Агамалиева Светлана Николаевна. Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников.

Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников.

Нервно-психическое здоровье — это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают в первую очередь наши дети. Многие родители загружены работой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности – в родительской любви, ласке, защищённости. В результате этого нарастает напряжённость, появляются агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому на ранних стадиях развития личности необходимо обучать ребёнка цивилизованным способом выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

 

На протяжении дошкольного возраста увеличивается рост количества детских заболеваний, который связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребёнка.

Забота о воспитании психически и физически здорового ребёнка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения, поэтому перед нами остро встаёт проблема профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Обучать тому, как определить своё психофизическое состояние, необходимо с детского возраста.

У детей раннего возраста преображающие причины возникновения стресса различны. Причинами стрессов и психотравм у детей могут являться необходимость разлучаться с близкими людьми, перемены в привычном течении жизни. Отношение ребёнка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заряжаются тревожностью родителей. Мир малыша состоит из двух половинок – маминой и папиной, и, когда эти половинки разъединяются, целое раскалывается, он испытывает порой настоящие физическое страдания. У ребёнка начинает болеть голова, ему сняться страшные сны, иногда он ищут опасную для себя ситуацию, которая кончается травмой. Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами и т.п.

Педагог-психолог образовательного учреждения может научить педагогов видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессового воздействия при помощи специальных приёмов и технологий.

Существует множество рекомендаций по снятию стрессовых состояний. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц снижает эмоциональное напряжение и приводит к успокоению, восстановлению учащённого дыхания.

Основными способами снятия невротических состояний психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, являются управления на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояния спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятых или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Релаксационные упражнения можно проводить как индивидуально, так и коллективно, с музыкальным сопровождением или без него.

Ниже приведены несколько релаксационных упражнений из большого количества тех, что собраны из различных источников и используются мной в нашем ДОУ.

«Спящий котёнок»

Вы – веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, они ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

«Холодно – жарко»

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Всем стало холодно. Вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…

«Штанга»

Вы – штангисты. Перед вами лежит осень тяжёлая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох, как тяжело… Но вот вес взят – вы подняли штангу… А сейчас бросаем штангу, наклоняемся. Руки устали… потрясли руками… расслабились… отдыхаем…

«Сорви яблоко»

Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, на цыпочки, и сделайте резкий вздох. Теперь можете сорвать яблочко. Нагнётесь и положите яблоки в корзину, медленно выходите и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

«Солнышко и тучка»

Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

«Драгоценность»

Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях…они отдыхают…

«Игра с песком»

Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на воздухе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти, разжимая пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.

«Муравей»

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на вдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают.

«Пылесос и пылинки»

Вы – пылинки. Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.

Когда ребенок – «пылинка» садиться на пол, его спина и плечи расслабляются, сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова накланяется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (психолог) «собирает пылинки»: кого он коснется, тот встает и уходит.

Если уж в нашей жизни невозможно совсем избежать нервных перегрузок, то наши дети должны знать, как с ними бороться, и относиться к себе и окружающим. Счастливое детство – это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции, уверенность в себе и навыки саморегуляции могут оказаться самыми важными жизненными приобретениями.

Список литературы

  1. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности / М.: Педагогика, 2004. – 25с.
  2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / М.: Академия 2006. – 18с.
  3. Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков / М.: Линка-Пресс, 2007. – 20с.
  4. Дубровина И.В. Практическая психология образования / М.: Педагогика, 2008. -12с.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 2011. -87с.
Просмотров: 650
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Сценарий Осеннего бала - Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Филимонова Любовь Ивановна Чушаекова Елена Николаевна. Занятие в группе раннего возраста «Как дети солнышко будили»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Анашкина Наталия Владимировна. Тема: Как определить готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей.
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Коковина Светлана Павловна. «Предметно — развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей: «Как научить ребёнка хорошим манерам».
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь