Кристиан Гайар "Карл Густав Юнг "

Как отнестись к психологии Юнга, у которой есть и беспощадные критики, и восторженные почитатели, чтобы не исказить ее:
«Мои произведения можно рассматривать как вехи моей жизни; они отражают мое внутреннее развитие». Юнг не проводил границу между жизнью и творчеством. Эта книга знакомит с главными событиями жизни Карла Густава Юнга: от сотрудничества и ссоры с отцом психоанализа до открытия архетипов и постоянства архаичного.

Кристиан Гайар Доктор психологических наук, профессор Национальной высшей школы искусств, психоаналитик, член организаций SFPA и AIPA.

ВВЕДЕНИЕ
«Мир, в который мы попадаем при рождении, груб и жесток, но в то же время он дивно красив. Мы, в зависимости от нашего характера, наполняем его смыслом или лишаем его этого смысла. Если второе доминирует над первым, то эволюция постепенно сходит на нет. Все дело в том, что, как и во всех метафизических вопросах, здесь возможны два ответа: в жизни есть смысл и в жизни нет смысла. Я очень надеюсь, что смысл все-таки выиграет битву».
Эти слова являются квинтэссенцией жизни и творчества Карла Густава Юнга. Он записал их или продиктовал своему секретарю на склоне лет, в конце пятидесятых. Тогда ему было уже больше восьмидесяти лет и он работал над написанием своей биографии. Вскоре она была опубликована на немецком языке под названием «Воспоминания, сновидения и размышления».
В то время он жил в уединении в своем доме в Кюснахте, на берегу озера Цюрих, но к нему обращались психоаналитики со всего мира: из Европы и США. Считая себя его последователями, они шли по тому пути, который Юнг открыл для психоанализа. Аналитики объединялись, чтобы упрочить свои знания и обмениваться опытом, приобретенным во время работы в клинике.
Он почти не выступал публично и получал мало писем. Его ответы на письма коллегам, друзьям и незнакомым людям можно найти в его объемной «Переписке», где он рассказывает о своих действиях, своих открытиях и встречах, недоразумениях и откликах, вызванных его последними книгами. Там он упоминает о своих надеждах и перспективах, касающихся теоретической работы. В этой переписке точка поставлена 6 июня 1961 года. В этот день Карл Густав Юнг скончался.
В 1958 году, спустя 10 лет после создания в Цюрихе первого Института К. Г. Юнга, в свет вышел первый том систематического переиздания его «Собрания сочинений» на немецком языке, который на сегодняшний день содержит восемнадцать томов, большая часть их переведена на английский и другие распространенные иностранные языки.
Юнг оставил много мемуаров. Будучи уже пожилым человеком, он возвращается в детство. Он пишет о встречах, которые оказали на него большое влияние в раннем возрасте, юношестве и в студенческие годы. Здесь есть упоминания об интеллектуальных схватках, о клинике, о сотрудничестве с Фрейдом и о том времени, когда Юнг был его последователем. Позднее Юнг радикально изменит свою позицию и разорвет отношения с Фрейдом и в полном одиночестве начнет продвижение вперед. На этом пути будет много сложных моментов, но будут и успехи, и взлеты, ознаменовавшие его огромный труд, который всем нам сегодня знаком.
Конечно, автору, как и художнику, очень трудно исследовать, анализировать и критиковать свою работу, нелегко оставаться объективным. Для того чтобы представить жизнь и творчество Юнга в динамике, к тому же со всеми противоречиями и напряженностью, мы приведем здесь множество точек зрения: ретроспективный взгляд, который мог бы бросить сам Юнг на свою работу, а также мнения его биографов и последователей.
Яркая личность Юнга, его идеи и ход мысли впечатляют, поэтому его биографы становятся если не поклонниками, то по меньшей мере его почтительными толкователями. Масштаб его личности внушает благоговение. До сего дня школа Юнга остается на удивление сплоченной и прочной, хотя в ней существует несколько направлений. Творчество Юнга рассматривается под разными углами зрения, так как оно разнообразно и многогранно.
Наконец, следует отметить не только отношение Юнга к своей работе и позицию школы Юнга, но и упомянуть о движении психоаналитиков в целом. Основной вопрос, являющийся предметом споров и иногда приводящий к жестокому противостоянию различных традиций, связан с сущностью бессознательного, как его понимают и как с ним работают на практике.
Здесь нельзя умолчать о встрече и разрыве с Фрейдом. Этот этап очень важен, так как способствовал росту и продвижению Юнга вперед. Экстраординарность и радикальная непримиримость Юнга проявляются в его теории и в его клинической практике. Он ввел и разработал различные модальности динамики и диалектики по отношению к бессознательному. Бессознательное — это психическая реальность, лежащая за границами эго и имеющая личный и коллективный слои. Эти различные свойства бессознательного определены, изучены и описаны концептами аналитической психологии, которую разработал Юнг.
Я предлагаю снова найти и определяющие, решающие цели, и приоритеты каждого этапа жизни Юнга, опираясь не только на тексты Юнга, но и на те вопросы, которые возникают сегодня перед нами. Таков замысел этой небольшой книги, в силу ограниченности объема которой я вынужден быть краток. Итак, вернемся к тому, что говорил Юнг о важности смысла. Смысл — это категория временная, но он не подчиняется ни ортодоксии, ни ортопедии.
Итак, позволим Юнгу захватить нас врасплох, так как это необходимое условие для выхода бессознательного наружу. Перед нами откроется путь, из-за которого возникало немало конфронтации. И путь этот можно продолжить, поскольку он перспективен.
Теперь давайте поближе познакомимся с Юнгом.

Глава 1
ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Время и пространство являются важными категориями опыта. Сначала большее предпочтение в своих изысканиях Юнг отдавал пространству, считая категорию пространства решающей по отношению к категориям времени и истории. Эта позиция Юнга отразилась в его ранних трудах по психологии.
Дом священника в Швейцарии. Отец Юнга был пастором. Шесть месяцев спустя после рождения малыша Карла Густава отец обосновался на четыре года в доме для священника недалеко от Рейна. Эти четыре года и эти места повлияют на восприимчивость и чувствительность Юнга по отношению к миру. Сначала он был материалистом, опирающимся на ощущения и впечатления, которые были личными и зависели от обстоятельств и в то же время могли быть безличными: вкус и запах теплого молока, золотистый луч солнца, играющего на воде или в листве деревьев. Ребенок словно находился вне своего тела. Видимо, тогда зародилась его способность чувствовать и быть самим собой.
Эти ощущения, основополагающие и составляющие сознания, обычно исчезают, как и первые детские воспоминания. Юнг не утратил их и мог дать им выход при возникновении похожих обстоятельств или условий, как это было на берегу Цюрихского озера, где он предпочел жить с 1908 года, или, что более специфично, с помощью реминисценций, которые возникали во время регрессивного ухода в себя. Так Юнг поступал в кризисные моменты своей жизни. Их можно назвать кризисами становления: в три или в четыре года, в двенадцать лет, с 1912 по 1918 год, в тридцать шесть лет; этап, наступивший после разрыва с Фрейдом, послевоенный период, 1944—1945 годы, с 1951 по 1952 год, после 75 лет и до начала редактирования автобиографии. Автобиография дала ему возможность в последний раз пережить свое раннее детство. При написании автобиографической книги Юнг поразил не только себя самого, но и нас своим бойким пером, отчетливостью и красочностью воспоминаний.
Эта способность ориентироваться с помощью ощущений, это неизменное обращение к сути и смыслу, чувственное отношение к себе и другим, — все это характерно для Юнга. Именно здесь нужно искать ключи к пониманию особенностей его клинической практики, в частности работы со сновидениями и постоянный призыв о необходимости эмпирического метода, включая подход к религии. Конечно, не останется без внимания и типология, которую он предложил в конце 1910-х годов, когда увлекся изучением необычной литературы или когда занялся алхимической иконографией, начиная с 1934—1935 годов.
Одиннадцать его кузенов со стороны отца и матери были пасторами, поэтому в доме всегда было оживленно: возникали дискуссии на теологические темы и обсуждались церковные дела. Такая же обстановка будет царить и в Кляйн-Хюнингене, что недалеко от Базеля, где его отец станет совершать богослужения. Отец прослужит здесь, пока болезнь, которая донимала его долгие годы, не собьет его с ног, — он умер в 1896 году.
В семье любили вспоминать о докторе Карле Юнге. Он преподавал медицину и право в Майенне в начале XVII века. Таким образом, его можно назвать современником Мишеля Майера, Жерара Дорнеуса и учеником Парацельса. Все алхимики, которыми занимался наш Карл Густав Юнг, когда-то состояли в переписке с другим Карлом Густавом Юнгом.
Другой Карл Густав Юнг — его дедушка со стороны отца. Карл Юнг-старший уехал из Германии после того, как попал в неприятную историю. Он был связан с политическими движениями, проводившими подрывную деятельность накануне революции 1848 года. В Берлине он стал протестантом, попав под влияние философа Шлейермахера, с которым к тому же его связывали родственные узы. В Париже они объединились и занялись медициной. Последовал переезд в Базель. Здесь Юнг стал известным и уважаемым человеком.
Его внук, который преподавал в Цюрихе, а затем в Базеле, воскресил в памяти «семейный роман». Он хотел бы, чтобы его знаменитый дед, полный тезка, был сыном Гете (В юности Юнга поразили слухи, будто его дед был незаконнорожденным сыном Тете. — Прим. ред.). Ничего, конечно, не могло подтвердить этого (вспоминал он не без улыбки), но эта, несомненно, смелая генеалогическая гипотеза подкреплялась настоящей историей его семьи и его работой над «Фаустом» (с этим произведением Юнг познакомился в шесть лет). Наверно, это была своего рода игровая проба пера, предшествующая его серьезным работам.
Дедушка Юнга со стороны матери, Самуэль Прайсверк, имел приход. Он был первым пастором в Базеле и слыл интеллектуалом. Сначала Прайсверк преподавал иврит и Ветхий Завет в Женеве, а затем в Базеле. Но он был не только пастором и преподавателем, но еще и медиумом. Медиумом была и его первая жена, бабушка Юнга, происходившая из семьи французских протестантов, эмигрировавших в Германию после отмены Нантского эдикта. Дедушка Юнга написал грамматику древнееврейского языка, которую переиздавали много раз, руководил журналом «Das Morgenland»(«Восток»), выступавшим за то, чтобы Палестину вернули евреям.
Просмотров: 6529
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. История болезни как беллетристика — Встреча с Фрейдом
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Джозеф Кэмпбелл "Жизнеописание Карла Густава Юнга"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Неоязыческая Швейцария из книги"Тайная жизнь К.Юнга"
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • Полная хронология жизни Юнга
  • Последний общий портрет семьи Маккормиков к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Почтовый конверт отеля Baur au Lac в Цюрихе, 1915 г, к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • ПРЕДИСЛОВИЕ К СБОРНИКУ СТАТЕЙ К. Г. ЮНГА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Редкая фотография Отто Гросса к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Ричард Нолл «Тайная жизнь Карла Юнга»
  • Фидас, "Сексуальная религия", к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Фидас, рисунок на обложке Теософского Журнала, 1910 г., к книге "Тайная жизнь К. Юнга"
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. НЛО как предмет слухов
  • Юнг, Карл Густав "Брак как психологическое взаимоотношение"
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь