В проблематике ОКР ( обсессивно-компульсивного расстройства ) тема, связанная со страхом заражения и загрязнения, реального и виртуального ( «энергетического» ), встречается очень и очень часто.
Причем эти две темы - заражение какой-то болезнью и загрязнения - очень тесно переплетаются между собой, так как грязь часто может быть причиной заражения, которое приводит к тому, что человек заболевает страшащей его болезнью.
При страхе заразиться опасной болезнью ( гепатит, СПИД, лихорадка Эбола, различные инфекционные заболевания ) возникают следующие типичные ситуации:
боязнь порезаться
боязнь шприцов и других острых и колющих предметов
страх пройти, переступить через экскременты
боязнь соприкосновения с кровью
боязнь передачи заболевания через контакт с другими людьми, флорой, фауной, различными вещами и предметами, связанными с окружающим миром
боязнь передачи заболевания через взгляд
Последний вариант - боязнь передачи заболевания через взгляд - может уже показаться, что относится к психопатическим случаям.
Такой конкретный случай описан итальянским профессором, основателем Краткосрочной Стратегической терапии ( КСТ ) Джорджио Нардонэ в своей книге "Обсессии, компульсии, мании ( OSSESSIONI, COMPULSIONI, MANIE )".
Но при ОКР люди отдают себе отчет в том, что это - абсурдная ситуация. Они понимают, что заболевания через то обстоятельство, что «я увидел человека, который соприкасался каким-то образом с теми, кто уже заражен опасной болезнью, например, врачом, может и меня заразить», не могут передаваться таким образом, но страх есть страх. И у них ничего не получается с этим страхом что-то сделать, чтобы уменьшить его «градус».
При страхе загрязнения ключевым является слово «грязь». Именно это ощущение «я грязный, я загрязнен» заставляет человека испытывать страх и другие неприятные чувства, заставляет его предпринимать различные усилия для того, чтобы очиститься каким-то образом, убрать с себя эту грязь, стать «чистым».
Ощущения грязи и чистоты могут иметь для человека как символический, ассоциативный, так и реальный характер. Эти ощущения настолько перемешиваются между собой, что заставляют того, кто испытывает ощущение символической, виртуальной «грязи» мыться реально, реально прибегать к дезинфицирующим средствам, образовывая таким образом компульсивный ритуал.
Грязь, которая остается на нашем теле, бактерии - это часть реальности. И мыть руки после туалета, мыть свое тело после того, как сильно испачкался, регулярно принимать душ или ванну, - все это часть процесса гигиены. Процесса, который действительно предохраняет человека от возможности заражения опасными заболеваниями.
Но когда процесс мытья, дезинфекции начинает переходить возможно допустимые грани, становится чрезмерным, он превращается из «благого дела» в проблему. То, что работает в одной ситуации, при чрезмерном его употреблении начинает работать не на пользу, а во вред.
Символическое загрязнение, как часто говорят, «энергетическое» ощущение «я грязный» очень часто возникает при появлении у человека неприятных для него мыслей, соприкосновение с которыми, тот факт, что они появились именно в его голове, дает ему основание через механизм ассоциаций объявить и себя «грязным».
Эти мысли могут быть связаны с каким-то запретными для человека темами или быть эмоционально крашены в те чувства, которые для человека находятся под запретом, либо он тяжело их переживает. Как правило, это - чувства злости, стыда, вины, обиды. Например, секс - очень и очень важная тема, которая присутствует в ОКР, связанным с страхом заражения и загрязнения. Ранние детские установки ( «секс- это грязно», «сексом заниматься аморально», «сексом занимаются только животные» и т.п. варианты ), устойчивые мировозренческие убеждения, травматический опыт сексуального характера, личные сексуальные проблемы и «неуспехи» - все это зачастую лежит в основе данной проблематики.
Секс - это прежде всего стыд, чувство стыда. И стыд, и «грязь» - это близнецы-братья, которые очень тесно взаимосвязаны и сопровождают друг друга, перемешиваясь между собой через ассоциативный механизм.
Ощущение «грязи» возникает также при мыслях, в содержании которых отражаются неправильные, запрещенные поступки и действия - пожелания нанесения кому-то или себе вреда, проклятий, нехорошо подумал о ком-то или о чем-то. Эти действия опять же связаны с нарушением морально-этических норм и принципов, религиозным догм и правил . У них у всех есть одна и та же установка и подоплека - «так делать или думать НЕЛЬЗЯ». А если человек так сделал, пусть даже и мысленно, то значит - он виноват, он должен понести наказание, ответить за свой поступок. Значит он плохой и, соответственно, плохой - это «грязный». Опять четко выстраивается ассоциативный ряд от мысли к ощущению загрязненности.
«Грязными» могут быть не только мысли как таковые, но и связанные с ними образы, изображения. Опять же здесь велика роль ассоциативного мышления. То, что каким-то образом напоминает человеку о том, что было и есть для него неприятным, страшным, негативно эмоционально окрашенным, может быть причиной того, что образы, предметы, объекты попадают в разряд «грязных». А значит любое соприкосновение с ними ( взгляд, прикосновение, близкое нахождение рядом ) может автоматически привести к тому, что сам человек «заражается», становится «грязным».
В моей практике, например, был человек, для которого простой и банальный огурец вызывал жутчайшее ощущение грязи, от которого он усиленно пытался избавиться долгим и мучительным мытьем ( сами догадайтесь, на какой ассоциации было построено формирование его ощущения «грязи» ).
Испытывая сильный страх быть «зараженным», быть «грязным» человек предпринимает различные попытки для того, чтобы справиться с этим страхом, преодолеть его, избавиться от эмоционального напряжения, которое вызывается не только одним страхом, но и другими трудно переносимыми для него эмоциями и чувствами.
Анализ этих попыток решения своей проблемы крайне важен, так как большинство из них, срабатывая положительно в одних ситуациях, начинают человеком использоваться чрезмерно в других, становятся не только дисфункциональными ( а значит, не способствующими достижению нужного результата ), а все более и более усугубляющими проблему человека.
Например, ощущение символической загрязненности заставляет человека все больше и больше прибегать к процедурам мытья и дезинфекции, доводя состояние кожи человека до такого уровня, что она превращается в «живую рану».
Поэтому стратегия психологической помощи людям, страдающим от ОКР в связи со страхом заражения и загрязнения, должна быть направлена, в первую очередь, на то, чтобы заблокировать работу этих дисфункциональных попыток человека в решении своей проблемы. Такое блокирование дает возможность человеку достичь двух важных моментов в новом восприятии своей ситуации:
снять / уменьшить ощущение у страдающего, что ОКР руководит тобой, помочь человеку взять контроль над ситуацией на себя, в свои руки, а значит приобрести уверенность в своих силах
переключить внимание человека с дисфункциональных действий, с помощью которых он пытался справиться с эмоциональным напряжением, но они не решали проблему, но и все больше ухудшали ее, на преодоление реальных жизненных проблем, реальных жизненных ситуаций, с которыми раньше этот человек испытывал затруднения.
Давайте познакомимся поближе с теми дисфункциональными попытками решения проблемы человека, связанной со страхом заражения или загрязнения
Первая группа имеет четкий характер избегания, которое сначала дает человеку иллюзию, что он как-бы «решил» свою проблемную жизненную ситуацию, просто не столкнувшись с ней. Ему становится сначала легче, эмоциональное напряжение спадает. Но затем с течением времени человек начинает чувствовать внутри себя, что «червь вновь принялся за работу и гложет его» сомнением - «хоть ты и избежал трудности, но ты же с ней в итоге так и не справился, не преодолел ее». Чувство несостоятельности, низкой самоценности, собственной неспособности справляться с подобными ситуациями только обостряется, все больше и больше усиливая эмоциональное напряжение. Но опять встретившись с трудной жизненной ситуацией, человек вновь и вновь прибегает к испытанному способу, тем самым только усугубляя свою проблему.
избегание людей, через которых может быть передано заражение или загрязнение прямым или опосредованным способом, все большая и большая изоляция
избегание опасных мест, где можно «испачкаться», стать «грязным» , где может возникнуть «грязная» мысль или увидеть «грязное» изображение
избегание предметов, на которых есть грязь прямая, реальная, что есть в природе
избегание предметов, на которых есть грязь «энергетическая», символическая
избегание соприкосновения с колюще-режущими предметами ( ножи, шприцы и т.п. ), человек убирает вообще из поля зрения и доступности
избегание опасных мест, где можно порезаться, увидеть кровь, соприкоснуться с кровью. Также на основе ассоциативного механизма человек расширяет список таких предметов на основании близости по цвету - предметы красного цвета.
Также отдельная группа дисфункциональных действий связана с мытьем и дезинфекцией
мытье тела и предметов для дезинфекции, специальные виды дезинфекции. Мытье может сопровождаться строгими правилами и ритуалами ( сначала мою левую руку, затем правую, намыливаю по локоть, затем смываю и так 3 раза, вариантов очень и очень много )
заставляют мыться других людей, моют животных, продукты перед попаданием в дом или чистые зоны.
отдельное внимание уделяется при мытье рукам и генитально-анальной зоне тела
использование специального вида мыла, которое является "супер-пупер антибактериальным" ( очень многие ОКР-щики для этих целей используют мыло DOVE, ведясь на рекламу )
Что касается непосредственно страха заражения опасной болезнью, то для этой ситуации есть свои специфические дисфункциональные попытки решения
постоянное общение с родственниками и знакомыми о болезни
поиск информации в интернете по поводу симптоматики и способах заражения, а также лечения заболевания
сдача тестов и анализов для подтверждения диагноза
получение заверений от специалистов, что у человека нет заболевания. Такие заверения часто доводят врачей до «белого каления», что приводит к вымещению их злости в виде саботажа лечения врачами, прописывания пациентам «лошадиных» доз лекарств, удорожания лечения за счет дополнительных анализов и процедур.
Другие ритуалы или действия
ритуал ( контрритуал ), «очищающий», «обеззараживающий" предмет, пространственную зону, мысли ( например, побрызгать святой водой на предмет, произнести молитву, в ответ на проклятие произнести магическую фразу и т.п. )
переделывание действий, в момент выполнения которых произошел факт заражения или загрязнения ( например, человек мыл посуду, и в этот момент его посетила грязная мысль, то посуду нужно будет перемыть )
введение градации опасных зон по степени загрязнения или заражения ( например, на компьютере сайты могут быть высокого, среднего и легкого уровня загрязнения, соответственно и доступ к ним и работа с этими сайтами ведется по-разному. зоны в квартире также могут делиться на разные уровни загрязненности )
Еще раз хочется отметить тот факт, что сами по себе все перечисленные выше действия в обычных жизненных ситуациях могут быть применены и успешно людьми применяются. Ничего в них страшного нет. Опасность заключается в том, что когда эти действия употребляются чрезмерно, когда человек вновь и вновь прибегает к их использованию, не анализируя, помогают ли они ему или нет, становятся избыточными, то они, эти действия, не помогают человеку преодолеть жизненную трудность, а уводят его «в сторону», становясь самостоятельной проблемой.
Помимо анализа дисфункциональных попыток решения проблемы человека, страдающего ОКР, также крайне важно показать человеку более общий, расширенный взгляд на его ситуацию, сделать так называемое реструктурирование проблемы, рефрейминг.
С самого начала своей жизни, сталкиваясь с жизненными ситуациями, жизненными трудностями, испытывая при этом сильное эмоциональное напряжение, которое ему очень тяжело испытывать, человек ищет адаптивные способы справляться с этими жизненными трудностями, обходить различные ограничения и мировозренческие проблемы, в которых зачастую содержится очень много противоречий. За счет использования попыток решения своих проблем, которые во многом становятся дисфункциональными, человек все больше и больше уходит от прямой конфронтации с жизненными трудностями, создавая проблемы в «своей голове» и борясь с ними уже на другом ментальном уровне ( ритуалы, навязчивые мысли, избегания, изоляция ), расходуя свои жизненные силы, здоровье и энергию не на преодоление реальных трудностей, отстаивание своей жизненной позиции, построение взаимоотношений с людьми, своей собственной жизни, а на борьбу с «ветряными мельницами», чьи крылья все больше и больше крутятся в голове.
Я считаю, что крайне важным способом, позволяющим человеку справиться с ОКР, является способность терапевта показать связь ( часто ассоциативную ) между тем, с чем ему в жизни приходилось сталкиваться, что он не мог перенести по самым разным причинам, с чем он не справился и что заставило его выбрать новый путь, где он стал применять те или иные дисфункциональные попытки решения своей проблемы, на путь ритуалов.
Очень часто проблема ОКР связана с неумением человека справляться с эмоциональным напряжением, с переработкой таких чувств как злость, обида, стыд, вина. Внутренние запреты, обусловленные родительским опытом, сложностью переживаний, неудачным предыдущим опытом, приводят человека часто к прогрессированию ОКР.
Например, случай с женщиной, живущей со своей строгой матерью, мужем и ребенком в двух-комнатной квартире. С детства, находясь под жестким огнем материнской критики, что «мужикам нужен только секс. У них в голове только одна грязь в виде похоти и разврата» привели женщину к очень сложной личной и семейной ситуации. Постоянное мытье себя и ребенка, мытье такое, что требовались походы к дерматологу, так как руки по локоть представляли из себя «живую рану», строгие ограничения по части гигиены для мужа, постоянные уборки и стирки, постоянные конфликты с мужем, отдельно на почве секса, очень тяжелые отношения с матерью, связанные с подавлением злости и трудностью ее выражения, отстаивания своих интересов и еще целый клубок проблем, которые требовали своего разрешения. Естественно, что женщина обратилась только с запросом, что она часто чувствует у себя необходимость быть «чистой», ощущает себя «грязной» и из-за этого прибегает к частому мытью, которое уже создает реальные проблемы как на уровне физиологии, так и на общежизненном уровне.
Не стоит сбрасывать со счетов и пережитый человеком травмирующий опыт, особенно сексуального характера ( изнасилования, психологическое надругательство ).
Отдельно хочется сделать акцент именно на чувстве стыда. Часто проблема завязана на именно на нем - секс, порядок, правила. А значит - осуждение людей, родителей, близких. Отсюда, чем больше избеганий, тем меньше опыта, меньше уверенности. Опять избегание, изоляция, все большее ощущение неполноценности, несамостоятельности, самоценности. Ощущение, что ОКР имеет власть над тобой. Человек не идет навстречу к другим людям, преодолевая изоляцию, свое несовершенство и чувство стыда, а также сопутствующее чувство вины, не подтверждает свою способность справиться с ситуацией, отстоять свою позицию, свое мнение, выразить злость, а погружается в свой внутренний мир, в свои мысли и рассуждения. Но все это связано с тем, что чем больше человек убегает от устрашающей его внешней реальности, тем наш мозг погружает его в другую реальность, внутреннюю, создавая человеку «ментальную ловушку», где угроз для него становится не меньше , а даже больше.
Человек боится ошибиться, быть неправым, иногда нарушать правила, так как бывают неоднозначные ситуации в жизни, но нести в таких случаях ответственность, терпеть напряжение в связи с наказанием. Он убегает в правила, в порядок, обвиняет других, что они не выполняют правила. Порядок крайне важен сам по себе, иначе будет хаос и неопределенность. Жить в мире порядка проще. Но наш реальный мир не такой, люди часто не придерживаются порядка по разным причинам.
Поэтому, анализируя проблему ОКР шире, расширяя рамки анализа, можно зачастую увидеть как психика «трансформирует» жизненную проблему человека, как созданные ОКР ритуалы сами указывают человеку, куда и насколько он отклонился от своего, скажем так, «естественного» жизненного пути.
В качестве примера могу привести такой случай, когда молодой человек 25 лет, живя с родителями и работая веб-дизайнером, имел в качестве своего увлечения два хобби - моделирование самолетов и коллекционирование марок. В свои годы он не проявлял активного желания отделяться от родителей, говоря об этом, что ему и так удобно, его все устраивает. Он не вносил свою долю в оплату за квартиру, имея в ней свою отдельную комнату. Не давал денег на питание и другие общесемейные нужды, хотя очень хорошо зарабатывал и был в состоянии снимать отдельное жилье. Нежелание жить отдельно от родителей объяснял нерациональной тратой денег. Грязным молодой человек мог себя почувствовать, если ему приходили в голову мысли сексуального характера, если он посылал проклятия в чей-то адрес, и если он видел на улице или еще где-то определенные символы ( например, стелла, обелиск ). В его комнате было несколько зон загрязнения, разделяющихся по степени - высокая, средняя, низкая степень. С зонами высокого и среднего уровня, как и с загрязненными предметами, он старался не контактировать, так как при ощущении «я грязный» ему было необходимо помыться. Ритуал мытья также был связан со степенью загрязнения, которую он определял по своим ощущениям - чем больше степень загрязнения, тем больше требовалось помыться полностью. Состояние собственной загрязненности очень сильно влияло на его занятия. Хобби, которыми он очень увлекался, ему нельзя было заниматься, если он был грязный. В таком случае, прежде, чем перейти к своим любимым занятиям, он должен был помыться. Парадокс заключался в том, что состояние загрязненности совершенно не влияло на его работу веб-дизайнера. Ею ОКР заниматься ему не запрещал и в этот процесс никаким образом не вмешивался. Конечно же, большого удовольствия от своей работы парень не испытывал. Он ею занимался только из-за того, что это приносило финансовые средства, необходимые для его существования. «Если бы не нужны были деньги, я бы полностью погрузился в свои хобби», - говорил он.
Анализируя состояние этого молодого человека, возникало устойчивое ощущение, что ОКР, которое у него возникло, всяческим образом ему «показывало» на жизненные приоритеты, постоянно вмешиваясь, вставляя палки в колеса, не давая человеку уходить от насущных жизненных проблем, все больше и больше углубляясь в хобби. В этом случае очень четко прослеживается внутренний конфликт между ХОЧУ и НАДО, где психика через ОКР пытается предотвратить отклонение человека от «условно-нормального» жизненного пути - пути на сепарацию, на первичное удовлетворение базовых потребностей, на способность самостоятельно это делать.
Следует отметить, что в теме загрязнения, и я полагаю, что и во всей теме ОКР, очень четко прослеживается тот момент, что как только дело затрагивает базовые потребности человека и связанный с ними гораздо больший страх, чем страх в связи с ОКР, или очень сильные внутренние желания ( хочу - ну просто не могу ), человек берет контроль над ситуацией в свои руки, и ОКР отступает.
Так, например, у девушки, которая страдала ОКР, связанным со страхом загрязнения, и у которой в кухне уже все было «грязным», в любой ситуации всегда на столе оставалась зона, примерно в треть стола, которая ни при каких обстоятельствах не становилась грязной. Потому что нужно было как-то питаться, иначе - смерть. Здесь ОКР уже был не властен.
Женщина, у которой в компьютере все сайты делились на зоны загрязнения, из-за страха показать сыну ее проблемы, связанные с ОКР, рассказала о том, что ей было нужно показать сыну на компьютере информацию на одном из сайтов высокой зоны загрязнения, и она смогла это сделать только потому, что она сильно испугалась, что он узнает про ее ОКР и бросит ее ( они жили совместно ).
Или другой случай девушки, которая не покупала вещи с красным цветом, считая его способным вызвать загрязнение, однажды увидела в магазине платье, которое носила ее любимая актриса, и оно ей очень сильно нравилось. Она очень мечтала иметь такое же. То, что оно имело красные вставки, а значит было «грязным», никоим образом ее не остановило. Когда я спросил, как же так, на платье есть красные вставки, она ответила: «Я так долго его хотела, что никак не чувствую, что оно заражено и представляет для меня опасность».
Таким образом, работу с ОКР, связанным со страхом заражения и загрязнения, следует вести в нескольких направлениях:
работа с травмами, если они имели место в жизни человека
блокирование ритуалов и дисфункциональных попыток решения, к которым прибегает человек, страдающий ОКР
показать человеку ( рефрейминг, реструктурирование ) каким образом, в какую сторону и насколько человек, испытывая жизненные трудности, отклонился от своего «условно-нормального» жизненного пути за счет построения ассоциативного ряда, связанного с восприятием грязи и заражения.
стимулировать человека на преодоление реальных жизненных трудностей и ситуаций, постепенно идя от решения более легких для человека проблем к более сложным. На данном этапе крайне важна работа с эмоциональной сферой человека, так как люди, страдающие ОКР имеют большие проблемы с выражением и переработкой таких чувств как злость, обида, стыд, вина.
достаточно внимания должно быть уделено повышению внутренней уверенности, самооценки человека, чему очень сильно будет способствовать работа, отмеченная в предыдущем пункте, и которая связана с постепенной нормализацией жизненного уровня.
Автор статьи - сертифицированный специалист по лечению тревожно-фобических и ОКР. Strategic Therapy Center, Research and Clinical Institute (Arezzo-ITALY) ( Краткосрочная Стратегическая Психотерапия ) модель Джорджио Нардонэ
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.