащимися нужного учебного материала.

Во-вторых, учителю нужны не знания по психологии, а личный опыт практической работы: как войти в класс и поприветствовать учащихся, в какой форме организовать их опрос, как увлечь ребят новым учебным материалом, с какой интонацией голоса и каким выражением лица высказать порицание ученику, нарушившему дисциплину, как оценить действия школьника, как сбросить усталость после рабочего дня и т.п.

В-третьих, психотехнический опыт практической работы передать учителю невозможно ни в вузе, ни где-то еще. Такой опыт нарабатывается самим учителем и закрепляется в его сенсомо-торной, эмоциональной, интеллектуальной системах.

В-четвертых, получить психотехнический опыт учитель может только в условиях практического включения и действования в конкретных педагогических ситуациях. Для того чтобы накопление опыта работы не происходило путем «проб и ошибок», когда страдают как ученики, так и сам учитель, необходимо специально организовать практические занятия, моделирующие типовые педагогические ситуации. Словом, учитель нуждается в педагогическом тренинге, который поможет ему, не совершая педагогических ошибок и относительно быстро по затрачиваемому времени, стать высококлассным профессионалом в педагогической деятельности.

Какими же практическими навыками должен обладать школьный учитель?

Учитель должен быть эффективным во взаимодействиях и общении относительно пяти основных сфер своей профессиональной деятельности и личной жизни: «Учитель – школа» (взаимодействие с администрацией и коллегами по работе), «Учитель – класс» (публичное и групповое общение), «Учитель – ученик» (диалоговое общение с каждым отдельным школьником и его родителями), «Я – учитель» (профессиональная саморегуляция и личная психотехника), «Учитель – семья» (общение с супругом или супругой и своими детьми).

В сфере «Учитель – школа» перед ним стоят задачи налаживания деловых отношений с директором, завучем и другими учителями, соблюдения школьной дисциплины, участия в общешкольных мероприятиях, формирования своего авторитета.

Выполнение профессиональной деятельности в условиях строгой регламентации часто оборачивается для учителя потерей собственной индивидуальности. С годами его представление о самом себе и своих человеческих желаниях как бы растворяется в профессиональных требованиях. Внутренняя жизнь и деятельность учителя приобретают модальность тотального долженствования: он должен чувствовать так, и не иначе, он должен думать и действовать по нормам и «законам» педагогической деятельности. Из спонтанного, живого человека учитель постепенно превращается в «живого носителя» педагогических норм, правил и ограничений. Именно поэтому школьного учителя можно безошибочно выделить в уличной толпе, узнать в общественном транспорте. Внешне выраженные формы поведения отличают его от других людей: директивно-назидательный голос, особая, «давящая» манера общения и поведения, речь, изобилующая словами «надо», «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» и т.п.

Отсутствие возможностей в свободном раскрытии своей индивидуальности и, по существу, «потеря собственного лица» чреваты для учителя нервными срывами, отмиранием сугубо дружеских контактов с людьми, появлением специфического чувства «усталости от профессии».

В сфере «Учитель – класс» он должен уметь успешно общаться как с целым классом (публичное общение), так и с малыми группами, состоящими из двух-трех человек (групповое общение): органично действовать в публичной обстановке, владеть навыками снятия напряжения в классе, создания в нем эмоционально-позитивной атмосферы, распределения своего внимания и развития наблюдательности. Необходимо также уметь управлять инициативой своих воспитанников, выбирая адекватные формы педагогического воздействия, хорошо говорить, быть выразительным и артистичным.

Просмотров: 3146
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
  • 2.7. Дидактические принципы
  • 5.1. Деятельность учителя физической культуры
  • 5.2. Способности, необходимые учителю физической культуры
  • 5.3. Умения учителя физической культуры
  • 5.4. Стиль деятельности учителя физической культуры
  • 5.5. Авторитет учителя физической культуры
  • 6.1. Ученик – субъект учебной деятельности
  • 6.7. Понятие об индивидуальности
  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по Б.С. Тетенькину)
  • Кто может заниматься профессиональной педагогической деятельностью
  • Мастерство педагогического общения
  • Методика «Педагогические ситуации»
  • Основные признаки педагогической технологии
  • Педагогические технологии и инновации
  • Понятие конфликта в педагогике. Конфликтные ситуации
  • Понятие метода обучения
  • Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы
  • Принцип сознательности и активности
  • Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса
  • Профессиональная компетентность педагога
  • Психологические функции шпаргалки
  • Психология педагогической деятельности
  • Самоанализ урока учителем
  • Структура урока
  • Тест для дошкольника: что я знаю о школе?
  • Три постулата технологии урока
  • Урок
  • Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь