Как опрашивать (интервьюировать) ребенка? Схема интервью с ребенком в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Категория: Глубинная психология » Психодиагностическое интервью | Просмотров: 6020

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Расстройства
1. С каких пор появились причины для жалоб? В каком состоянии, объективно и психологически, находился ребенок, когда впервые были отмечены расстройства?
Значимо может быть, к примеру, следующее:
— изменение среды;
— начало обучения в школе;
— смена школы;
— смена учителя;
— рождение брата или сестры;
— неудачи в школе;
— новые друзья;
— болезни самого ребенка или его родителей;
— развод, повторный брак или смерть родителей.
2. Обращало ли что-нибудь на себя внимание в ребенке в его ранние годы? Были ли это ментальная или физическая слабость, трусость, легкомыслие, скрытность, неуклюжесть, ревность, зависимость от других при еде, одевании, умывании, отходе ко сну? Боялся ли ребенок оставаться один? Боялся ли он темноты? Понимал ли он свою половую принадлежность, первичные, вторичные и третичные половые признаки? Как он относился к противоположному полу? Насколько он был осведомлен о своей половой роли? Не является ли он пасынком или падчерицей, незаконнорожденным, отданным кому-либо на воспитание или сиротой? Как относились к нему те люди, которые его воспитывали? По-прежнему ли он в контакте с ними? Вовремя ли он научился ходить и говорить? Не было ли трудностей? Нормально ли появлялись зубы? Были ли какие-нибудь особые трудности в обучении письму, рисованию, арифметике, пению или плаванию? Был ли он особенно привязан к какому-либо определенному лицу? Кто это был отец, мать, бабушка, дедушка или няня?
Следует отмечать:
— любую враждебность в отношении к жизни;
— причины, могущие пробудить ощущения недостаточности;
— тенденции отгораживаться от трудностей и от людей;
— такие черты, как эгоизм, сенситивность, терпеливость, повышенная эмоциональность, активность, жадность и осторожность.
3. Много ли трудностей было с ребенком? Чего и кого он больше всего боялся? Вскрикивал ли он по ночам? Мочился ли он в постель? Доминирует ли он? По отношению к более слабым детям или также и по отношению к более сильным? Выказывал ли он сильное желание лежать в постели с одним из родителей? Был ли он умным? Часто ли его дразнили и смеялись над ним? Гордится ли он своей внешностью — волосами, одеждой, обувью? Ковыряет ли он в носу и грызет ли ногти? Жаден ли он до еды? Доводилось ли ему украсть что-нибудь? Были ли у него трудности с освобождением прямой кишки?
Эти вопросы направлены на выяснение того, насколько активно ребенок стремится к превосходству и не помешала ли адаптации его первичных потребностей к культуре его непокорность.
Социальные отношения
4. Легко ли он начинал дружить? Или он был склонен к ссоре, мучил людей и животных? Были ли у него привязанности к мальчикам и девочкам старше или младше него? Любит ли он быть лидером или склонен изолировать себя? Коллекционирует ли он что-нибудь? Является ли он скупым или жадным в отношении денег? Эти вопросы отражают способность ребенка вступать в контакт и степень утраты им смелости и уверенности.
5. Каков он сейчас во всех этих отношениях? Как он ведет себя в школе? Нравится ли ему туда ходить?
Не опаздывает ли он? Возбужден ли он перед школой и стремится ли туда? Случается ли, что он теряет свои книги или портфель? Волнуется ли он по поводу домашних заданий и экзаменов? Случается ли, что он забывает или отказывается выполнять заданное на дом? Тратит ли он время попусту? Можно ли назвать его ленивым или праздным? Может ли быть так, что ему трудно или вообще невозможно сосредоточиться? Бывают ли у него нарушения в классе? Как он относится к учителю? Он критичен, высокомерен или индифферентен по отношению к нему? Просит ли он других помочь ему с уроками или ждет, пока помощь будет ему предложена? Честолюбив ли он в каком-либо виде спорта? Не считает ли он себя совершенно неспособным или неспособным к чему-то конкретно? Много ли он читает? Какого типа литературу он предпочитает? Можно ли сказать, что он плохо успевает по всем предметам? Эти вопросы раскрывают степень подготовленности ребенка к школе, результаты этого «эксперимента» — посещения школы, и его отношение к трудностям.
6. Нужна точная информация о домашних условиях, заболеваниях в семье, алкоголизме, криминальных наклонностях, неврозах, дебильности, сифилисе, эпилепсии, уровне жизни, случаях смерти в семье — с указанием возраста ребенка в это время. Не сирота ли он? Кто доминирует в семье? Является ли воспитание строгим, придирчивым или избаловывающим? Не получилось ли так, что ребенок боится жизни? Какой за ним осуществляется надзор? Может быть, у ребенка есть мачеха или отчим? Благодаря этим вопросам можно увидеть, в какой семейной ситуации находится ребенок, и оценить, какого рода впечатления он там получал.
7. Каково место ребенка в последовательности рождения братьев и сестер? Является ли он старшим, младшим, единственным ребенком, единственным мальчиком из всех, единственной девочкой из всех? Замечались ли ревность, частый плач, злобный смех, склонность к глухому протесту по отношению к остальным детям? Это значимо для изучения характера ребенка и его отношения к людям вообще.
Интересы
8. Какие мысли были у ребенка по поводу выбора профессии? Каковы профессии у членов его семьи? Каким является брак его родителей? Что он думает о супружестве? Эти вопросы позволяют сделать заключение о том, насколько смело и уверенно ребенок относится к будущему.
9. Какие у него любимые игры, литературные произведения, исторические и литературные герои? Нравится ли ему портить игру других детей? Уходит ли он в фантазии? Или у него холодная голова и он отвергает фантазии? Эти вопросы косвенно свидетельствуют о моделях превосходства, которые могут быть у ребенка.
Воспоминания и сновидения
10. Каковы ранние воспоминания ребенка? Каковы его повторяющиеся или значимые для него сновидения? Это сны о падении, полете, беспомощности, опоздании на поезд, погоне; о том, что он в плену или в заточении, или это страшные сны?
Эти свидетельства помогают обнаружить склонность к изоляции, внутренний призыв к осторожности, честолюбивые импульсы, тенденции к пассивности и предпочтению определенных людей.
Поведение, свидетельствующее об утрате смелости и уверенности
11. По отношению к чему ребенок потерял воодушевление? Чувствует ли он себя пренебрегаемым? Реагирует ли он на внимание, похвалы? Есть ли у него какие-либо суеверия? Старается ли он избегать трудностей? Пытается ли он пробовать свои силы в разных областях только для того, чтобы потом все бросить? Можно ли сказать, что он не уверен в своем будущем? Верит ли он в дурное влияние наследственности? Можно ли сказать, что среда систематически лишала его смелости и воодушевления? Является ли его взгляд на жизнь пессимистическим? Эти вопросы позволяют накопить факты о том, что ребенок потерял уверенность в себе и ищет выхода в ошибочном направлении.
12. Есть ли у ребенка еще какие-либо вредные привычки? Гримасничает ли он? Ведет ли он себя глупо, по-детски или смешно? Все это — не очень смелые попытки привлечь внимание.
Недостаточность органов
13. Наблюдаются ли у ребенка нарушения речи? Является ли он безобразным, неловким, косолапым? Может быть, ноги у него кривые или Х-образные, с вывернутыми вовнутрь коленями? Был ли у него рахит? Может быть, он плохо развит?
Является ли он слишком приземистым, высоким или маленьким? Есть ли у него недостатки в зрении и слухе? Не является ли он умственно отсталым? Не левша ли он? Храпит ли он по ночам? Может быть, он отличается особой красотой?
Эти вопросы затрагивают жизненные трудности, которые обычно переоцениваются ребенком. Из-за них он может надолго лишиться смелости. Аналогичное неправильное развитие можно видеть и у очень красивых детей. Они приходят к убеждению, что должны получать от других все безо всяких усилий, и таким образом упускают шанс правильно подготовиться к жизни.
Комплекс (симптом) недостаточности
14. Говорит ли ребенок открыто об отсутствии у себя способностей, «отсутствии таланта» к учению в школе? К работе? Или к жизни? Бывают ли у него мысли о самоубийстве? Есть ли какая-либо связь во времени между его неудачами и возникновением нарушений поведения (своеволие, вступление в асоциальную группу)? Не переоценивает ли он внешний успех? Является ли он покорным, нетерпимым или бунтарем?
Эти вопросы относятся к формам выражения утраты смелости и уверенности в разных областях. Такие признаки часто появляются после того, как попытки ребенка пробиться вперед привели к разочарованию. Произойти это может не только из-за его собственной несостоятельности, но и по причине недостаточного понимания со стороны окружающих. Симптомы — это заместительное удовлетворение в «театре вторичных действий».
Ценные качества
15. Назовите те области, в которых ваш ребенок является успешным.
Это важные свидетельства, поскольку не исключено, что интересы, склонности и подготовка ребенка указывают направление, противоположное направлению его нынешнего развития.
Можно заметить, что система опроса, предлагаемая Адлером, представляет собой некое подобие спирали, в которой консультант, по крайней мере дважды, иногда трижды, возвращается к одним и тем же фактам и сторонам жизни ребенка, рассматривая их всякий раз под разным углом зрения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Как опрашивать (интервьюировать) взрослого? Схема интервью с взрослыми в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Соколова Светлана. Консультация для родителей «Мой ребенок — непоседа»
  • Почему люди хронически лгут
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Притча «Разнообразие»
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дурные привычки
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Редактор. Сценарий домашнего дня рождения для ребенка 3-5 лет.
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Редактор. Учим ребенка помогать
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Основные принципы воспитания ребенка
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Царёва Вера Сергеевна. Не кричите на детей!
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Редактор. Почему мой ребенок маленького роста?
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Притча «Обычное сознание - это путь»
  • Лена Бесмертная. Детская безопасность, ПДД
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Редактор. Поделки из пуговиц
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь